СюжетыОбщество

«Чтобы каждый, кто пройдет по Потаповскому переулку, просто посмотрел и понял…»

Сегодня, в седьмую годовщину убийства, на здании, где находится редакция «Новой газеты», откроется мемориальная доска Анне Политковской

Этот материал вышел в номере № 112 от 7 октября 2013
Читать
Сегодня, в седьмую годовщину убийства, на здании, где находится редакция «Новой газеты», откроется мемориальная доска Анне Политковской

«Обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская до своей трагической гибели работала в этом здании с 1999 по 2006 год» — мемориальная доска с такой надписью откроется сегодня на здании, где находится редакция, в Потаповском переулке. Начало церемонии — в 13.00. В это время у редакции соберутся близкие Анны, ее друзья, коллеги, политики, дипломаты, артисты, читатели, все, кто ее помнит и кто считает, что такая мемориальная доска необходима в Москве.

Как уже писала «Новая», композиция доски представляет собой три вырванных блокнотных листа, выполненных из литейной бронзы. В верхней части — портрет Анны, как будто оторвавшейся от своего текста и посмотревшей на тебя…

Скульптор работы — выпускник Суриковского училища Ваня Балашов, архитектор — выпускник МАРХИ Петя Козлов (так они сами подписали эскизы). Эти ребята наравне с другими молодыми коллегами участвовали в творческом конкурсе, который объявила «Новая» осенью 2011-го. Из семи представленных работ жюри (в состав которого вошли скульптор Георгий Франгулян, Сергей Половинкин (департамент культуры), дети Анны Политковской Илья и Вера, Юрий Рост, Алексей Симонов, Алексей Тихонов (Москомархитектура), Чулпан Хаматова и Юрий Шевчук) выбрало именно работу.

«Конкурс был, что называется, «по чеснаку», — скажет мне начальник отдела охраны художественного наследия департамента культуры Москвы Сергей Половинкин. — На наш взгляд, воплощение образа Анны Степановны было сделано ребятами очень достойно. Во всяком случае, это настоящее произведение монументально-декоративного искусства, а не очередная какая-то проходная доска. Работа сделана с душой и со светлой памятью к Анне Степановне».

Накануне открытия мемориальной доски я поговорила с самими победителями конкурса — о том, что значит для них эта работа.

Изображение

Ваня Балашов, скульптор:Мы как узнали, что проводится конкурс и кому надо делать мемориальную доску, сразу же решили участвовать. Я, конечно, слышал об Анне Степановне до этого, но не очень глубоко, «Новую газету» редко читаю — просто потому что тяжело. Мой дядя — фанат газеты, приносит мне иногда ее и рекомендует почитать ту или иную статью. Потом, когда мы уже стали работать над доской, я прочитал об Анне книгу, фильмы посмотрел, узнал, сколько раз она ездила в Чечню… И мне как скульптору важно было создать такой ее образ, чтобы человек, который будет идти по Потаповскому переулку, просто посмотрел на доску и понял, чем занималась эта женщина. Мне сразу пришла идея о блокноте и листочках. Хотелось показать, что это героическая и одновременно хрупкая женщина… Для меня лично она — прежде всего настоящий борец.

Петя Козлов, архитектор:До конкурса я тоже знал об Анне. Читал ее книгу «Вторая Чеченская». Наша задача осложнялась тем, что персона Анны в наше время уже сильно политизирована, и нужно было создать что-то, что подтолкнет людей к изучению ее жизни, что ли, ее работ. Чтобы люди могли создать свое собственное мнение, а не слушать то, что говорится по телевидению и в прочих источниках. Большинство-то, я думаю, составляет свое мнение из того, что слышит по Первому каналу. Возможно, наша доска подтолкнет их к тому, чтобы они зашли хотя бы на «Википедию» или какие-то другие ресурсы, почитали и узнали. Ведь Анна выступала одна против системы…

Ваня:А это редко кто может так отчаянно. Мало тех, кто занимается настоящей журналистикой. Мало кто может решиться на это.

Петя:И итог, к сожалению, в наших реалиях закономерный.

— Были ли какие-то моменты, которые вам особо запомнились при работе над мемориальной доской?

Ваня: Первоначально у нас был немного другой образ Анны — когда она смотрит поверх очков, такая более суровая. А потом, пообщавшись с ее родными, с главным редактором «Новой», мы решили немного изменить образ. Да, она хоть и занималась таким серьезным тяжелым делом, но образ у нее все равно должен быть светлый. И она у нас в итоге стала более мягкая.

Петя:Это двойственная вещь. Просто родственники хотят видеть человека, с которым они жили, а общество видит совершенно другое. И у нас художественное представление тоже было чуть-чуть другое. Хорошо, что мы быстро пришли к консенсусу. У меня до этого был случай, когда вдова одного человека прямо пальцами в бронзу тыкала: «Вот это не так, вот это надо по-другому делать…»

Ваня:И потом главная наша задача была — сделать мемориальную доску не на сегодня и не на завтра. Такие вещи должны работать для потомков, чтобы люди через 100—200 лет тоже увидели эту доску. В этом основная наша ответственность.

А 7 октября мы придем на Потаповский переулок с отношением к доске как к только что родившемуся ребенку. И мы еще не знаем, как сложится судьба этого ребенка. Вот пусть доска повисит 2—3 года, впитает в себя внешнюю среду (это такой секрет живописной картины и скульптуры — они незаметно, но в течение нескольких лет постоянно что-то вбирают в себя, видоизменяются). Доска с течением времени должна зажить своей жизнью, перестать быть нашим детищем. А пока это совсем маленький ребенок. И 7-го числа будет просто ее крещение. Что же будет дальше — поживем, увидим. Как говорят, кому нравится — пусть любуются, а кому не нравится — пусть привыкают.

P.S. Редакция «Новой газеты» выражает благодарность департаменту культуры города Москвы за неоценимую помощь и поддержку в том, чтобы доска Анне Политковской появилась в Москве.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow