СюжетыОбщество

Москва не для москвичей

И даже не для гостей столицы. Краткий обзор закрытых от публики памятников архитектуры

Этот материал вышел в номере № 108 от 27 сентября 2013
Читать
И даже не для гостей столицы. Краткий обзор закрытых от публики памятников архитектуры

«Новая газета» совместно с общественным движением «Архнадзор» подготовила путеводитель по историческим местам, которых нет ни в одном туристическом гиде. Не потому что они не заслуживают этого (еще как заслуживают), а по причине банальной и прозаической — «простым смертным» эти памятники архитектуры недоступны. Они или находятся в ведении государства, или принадлежат частным собственникам — на территорию проникнуть не получится. Надеемся, наш список станет действенным обращением к правительству Москвы, ведь историческим наследием должны иметь возможность восхищаться не только избранные «категории населения».

Московский Кремль (включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО)

До Октябрьской революции Кремль был открыт для свободного посещения, нужно было только взять бесплатный билет в дворцовой конторе. Потом Кремль стал правительственной резиденцией и вход в него закрыли. Лишь по пропуску Совнаркома или ВЦИК можно было попасть внутрь. За это время снесли несколько старинных сооружений, по преимуществу монастырей, некоторые древние постройки были подвергнуты переделке. К 1955 году, когда Никита Хрущев вновь сделал Кремль открытым для посещения (правда, лишь частично), территория исторического памятника существенно сократилась.

Многие объекты по-прежнему остаются недоступными для туристов. Согласно информации на официальном сайте Кремля (http://tours.kremlin.ru), они «отведены под государственные учреждения и службы, обеспечивающие деятельность президента России». Это Теремной дворец, Сенат, Большой Кремлевский дворец. Увидеть их позволяет виртуальная экскурсия на этом же сайте: можно в панорамном режиме посмотреть практически все помещения Кремля, включая кабинет президента, Гербовый зал, Теремной дворец и Грановитую палату.

Посетить закрытые для простых граждан места вживую предлагает фирма «Эксклюзив», обещая открыть все «тайные двери» за 5 тысяч рублей. Однако информация об этих экскурсиях нашлась лишь на сайте по продаже купонов на скидки.

Здание ФСБ

Здание построено в 1898 году архитектором А.В. Ивановым. Изначально оно принадлежало страховому обществу «Россия» и сдавалось под квартиры и торговые помещения. Под охранительные структуры дом был отведен в 1919 году: сначала там сидел Центральный аппарат ВЧК, потом НКВД, ГПУ, КГБ и, наконец, ФСБ. Исторический фасад можно наблюдать с улицы; вход внутрь, естественно, закрыт для посторонних посетителей. Фотографировать здание с улицы или фотографироваться на его фоне, впрочем, никто не запрещает.

Палаты Хованских (середина XVIII в.)

Палаты Хованских скрыты за этим зданием
Палаты Хованских скрыты за этим зданием

Ул. Большая Лубянка, 17

Основная часть здания была построена в XVII веке, еще две небольшие палаты — веком позже. Дом принадлежал старинному боярскому роду Хованских. Его известным представителем является князь Иван Андреевич, начальник Стрелецкого приказа и руководитель восстания в Москве 1682 года.

В настоящее время со стороны улицы Большой Лубянки палаты заслонены трехэтажным домом, на первом этаже которого располагаются лавка с православной литературой и магазин икон. Старинное здание можно увидеть из внутреннего дворика, скрытого за воротами. В обоих магазинах имеются ведущие в него служебные выходы, однако пользоваться ими может только персонал.

Дом Орлова-Денисова с двумя боковыми флигелями (XVIII в.)

Изображение

Усадьба выделяется благодаря вычурному стилю барокко. Здание относится к середине XVIII века, во время Отечественной войны 1812 года оно принадлежало графу Ростопчину (Растопчину). Описание усадьбы можно найти в романе Льва Толстого «Война и мир».

Сейчас вход в усадьбу закрыт, она находится в аварийном состоянии. И никем не реставрируется. Даже подходить близко к ней опасно: может обрушиться кусок фасада. Сфотографировать здание удалось, только предъявив журналистское удостоверение.

Ансамбль Подворья Макарьевского Желтоводского монастыря (XVII — начало XX вв.)

Ул. Большая Лубянка, 16

Палаты относятся к ансамблю Макарьевского Желтоводского монастыря XVII века. Около года назад они были отреставрированы без восстановления внешнего вида с целью приспособления их внутренней площади под офисные и жилые помещения. Проход во внутренний двор преграждают закрытые красные ворота. Поговорив по домофону с охранником, удалось выяснить только то, что он «не может рассказать, что там находится, так как это вне его компетенции».

Дворец боярина Троекурова, палаты (XVI—XVII вв.)

Палаты Троекурова. Фото: «Архнадзор»
Палаты Троекурова. Фото: «Архнадзор»

Георгиевский переулок, 4

Палатами в XVII веке владел боярин Иван Борисович Троекуров, князь и глава Стрелецкого приказа. В его доме часто бывал сам Пётр I, благоволивший хозяину за то, что тот встал на сторону будущего императора во время его борьбы за власть с царевной Софьей.

Палаты также часто называют дворцом, поскольку они являются примером новой дворцовой архитектуры, пришедшей в то время на смену традиционному палатному строительству. Дом Троекурова был одним из самых высоких гражданских зданий в Москве времен Петра. Если первые два этажа относятся к середине XVII века, то третий, с антифалдой и сводами, украшенными в стиле барокко, был пристроен в конце столетия, в 1690 году. При этом нижний этаж здания (подклет) белокаменный и выполнен еще в XVI веке.

После смерти боярина, сменив несколько владельцев, в XIX веке здание использовалось Московским мещанским обществом как гостиница «Лондон». К XX столетию оно успело сильно обветшать и после частичной реставрации, с 50-х годов по 80-е, здесь находился Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Во внутреннем дворе Государственной думы палаты оказались в 1994 году, и с тех пор здание недоступно не только для посещения, но даже для осмотра с улицы, так как находится на закрытой охраняемой территории. Доступ к нему имеют только депутаты Госдумы. В то же время памятник находится в аварийном состоянии и требует реставрации.

Палаты подворья Пафнутиево-Боровского монастыря (середина XVII в. Перемещены из владения подворья Боровского Пафнутиевского монастыря, Никольский пер., д. 5)

Ипатьевский переулок, 10

Здание относится к XVII веку, но перестраивалось в XIX и XX веках. Изначально оно находилось в Юшковом переулке, в дореволюционное время использовалось как гостиница. Однако в 60-е годы XX века палаты оказались под угрозой сноса, и в 1968 году, под руководством историков и реставраторов, здание было отрезано от фундамента и перенесено в Ипатьевский переулок. Оно переместилось во двор дома номер 12, который также является памятником культурного наследия — палатами иконописца Симона Ушакова XVII века.

После переноса здание оказалось заброшенным и сейчас находится в аварийном состоянии. Доступа во двор нет, палат не видно даже частично и со стороны переулка.

Городская усадьба Трубецких—Щукиных (сер. XVIII в. — нач. XX в. Главный дом с флигелем, 1740-е гг., кон. XVIII в., 1850-е гг., 1907—1912 гг., гражданский инженер Л.Н. Кекушев)

Большой Знаменский переулок, 8

Дом мецената Сергея Щукина относится к середине XVIII века и является памятником культуры федерального значения. Изначально принадлежал ротмистру Николаю Шаховскому, среди его последующих владельцев — прадед Лермонтова, А.Е. Столыпин, князь и обер-прокурор Василий Хованский. В 1808 году дом достался семье Трубецких, с 1882 года им владел Сергей Щукин. Сначала он здесь жил, а с 1909 по 1917 год в перестроенном здании располагался созданный им Музей французской живописи (в 1911 г. в доме останавливался Андре Матисс и специально для этого особняка написал панно «Танец»). В 1920-е годы здесь был Музей западноевропейского искусства и фарфора.

В настоящее время дом находится в ведении Министерства обороны и, по сведениям «Архнадзора», при Сердюкове использовался как резиденция министра (см. «Новую» №131 от 2012 года). Доступ внутрь, естественно, закрыт. Некоторое время назад здание нельзя было увидеть даже с улицы, так как был перекрыт Большой Знаменский переулок, между улицами Знаменкой и Волхонкой. Сейчас переулок вновь открыли, однако фотографировать на всей территории, прилегающей к министерству, запрещено. Заснять не удастся не только дом Щукина, но даже лавочку перед ним. Фотографа, конечно, не схватят, но на выходе (на обоих концах переулка по-прежнему установлены ворота с охраной) попросят удалить фотографии.

Фанагорийские казармы (Почтовый двор. 2-я половина XVIII — начало XIX вв. Ограда начала XIX в.)

Фото: Департамент культурного наследия Москвы
Фото: Департамент культурного наследия Москвы

Ул. Бауманская, 61

Казармы построены в 50-х годах XVIII века по проекту архитектора Д.В. Ухтомского. Постройка в стиле барокко предназначалась для размещения резиденции московского департамента правительствующего Сената. По этой причине казармы также называют Сенатским домом. Свое имя казармы получили в честь Фанагорийского Суворовского полка, который расквартировался здесь в 1910 году. После Октябрьской революции казармы остались в распоряжении военного ведомства. Начиная с 30-х годов XX века по 2006 год в них располагалась Военно-химическая академия.

Сейчас здание отведено Министерству обороны и находится на его закрытой территории, соответственно, доступ в казармы закрыт. В 2012 году, без согласования с Мосгорнаследием, началась их реконструкция. Все, что могут увидеть с улицы туристы и прохожие, — строительный мусор, который периодически выносится за ограду. Внутрь же не пускают даже сотрудников департамента культурного наследия.

Екатерининский дворец (1772—1776 гг., архитекторы Д. Кваренги, А. Ринальди, Ф. Кампорези. Парк дворца с прудами, каналами и памятниками архитектуры XVIII в.)

Изображение

Дворец построен в конце XVIII века по указу Екатерины II на месте деревянных дворцов Анненгоф императрицы Анны. Его принято считать одним из выдающихся памятников архитектуры классицизма. Тем не менее после смерти Екатерины дворец, не приглянувшийся взошедшему на трон Павлу I, был превращен в казармы Московского гарнизонного полка. Во время Отечественной войны 1812 года он был разрушен французами и восстановлен лишь спустя 11 лет. Дворец переименовали в Московский кадетский корпус, в служебных корпусах также позже размещалось Алексеевское военное училище.

В год Октябрьской революции здание некоторое время обороняли кадеты, некоторых из них потом расстреляли в соседних Лефортовских казармах. Через 20 лет после восстания во дворце разместилась Военная академия бронетанковых войск.

Сейчас во дворце Общевойсковая академия Вооруженных сил РФ. По словам дежурного на входе, попасть внутрь можно, «только имея письменное разрешение руководства».

Власти Москвы три года назад изъявляли желание начать переговоры с Минобороны о передаче памятника культуры. Дальше этого намерения дело не продвинулось.

Усадьба Черткова (XVIII—XIX вв.)

Изображение

Усадьба является памятником архитектуры конца XVII века. Была построена для потомка ордынского хана царевича Ивана. Среди следующих владельцев были Алексей Долгорукий, старинный дворянский род Салтыковых, и, наконец, в 1831 году дом купил губернский предводитель дворянства А.Г. Чертков. В доме бывали писатели и литераторы — Гоголь, Жуковский, Загоскин, Данилевский, Лев Толстой. Дом также прославился своей библиотекой, которую собрал сын Черткова. Ею пользовался, например, К.Э. Циолковский. С 1871 года Чертковская библиотека стала собственностью Москвы и была свободной для посещения.

После Черткова дом перешел во владения князей Гагариных, затем купчихи Обидиной, которая сдавала дом в аренду, в том числе Московскому архитектурному обществу и охотничьему клубу.

Дом особенно интересен тем, что его залы были оформлены в разных стилях. Однако после Октябрьской революции дом был разграблен. После реставрации в нем работал Клуб красных директоров под руководством Дзержинского. При клубе были открыты курсы математики, физики, экономики. Вместе с клубом здание получило название Дома инженеров.

Сейчас дом находится в частной собственности и доступ в него закрыт.

Городская усадьба Морозова (ХIХ в.)

Изображение

Эклектичное по стилю здание было построено в 1878—1879 годах по проектам зодчих Д.Н. Чичагова и Ф.О. Шехтеля. Интерьеры, которые расписал Врубель, выполнены в различных стилях — египетском, готическом, в стиле модерн. Кроме того, в доме находилась старообрядческая молельня. Особняк принадлежал купцам Морозовым, именно здесь хранились уникальные коллекции Викулы Елисеевича, включая фарфор, серебро, иконы. Для икон в 1914 году архитектор И.Е. Бондаренко пристроил к особняку еще три залы с верхним светом.

В 1918 году особняк захватили латышские стрелки, уничтожившие значительную часть экспонатов коллекций. Тем не менее большевиками в особняке был открыт Музей старины (впрочем, только до 1929 года).

В настоящее время особняк закрыт для публичного доступа и полностью занят Российским общественным фондом инвалидов военной службы. При этом здание находится под присмотром Мосгорнаследия и дважды в год, 18 апреля и 18 мая, в День музеев, открывает свои двери для экскурсий. Проход во двор — свободный, через арку.

Особняк Арсения Морозова (ансамбль, 1895—1899 гг., арх. В.А. Мазырин — жилой дом с росписью в интерьере)

Изображение

Особняк, построенный в 1895—1899 годах XIV века архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Морозова, относится к архитектурной эклектике с элементами стиля модерн. Он выделяется тем, что, по задумке хозяина, повторяет стиль дворца Пена в Синтре, построенного в середине XIX века и увиденного купцом Морозовым во время его путешествия по Португалии. По возвращении на родину он выстроил себе дом-замок, который сразу стал предметом критики и насмешек. Впрочем, хозяин «дома с ракушками» прожил в нем всего 9 лет и умер после того, как на спор прострелил себе ногу и получил заражение крови.

После революции дом побывал штаб-квартирой анархистов, зданием театра Пролеткульта, посольства Японии, редакции газеты «Британский союзник», посольства Индии и, наконец, Домом дружбы народов, когда оказался в ведении Союза советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран.

В настоящее время особняк официально называется Домом приемов Правительства Российской Федерации и используется для различных правительственных мероприятий, встреч, дипломатических переговоров и конференций.

Особняк Саввы Морозова (конец XIX в., арх. Ф.О. Шехтель)

Изображение

Особняк построен в 1894—1898 годах архитектором Федором Осиповичем Шехтелем по заказу мецената и предпринимателя Саввы Тимофеевича Морозова, очарованного готическим английским стилем. Неудивительно, что дом напоминает замок: высокие резные своды, башенки, арки.

После революции 1905 года и самоубийства хозяина дом, записанный на вдову Морозова, был продан (в 1909 году) заводчику М.П. Рябушинскому. По словам вдовы, в нем по-прежнему обитал дух мецената, передвигавший предметы в его комнате. Новый хозяин прожил в особняке недолго: до тех пор, пока в 1918 году не эмигрировал вместе с семьей за границу, забрав с собой почти всю мебель и посуду.

В 1920-е годы здание превратилось в детский дом для сирот из Бухарской Республики, потом стал собственностью Народного комиссариата иностранных дел. До 1938 года в нем, собственно, жил нарком Литвинов, пока особняк не назначили Домом приемов. В этом статусе, сохранившемся и в постсоветское время, дом успел пережить многолетние реставрации и произошедший в 1995 году пожар.

В настоящее время в доме располагается приемная Министерства иностранных дел РФ, и он закрыт для москвичей и туристов. Несколько лет назад он попадал в список для посещения в День музеев, но теперь даже в это время в особняк попасть нельзя.

Усадьба фон Рекк (2-я пол. XIX в.)

Ул. Пятницкая, 64

В 2012 году Дом со львами (как еще называют усадьбу) передали Министерству энергетики, которое и должно привести его в надлежащий вид. Сейчас же величественный блекло-голубой дом ютится рядом с кафе-суши, которое скорее подходит для автотрассы, а не для исторического, да еще и замоскворецкого центра. Пройти на территорию дома нельзя. Охраны нет, но дом огорожен. Мы пытались пробраться со стороны Малой Ордынки, но и тут не вышло.

Изображение

На территории налоговой инспекции в заборе есть щель, через которую теоретически можно проникнуть, но сверху наблюдает камера слежения. Интересно, что дом Рекк (а он назван по имени купеческой жены Минны фон Рекк) еще в 80-х годах прошлого века стал памятником федерального значения. В 90-е и нулевые в доме устраивали официальные торжества.

Городская усадьба Клаповской (конец XVIII в. — начало XIX в. с палатами XVII в. В интерьерах росписи, начало XIX в.)

Изображение

На тихой московской улочке, которая ведет прямо к высотке на Котельнической набережной, своей красотой поражает усадьба Клаповской XIX века — здание в стиле московского ампира, обнесенное забором. Оно и дом Тутолмина выделяются из окружения зданий, возведенных купцами-старообрядцами, которых несильно заботила архитектура.

Пройти на территорию усадьбы не представляется возможным; мы уверенно звоним в домофон, установленный около въездных ворот, говорим, что хотели бы осмотреть усадьбу, и ищем музей; нам отвечают, что здесь находятся только офисы.

Сегодня бывшую городскую усадьбу Клаповской занимает компания ЛИГ «Сафинат», которая отреставрировала здание внутри и снаружи, восстановила интерьеры, росписи потолка, живописные лепные плафоны. Туристы могут осмотреть усадьбу лишь два раза в год — 18 апреля и 18 мая.

Городская усадьба фон Дервиза (конец XIX — начало ХХ вв.)

Изображение

Грозное сооружение за семью печатями находится недалеко от метро «Красные Ворота». Подобраться к нему невозможно ни со стороны главной улицы, ни со стороны двора: окружено высоким забором.

Только краешком глаза в дыру в заборе можно подсмотреть, что за ним творится. Если обойти дом со стороны Хомутовского тупика, то можно даже разглядеть кусочек самого дома, под крышей которого, на стенах здания, построенного в готическом стиле, выбиты инициалы первого владельца усадьбы, сына миллионера, Сергея Павловича фон Дервиза.

Забором здание обнесли уже при новом хозяине — потомственном дворянине Зубалове. После событий 1905 года Зубалов захотел уединения, и самый вид Москвы, видимо, стал противен ему, поэтому вокруг своего дома он возвел высокую каменную ограду.

Сегодня территория усадьбы принадлежит одному из ФГУПов Роскосмоса, и вход туда разрешен только работникам, фото делать запрещено, но мы знаем, что внутри сохранились потрясающие интерьеры: великолепные гобелены, витражи, резьба по дереву, росписи потолков, золоченая лепнина, скульптуры.

Церковь Рождества в Бутырской Стрелецкой слободе (1682—1684 гг.)

Ул. Бутырская, 56

С Бутырской улицы видна только колокольня — красивая, недавно отреставрированная, белоснежная. В церковной лавке спрашиваем, как пройти к храму. Продавец звонит кому-то по телефону и вызывает к нам. Приходит человек и ведет в здание бизнес-центра, на охране говорит: «Свои». Мы проходим дальше, попадаем в запущенный двор, весь в стройматериалах и руинах. «Вот и храм», — наш сопровождающий указывает на массивную кирпичную коробку.

Храм действует с 2006 года. Службы здесь символические: иконы бумажные, на месте настоящего алтаря сейчас входная дверь, в самом храме — и канцелярия, и кухня. Дело в том, что изначально храм образовывал единый архитектурный ансамбль с колокольней, но в 60-х два уникальных исторических объекта разделила махина-фабрика. Архитектурный ансамбль как ядро Бутырской слободы перестал существовать.

Сейчас фабричное здание расформировывается, и его уже разделили между собой арендаторы. Шансов снести эту глыбу нет никаких, потому что слишком много заинтересованных лиц.

Изображение

Сам храм в советское время служил заводским цехом: производили детали для авиатехники. Отсюда и уродливые совковые пристройки, и наспех вырубленные окна, и три этажа храма (этажи надстроили в «заводской» период храма, чтобы рациональнее использовать пространство, — к чему же им высокие своды?). Фабричный цех съехал из храма окончательно только в 2011 году. Фрески XVII века проступают под зеленой штукатуркой, прямо поверх изображения креста — ровно выведено: «НЕ КУРИТЬ!» Недавно на третьем этаже (к нему ведут металлическая узкая лестница и дверь, раскрашенная голубой краской и белыми облаками, — «рай») восстановили росписи на потолке — этим занималась дипломница из МАРХИ. Нанимали ее на средства прихода. Да и вообще все ремонтные работы лежат на плечах храма. Москомнаследие, как считают здесь, в Бутырках, не заинтересуется проблемой, пока храм не выведут из плачевного состояния, пока не разгребут горы фабричного хлама…

Здесь мы познакомились с Ярославом Игоревичем, студентом-историком, работающим и сторожем, и дворником, и певчим… Он и провел нас по подвалам, запустил «в рай», за небесную дверь с облаками, показал сохранившуюся дверь XVII века, которая сейчас в сыром подвале задвинута металлоломом. Кстати, колокольню отреставрировали на средства частного спонсора, который остался инкогнито.

Палаты (дом) Анны Монс (XVII в.)

Ул. Бауманская, 53, стр. 8

В дом Анны Монс попасть невозможно: он окольцован заводом. Пытались пролезть через парковку, потом во дворе жилого дома забрались на выступ, но оттуда дальше — никак.

Дом Монс в современном городе стал уже домом-призраком: никто не знает о его существовании, а ограждения вокруг него множатся. А ведь он мог бы быть музеем Немецкой слободы. Самое обидное, что и отстроенная громада-завод, спрятавший за собой дом Монс, сейчас — большая и никому не нужная руина.

Комментарий

Есть ли еще какие-то способы попасть на территорию «трудных» памятников, мы узнали у советника министра правительства Москвы, руководителя департамента культурного наследия города Москвы Николая ПЕРЕСЛЕГИНА:

— С 2011 года Мосгорнаследие реализует масштабный культурно-просветительский проект «Выход в город» (vihod-v-gorod.ru, +7 495 788-35-25), по которому москвичам и гостям столицы предоставляется возможность посетить более 250 объектов культурного наследия Москвы. При этом в рамках проекта действует программа экскурсий «Посторонним вход разрешен», по которой организовано посещение труднодоступных памятников истории и архитектуры. Сейчас это Петровский путевой дворец, Солдатенковская больница, Дом Наркомфина, Дом на набережной, Центральный телеграф.

Проект является уникальным, так как экскурсии проходят на бесплатной основе и в сопровождении известных деятелей культуры, журналистов, историков, архитекторов.

Реализация проекта «Выход в город» основывается на конституционном праве граждан Российской Федерации на доступ к культурным ценностям в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Екатерина ПРОВОРНАЯ, Александра КОТЛОВА, Ольга ГЛАДЫШЕВА

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow