СюжетыОбщество

Дело о чести

Капитана полиции Артема Файзулина уволили из правоохранительных органов за поддержку Алексея Навального

Этот материал вышел в номере № 123 от 1 ноября 2013
Читать
Капитана полиции Артема Файзулина уволили из правоохранительных органов за поддержку Алексея Навального В материалах служебной проверки так и написано: «Презрел требования служебного долга и приоритет государственных интересов над личными»

В материалах служебной проверки в отношении Файзулина так и написано: «Презрел требования служебного долга и приоритет государственных интересов над личными».

— Чай или кофе? — спрашивает Артем. Мы сидим на кухне его трехкомнатной квартиры на самой окраине Березников. На часах — 10 утра.

— Я, пожалуй, кофе буду, — продолжает Файзулин. — Как со службы уволили, появилось время поспать, а вы сегодня рано приехали.

# Любовь и малая родина

— Я в милиции оказался в 16 лет. Поступил в Омскую школу МВД в 1993-м — хотел порядок охранять. Были, конечно, и «корыстные» мотивы: не хотелось в армию. Подумал: либо два года просто потеряю, либо отучусь четыре и получу юридическое образование.

Высшая школа милиции в Омске, по словам Файзулина, сформировала его политические взгляды.

— Это было время полной свободы. И люди, которые не очень приходились ко двору в советское время, начинали говорить. В нашей школе преподаватели были именно такими. Они никогда не могли поставить некую «милицейскую» точку зрения выше правовой. Когда кто-то предлагал в процессе обучения выходить из инсценированных рабочих ситуаций силовыми, радикальными методами, — у нас только вздыхали: «Ну чисто ментовское решение».

В 1994 году в Омске были выборы в органы местного самоуправления. И курсантам предлагали подписаться за выдвижение какой-то политической партии. Не помню сейчас даже ее названия. Когда очередь дошла до меня, я подписывать отказался: говорю, не близка мне эта партия. Повели к начальнику курса. Он спрашивает: «Ну что отказываешься-то?» Я ему свои политические взгляды изложил. Он говорит: «Ну, если ты либерал, так что мешаешь партии-то выдвинуться? У людей же выбор должен быть». И я подумал: да, он прав. Вот так нас обучали.

В 1997 году Артем Файзулин с красным дипломом окончил Высшую школу милиции в Омске и вернулся в родные Березники.

— На малую родину, не буду скрывать, позвала любовь. С Ириной мы знакомы с 13 лет. Она не хотела уезжать из Березников. Поэтому я решил, что вернусь. Было бы страшно потерять эту женщину.

Первые три года — с 1997 по 1999-й — Артем работал оперативником уголовного розыска. Чем занимался тогда? Вот одна история:

— Девяносто восьмой год был. Звонит мне ночью дежурный и посылает разобраться в одной бытовой истории. Из квартиры пропали золотые украшения. Группу высылать не стали, меня закинули разобраться. Приезжаю. Картина такая: девушка, у которой пропали украшения, мылась в душе. Серьги и браслет положила на полку. Потом, когда помылась, оставила украшения там же. К ней пришли подруги, молодой человек, и еще отец вернулся с гулянки. Отец пьющий. Ну вот сидели они, а через некоторое время девушка эта в ванную зашла — а украшений нет. Надо понять, кто украл.

Я попросил себе отдельную комнату и по очереди всех туда стал вызывать. Спрашиваю у каждого: «Ты взял?» Все — в отказ. Я по второму кругу приглашаю, только теперь говорю: «Если никто не сознается — придется оперативную группу вызывать, чтобы они отпечатки сняли». Пообещал еще всем, что не скажу хозяйке, кто украшения взял, если сами сознаются. В итоге подруги признались: они взяли.

В 2000 году Артем перешел на службу в экспертно-криминалистический центр при УВД Березников, где и проработал до увольнения. За неполных 20 лет службы получил 23 поощрения и 5 дисциплинарных взысканий. А уволили его за 35 дней до пенсии…

# «Поступок, порочащий…»

— Фотографию в поддержку Навального я сделал в апреле. Еще даже не начался процесс в Ленинском районном суде. Дело выглядело явно сфабрикованным, а для меня как для юриста — это было особенно очевидно: не может быть уголовного дела о хищении без оценки ущерба. В случае с Навальным и Офицеровым так и было. Один человек сказал: украли 16 миллионов. И дело возбудили. Хотя любой юрист знает: нельзя возбуждать такие дела без экспертизы.

Прошло два месяца. Процесс по делу Алексея Навального шел к приговору. Артем Файзулин продолжал производить баллистические, почерковедческие и трасологические экспертизы в здании березниковского УВД. 14 июня в его кабинет постучали. Молодой человек предъявил Артему удостоверение на имя М.В. Данилина, старшего оперуполномоченного оперативно-разыскной части (ОРЧ) собственной безопасности.

— Эти люди приходят к тем, кого заподозрили в коррупции или превышении должностных полномочий, — рассказывает Артем. — Я, конечно, удивился. Еще больше удивило то, что пришли из-за фотографии.

«В своем объяснении Файзулин А.Т. подтвердил факт размещения в сети Интернет на форуме Facebook фотографии, на которой он и члены его семьи демонстрируют агитационные плакаты, призывающие осудить факт возбуждения уголовного дела в отношении А.А. Навального, — напишет через месяц в своем рапорте сотрудник ОРЧ Данилин. — Таким образом, Файзулин А.Т. нарушил требования ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ», согласно которым сотрудник органов внутренних дел не должен оказывать предпочтение политическим партиям, организациям и гражданам».

— Требование не оказывать предпочтение гражданам — абсурдное, — говорит Артем. — Если следовать ему, то я не могу, например, сделать комплимент своей жене. Но вопрос-то в другом: во фразе «Руки прочь от Навального» нет предпочтения. Я же не написал: «Я люблю Алексея Навального» и не выразил к нему положительного отношения. Это я и пытался доказать в суде.

7 октября Свердловский районный суд Перми признал увольнение Файзулина законным. После этого Артем и решил рассказать о случившемся.

— Если я выиграю апелляцию — вернусь на службу и дослужу оставшиеся 35 дней, после чего все равно уйду, — говорит Артем. — Ищу сейчас себе новую работу, хотя с формулировкой «За проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел» далеко не уедешь.

Семья Файзулина новость об увольнении восприняла спокойно. Жена Ирина взяла дополнительную работу. Десятилетняя дочь Стася стала чаще задавать папе вопросы «из жизни», а маленький Тимофей и вовсе ничего не заметил.

— Меня часто упрекают: зачем ты с детьми сфотографировался? — говорит Файзулин. — Я отвечаю просто: мне нечего от них скрывать. Мы с женой часто говорим о политике, и дочку, разумеется, интересуют наши разговоры. Вот я ей и объясняю. Любой психолог скажет вам: нет хуже ответа, чем «подрастешь — узнаешь». Когда мы решили сфотографироваться в поддержку Навального, она сама попросила подержать плакат. А младший просто капризничал, и пришлось взять его на руки.

9 октября пресс-секретарь ГУ МВД по Пермскому краю Артур Гайнанов заявил, что в ведомстве увольнение Артема Файзулина считают правильным и морально оправданным.

P . S . Артур Гайнанов, отвечая на мой вопрос, заявил, что личность политика, которого поддержал Артем Файзулин, не имеет для дела никакого значения: «Без разницы, какого политического деятеля поддерживает сотрудник органов внутренних дел, но если он это делает публично, то преступает законодательство».

20 июня 2013 года, выступая на заседании Общественного совета при УМВД России по Кировской области, начальник кировской полиции Сергей Солодовников заявил: «Мне кажется, сегодня пришло время, когда каждый человек в нашей стране, гражданин нашего общества, должен определиться: с кем он. Вот я, генерал Солодовников, определился. Я — с Путиным. Это моя позиция и как генерала, и как гражданина».

Генерал Солодовников, спустя 4 месяца после этого выступления, по-прежнему занимает пост начальника ГУ МВД по Кировской области.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow