СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 117 от 18 октября 2013
Читать

Нью-Васюки продолжаются

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства продлил выставку «Царская игра» до 1 декабря и по такому случаю решил порадовать любителей шахмат классикой — сеансами одновременной игры и лекцией старейшего гроссмейстера мира — самого Юрия Авербаха. Сеансы одновременной игры пройдут 19 и 20 октября в «Белом зале». Количество участников не ограничено — ограничено только время: с 12.00 до 15.00. За 10 столами все желающие смогут помериться силами с олимпийским чемпионом в составе сборной России, вице-чемпионом мира среди шахматистов до 18 лет и трехкратным чемпионом Европы гроссмейстером Владимиром Федосеевым. Правила простые: закончивший партию уступает место за доской следующему «претенденту». Лекция Авербаха 26 октября«Театр шахматных фигур» в 13.00 позволит прикоснуться к живой истории шахмат и проверить свои познания в области шахматной культуры — в конце лекции гостей ожидает короткая викторина с призами. Все бесплатно, но по предварительной регистрации здесь: http://goo.gl/isFeJA.

Ул. Делегатская, 3

Можно не сомневаться: сегодня вечером со сцены клубаArena Moscow автор-исполнитель песен из Нью-Йорка, если говорить сухо, и одна из лучших фолк-рок-певиц современной сцены, если не скромничать, Сьюзен Вегадаст зрителям то, за чем они придут, — безукоризненность. Во всем. Вега одна из немногих артистов мирового уровня, для которых unplugged, то есть акустическая подача материала, является не разовой акцией, но естественной и ключевой составляющей безупречного стиля. Другими компонентами являются минималистически обставленная искренность, отсутствие штампов, истории, шутки со сцены и великолепный бэк-каталог. Концерт покроет большую его часть — и, соответственно, будут и Caramel, и Blood Make Noise, и Gypsy — с, возможно, несколько расширенным представительством альбома Solitude Standing 1987 года, четвертьвековой юбилей которого певица отмечает с прошлого года. Именно эта пластинка содержала два самых, пожалуй, известных ее хита — Luka и Toms Diner. Наверняка они прозвучат или ближе к финалу, или вообще на бис, которых наверняка будет больше одного. Ожидается, что Вега сыграет и несколько новых, еще не записанных песен, включая тепло принимаемую публикой других стран I Never Were White. За усиление акустической силы Веги в ее туре отвечает гитарист Джерри Леонард, вооруженный как акустикой, так и электрогитарой и звучащий, как Эйдж из U2 и Джони Митчелл одновременно.

Ленинградский пр-т, 31, стр. 4. Начало в 21.00

Ночь с сегодня на завтра на «Платформе» станет «Ночью неожиданностей» — такое название выбрано для голландско-российского эксперимента, которым завершится один из самых известных и престижных европейских фестивалей современной академической музыки — голландский Gaudeamus Music Week. Обычный концерт или фестиваль всегда скроен по заранее понятным лекалам: вот серьезное, а вот тут что-нибудь полегче, для развлечения. Или: вот старое-привычное, а теперь немного смелого и современного. Еще вариант: разогрев, а потом хедлайнер. Ожидания привычно запрограммированы, как перед комплексным обедом, в котором никто не ждет компота раньше супа… «Ночь неожиданностей» соберет в режиме нон-стоп совершенно разные музыкальные события, на которые зритель просто не успевает настроиться заранее. Это будет плотное представление из коротких, острых выступлений, происходящих вне сцены и оптимально использующих каждый закоулок площадки так, что зритель не знает, где развернется следующий экспериментальный сюжет. Все участники «Ночи» устанавливают свой собственный контекст — здесь и сейчас, при этом буквально наступая друг другу на пятки и пересекая границы разных музыкальных направлений: классика, электроника, импровизация, джаз, пост-рок, экспериментальная музыка. Необычный способ приготовления дополняется качественными «ингредиентами»: из Голландии приезжают лазерное мультимедиашоу LSP, пост-роковый дуэт Knalpot, энергичные танцоры LeineRoebana и один из самых знаменитых в мире саксофонных квартетов — виртуозный Amstel Quartet. Среди российских участников — Московский ансамбль современной музыки и другие приятные люди.

4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6. Начало в 20.00

VII Московский музыкальный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» стартует в Московском международном доме музыки 23 октября и продлится полтора месяца. Доминанта фестиваля — это, конечно, сам маэстро, причем не только музыкальная, но и организационная: его усилиями в эти осенние дни Москва услышит лучшего исполнителя Малера бас-баритона из Германии Матиаса Герне, чувственного американского тенора Джона Озборна, юную красавицу-сопрано из ЮАР Притти Йенде, трех блистательных пианистов России, Франции и Великобритании — Дениса Мацуева, Жана-Ива Тибоде и Джона Лилла, скрипачей-виртуозов Рено Капюсона (Франция), Вадима Глузмана (Израиль) и нашего Сергея Догадина, знаменитого флейтиста — солиста Берлинского филармонического оркестра Эмманюэля Пайю (Швейцария), известного венгерского трубача Габора Болдоцки и, наконец, одного из лучших в мире контратеноров Макса Эмануэля Ченчича (Австрия). Так что столичных меломанов ожидает марафон концертов, которым, к слову, Владимир Спиваков отмечает — заодно, так сказать, — десятилетие созданного им Национального филармонического оркестра. Поздравить российский коллектив приедет коллектив французский — Национального оркестра Капитолия Тулузы с харизматичным Туганом Сохиевым во главе. Подробности программы — на сайте http://www.mmdm.ru/festivals.

Космодамианская наб., 52, стр. 8

Если, думая о скульптуре, вы все еще представляете «Давида» Микеланджело или, скажем, «Рабочего и колхозницу» Веры Мухиной, вы застряли во вчера. Еще бесконечного Ленина представьте, размазанного по бывшей одной шестой части суши… Забудьте! Нынче скульптура — это что-то другое. Точнее, она может оказаться чем угодно: ржавой сеткой-рабицей, деревянным ящичком для солдатиков, поставленным на попа, адским пластиковым зайцем в парке, чем-то черным, похожим на мятого Дарта Вейдера, плюшевыми игрушками, водруженными на постамент, и т.п. — включите фантазию в конце концов. Надо полагать, именно к этому призывает выставка в Культурном центре «Москвич» с многозначительным названием «Srez. Отечественная скульптура сегодня», беспощадно толкающая зрителя в клешни современного искусства в формате public art цитатами из Йозефа Бойса, в частности о том, что «если каждый человек станет художником, мир станет лучше». Не к ночи уже помянутый Ленин тоже хотел научить любую кухарку искусству госуправления. Стряпню этой кухарки мы едим до сих пор. Современная скульптура — это пока еще объем и форма, по-прежнему преобразующие пространство. Но долго ли осталось этому пережитку?

Волгоградский пр-т, 46/15. До 30 ноября

У каждого свои тараканы

Заскакивая, что называется, в уходящий поезд, еще можно успеть в галерею «А3», где всего неделю с небольшим длится выставка Наталии Хлебцевич «БиоЛогика». Художница в глине и фарфоре развивает биологические темы, иногда занятно, иногда — слишком буквально. В архитектурном пейзаже «Места под солнцем» обнаруживается не столько замысел строителя, сколько примитивная (в смысле жанра воплощения) констатация частных постапокалиптических представлений о городе, когда здания в начальной стадии строительства малоотличимы от руин. В серии «Трансформация» глина в сыром виде служит почвой для всходов, а в обожженном — основой для рисунков этих всходов. Инсталляция «Дни, часы, минуты, годы» включает растущие в глиняной полусфере грибы, короткий жизненный цикл которых вторит густой череде портретов людей от новорожденных до старцев. Еще дальше идет художник, сделав живое существо практически соавтором своей работы «У каждого свои тараканы». Речь идет о насекомых, которым поручено нанести ущерб еще не обожженной росписи фарфора, — частично «отредактированная» ими, она после обжига вывешена на стене, а в витрине под стеклом работа насекомых продолжается на глазах у зрителя.

Староконюшенный пер., 39. До 20 октября

Королева Верди

«Русское сопрано с вердиевской музыкой в крови», «лучшая Тоска своего времени», одна из немногих мировых королев оперы, единственная русская певица, сыгравшая порядка 160 спектаклей в нью-йоркской Metropolitan Opera и выступившая в главных ролях 15 постановок легендарного театра La Scala, Мария Гулегина стала чаще выступать в Москве, что не может не радовать. 20 октября на сцене Большого зала Московской консерватории она представит программу, которой будет чествовать своего «главного композитора» — на дворе ведь 200-летие Верди. В сопровождении Академического большого хора «Мастера хорового пения» и симфонического оркестра радио «Орфей» под управлением дирижера Сергея Кондрашова Мария Гулегина исполнит арии из опер «Аида», «Травиата», «Трубадур», «Дон Карлос» и порадует поклонников премьерами, которые готовит специально для этого концерта.

Ул. Б. Никитская, 13/6. Начало в 19.00

Фотографии, сделанные с закрытой крышкой объектива

«Мир не желает быть фотографируемым, и его разрушительное противостояние в этом нарастает» — этим категоричным, но в то же время романтическим заявлением открывается программный текст минского художника Игоря Савченко «О новом отношении к фотографии», название которого стало названием его первой персональной выставки в Москве, в Центре фотографии им. братьев Люмьер. Представленные серии черно-белых фотоотпечатков — «Невидимое» (1992–1993), «Об изменившемся поведении солнечного света» (1996), «Комментированные ландшафты» (1994–1995), «Мистерии» (1989–1993), «Уникаты» (2008), «Фотографирование» (2008) — фиксируют взаимоотношение автора с реальностью, памятью и историей. И поскольку объект съемки зачастую отсутствует, а собственно разработка метода и идеи фотографирования редуцирована до нарратива подписи под кадром, в этом взаимоотношении, размноженном для вящей убедительности в серию, узнается концептуальное искусство. Некоторые кадры — просто засвеченные негативы, другие напоминают первые шаги пионера из фотокружка в освоении камеры «Смена-2М», третьи представляют собой стилизацию под фото былых времен (но тоже советских), однако без подписей, некоторые из них весьма забавны, смотреть было бы совсем скучно — именно они, надо думать, свидетельствуют о напряженном духовном поиске художника. Вот банальнейшая композиция — фрагмент загородной дороги — сопровождается текстом: «Та, которая уже идет ему навстречу и сейчас покажется из-за этого поворота»; смутное светлое пятно в темноте — «Неясные отблески солнечных вихрей, время от времени проносящиеся вдали, не позволяя рассмотреть высвечиваемые картинки»; просто темный отпечаток — «Ее портрет, сделанный им единственный раз — при их последней встрече; крышка объектива, забытая им, осталась не снятой». В какой-то момент и правда хочется поверить, что мир не желает быть фотографируемым. Но в соседнем зале проходит выставка восхитительной Вивьен Майер, и это все расставляет по местам.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 10 ноября

Он — народный артист Российской Федерации, лауреат премий «Золотая маска», «Петрополь» и множества других. Но кого это, в самом деле, интересует, если речь идет о любимом актере! Сергей Юрскийболее полувека на сцене — двадцать с лишним лет в питерском БДТ, потом Театр Моссовета, МХАТ, «Школа современной пьесы» и уникальный театр одного актера — его самого. Репертуар Юрского охватывает Шекспира и Бернса, Мопассана и Пушкина, Гоголя и Достоевского, Чехова, Бунина и Пастернака, Бродского и Мандельштама, Булгакова, Зощенко и Бабеля, Маяковского и Есенина, Шукшина и Жванецкого. Их он не просто читает со сцены, но именно играет — поэмы, рассказы, монологи, — направляя воображение зрителей минимумом подручных средств. И литература превращается в драматическое действие — с мизансценами и пластическими решениями. Это стоит увидеть — 23 октября в Камерном зале Московского международного дома музыки Сергей Юрский представит программу «Петербург».

Космодамианская наб., 52, стр. 8. Начало в 19.00

Венгры и евреи на протяжении многих веков жили бок о бок, что не могло не отразиться, помимо всякого такого прочего, на танцевальных делах двух народов. Во всяком случае, именно этому аспекту взаимопроникновения двух культур посвящен круглый стол с мастер-классом компаративного танца, который 20 октября в Культурном центре «Дом» (Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4) устраивает культурно-образовательный проект «Эшколот». Ожидается участие венгерского танцевального ансамбля «Хонвед», московской группы «Лакоча», историка народного танца Алексея Шилина, а также хореографов Евгении Лопатник и Даны Лифановой. Вход бесплатный, но необходима онлайн-регистрация: http://bit.ly/16vvDRL. Кроме того, проект, последние два года настойчиво продвигающий культуру «медленного чтения» — через форматы учебных групп и «вечеринок с комментариями», запустил 6-й фестиваль медленного чтения «Поле зрения». На этот раз будут «читать» и комментировать кино, картины и сны, поскольку все они имеют знаковую природу и предполагают семиотический анализ. Участникам предлагается три потока на выбор: «Кинематограф: фильмы братьев Коэнов», «Живопись: библейские сюжеты в европейском искусстве» и «Психология: Фрейд как толкователь сновидений и Библии». Фестиваль пройдет в декабре, с 5-го по 8-е, в подмосковном Воскресенске, но запись — тут: http://goo.gl/A9W9ch — открыта только до 25 октября.

В «Провиантских складах» Музея Москвы проходит выставкаодного из самых известных в мире российских фотографов, подборки работ которого блуждают по интернетам в качестве иллюстрации к «России, которую мы потеряли» и тому подобным сусальностям. Между тем в фотографиях Сергея Прокудина-Горскогонет никаких ностальгически-патриотических «соплей», свойственных многим сегодняшним «дорогим россиянам». Его огромный корпус работ, созданный в период с 1904 по 1915 год, — методично отснятая антропологическая летопись дореволюционной России, в которой он запечатлел разнообразие природных и рукотворных памятников Российской империи, а также типы жителей «в их естественной среде обитания». Экспозиция открывает виды старой России: средневековые церкви и монастыри, железные дороги и растущие фабрики аграрной, в общем, страны, сцены повседневной жизни — и населяющих эти виды людей. Уникальность снимков Прокудина-Горского в том, что они цветные. Для сравнения: следующая цветная съемка в стране запечатлела Парад Победы в июне 1945-го. Фотограф прославился еще при жизни, но, как это нередко бывает в наших палестинах, был основательно забыт, и заново открыт уже в конце ХХ века. Выставка «Россия в цвете» приурочена к полуторавековому юбилею Прокудина-Горского.

Зубовский б-р, 2. До 8 ноября

Навеяло

Западный ветер принес в кинотеатр «35 мм» одиннадцать фильмов из Европы: на карте Фестиваля европейского киноWest Wind с 23 по 27 октября— только оригинальные и смелые работы из Франции и Швейцарии, Бельгии и Нидерландов, Германии и Ирландии, Польши и Австрии, Великобритании и Италии, Дании и Испании. В них нет запретных тем и жанровых границ. Фильмы представят режиссеры и актеры, которые проведут встречи со зрителями в режиме вопросов и ответов. Откроется фестиваль картиной Жерома Боннелла «Время приключений» (19.00) — мелодрама, наполненная городским шумом и ворчанием парижан на то, что кофе в бистро нынче слишком дорог, и плюющая на быт, выбирая исключительно высокие чувства. За достоверность в изображении романтических отношений отвечают отличный актерский дуэт француженки Эммануэль Дево и ирландца Гэбриэла Бирна. Продолжит день открытия лента Хесуса Монльяо «Сын Каина» (22.00) — образец филигранного психологического триллера. Подробное расписание фестиваля смотрите здесь:http://www.kino35mm.ru/ru/festival/187.

Ул. Покровка, 47/24

Дизайн коллективного сознания

23 октября в Британской высшей школе дизайна, что в центре ArtPlay, основатели культовой американской архитектурно-дизайнерской компании AvroKO Уильям Харрис, Грег Брэдшоу, Кристина О’Нил и Адам Фермери проведут открытый мастер-класс «Дизайн как связь с коллективным сознанием». Речь пойдет не только о том, что прямо указано в названии события, но о вторичном использовании материалов и ревитализации в урбанистике. Последнее в переводе со специального на русский означает воссоздание, оживление и восстановление городских пространств, что для Москвы, которая, как известно, не резиновая, но при этом может «похвастаться» гигантскими заброшенными территориями бывших промзон, пустырей и т.п., очень даже актуально. Для участия в мастер-классе необходима предварительная регистрация: http://goo.gl/e6YJmy.

Ул. Н. Сыромятническая, 10, стр. 3. Начало в 17.00

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow