СюжетыКультура

К нам едет Мефистофель

Начинается «Сезон Станиславского»

Этот материал вышел в номере № 117 от 18 октября 2013
Читать
Начинается «Сезон Станиславского»
Изображение

26–27 октября в Гоголь-центре знаменитый берлинский театрVolksbuehneсыграет спектакль «Мнимый больной». Режиссер и исполнитель главной роли Аргана — Мартин Вуттке.

«Фольксбюне» в Москве знают по спектаклям лидера театра — Франка Касторфа. Мартина Вуттке — по ролям Мастера и Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите». Касторфа — по роли Артуро Уи в легендарном брехтовском спектакле Хайнера Мюллера и театра «Берлинер Ансамбль». А также — по роли Гитлера в фильме Тарантино «Бесславные ублюдки». Но Вуттке, пятидесятилетняя легенда немецкой сцены, работает и в режиссуре (в диапазоне от Эсхила до Ницше). Его «Мнимый больной» стилизован под фарс французского бродячего театрика в полосатом шелковом шатре, его Арган — открытый мастер-класс для актера. «Никто не умеет блистать на сцене так многогранно, как Вуттке», — писали немецкие критики о премьере.

26–27 октября на сцене МОДИ «Кузьминки» — спектакль венского Бургтеатра и Люка Бонди «Счастливые дни Аранхуэса»по пьесе Петера Хандке. Люк Бонди в 2013-м стал художественным руководителем парижского театра «Одеон» (а в 2001–2013 гг. был интендантом Венского фестиваля). Его спектакли идут в «Одеоне» и Бургтеатре, в Ла Скала и Гранд-Опера. «Счастливые дни Аранхуэса» — диалог мужчины и женщины о любви в нашем мире, «где больше ни один роман не может увенчаться счастливым концом». Театральная проза Петера Хандке сложна, трагична, иронична, блистательна (в 2004 году Эльфрида Елинек всерьез пробовала отказаться от своей Нобелевской премии в пользу Хандке — ее старшего соотечественника).

2–3 ноября на фестивале — «Последняя лента Крэппа» Петера Штайна с Клаусом Мария Брандауэром в роли Крэппа. Режиссер и актер равно знамениты. Брандауэра прославил «оскаровский» фильм Иштвана Сабо «Мефисто» и последующие ленты Сабо «Полковник Редль» и «Хануссен». За роль Брора в фильме Сидни Поллака «Из Африки» Брандауэр награжден «Золотым глобусом» (параллельно съемкам в саванне он репетировал и играл Гамлета в Бургтеатре и 80 спектаклей провел после трансконтинентального перелета Найроби — Вена).

Штайн и Брандауэр, два всемирно известных свободных художника, работают вместе не впервые. После премьеры «Крэппа» весной 2013 года они приступили к репетициям «Короля Лира» в Бургтеатре: премьера состоится под Рождество 2013 года.

5 ноябряв Москве вновь сыграют«Божественную комедию» Эймунтаса Някрошюса: фестиваль «Сезон Станиславского» — копродюсер этого мощного проекта. А 7–9 ноябряна фестивале — российская премьера «Рая» Някрошюса, завершения его театральной дилогии по поэме Данте.

12–13 ноября международную программу «Сезона Станиславского»-2013 завершит спектакль Люка Персеваля и театра Thalia(Гамбург) «Там за дверью». Персеваль, бельгиец по рождению и худрук известного в Германии театра, впервые гастролировал в Москве в 2012 году: «Сезон Станиславского» показал его «Вишневый сад» и объехавший полмира спектакль «Отелло».

Пьеса «Там за дверью» в России почти неизвестна. В Германии — входит в школьные программы. И только за последние двадцать лет была поставлена свыше пятидесяти раз. Ее автор, Вольфганг Борхерт (1921–1947), начинающий поэт и актер, был призван в вермахт летом 1941 года и стал рядовым на Восточном фронте, под Смоленском. За разговорчики в строю — о рейхе вообще и ведомстве Геббельса в частности — трижды был арестован гестапо, воевал в штрафбате и на передовой. Летом 1945-го вернулся в разрушенный Гамбург с туберкулезом. В госпитале написал пьесу «Там за дверью», цикл трагических рассказов и жесткий антивоенный манифест-завещание. Умер 26-летним. Уже радиопремьера «Там за дверью» потрясла послевоенную Германию, на лечение Борхерта в Швейцарии радиослушатели собирали деньги — но и Швейцария не спасла.

В Рунете лежит отличный перевод Елены Чагаевой. «Улица провоняла кровью, потому что там зарезали правду, и двери все закрыты», — бормочет герой, унтер-офицер Бекманн, скитаясь по развалинам Гамбурга 1946 года. Его мучает память о тех, кого послал на смерть он, — и призраки тех, кого послала на смерть Германия. Те, кто благословлял юного Бекманна на войну «во имя отчизны», отшатываются от калеки из разбитой армии: на фронте он стал очень странным, а был такой светлый юноша… Только река Эльба говорит с ним — и дает последнее утешение. Среди других действующих лиц — «Полковник, который очень весел», «Директор кабаре, который хотел бы быть мужественным, но ужасно трусит», «Фрау Хламер, которая просто фрау Хламер, и это самое страшное». А также «Бог, в которого больше никто не верит».

В спектакле Персеваля, пронизанном рваной лихорадочной музыкой, играют Феликс Кнопп, актер Thaliaи известный в Гамбурге рок-музыкант, — и виртуозная Барбара Нюссе (московским театралам актриса напомнит Розу Хайруллину с ее острым и тонким гротеском).

Полная программа фестиваля — на сайте www.stanislavskyfestival.ru.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow