СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 123 от 1 ноября 2013
Читать

После трех лет молчания и почти четырех лет отсутствия на сцене Милен Фармер вернулась — сначала с новым альбомом Monkey Me, а следом — с мировым туром в его поддержку под названием Timeless2013. И тур, и альбом — это возрождение сотрудничества певицы с продюсером, автором песен и режиссером клипов Лораном Бутонна, которому Фармер во многом обязана своей мировой славой и полубожественным статусом во Франции. Дуэт сделал то, что от него ждали, — оперся в новом материале на прошлый опыт совместной работы, точнее — на пиковые его точки. Первый же сингл со свежей пластинки A Lombre, равно как и титульный номер Monkey Me звучали так, словно в свое время не вошли в альбомы Фармер начала девяностых. Даже оформление обложки напоминает о каких-нибудь уже подзабытых техно-макси-синглах. Собственно, в новом материале много анахронистического еврохауса, фортепьянных риффов и техно-бита, над которыми можно было бы посмеяться, если бы все это не работало на общий эффект, почувствовать который есть возможность буквально сегодня вечером в «Олимпийском». Предварительный сет-лист на удивление наполнен преимущественно новыми песнями, включая виртуальный дуэт с Моби Slipping Away, ранее со сцены не исполнявшийся, и кавер на «Mad World»Tear For Fears. Даже на бис запланирована премьера Inseparables. Но, конечно, без проверенных хитов вроде Je t'aime mélancolie или Désenchantée, разумеется, не обойдется.

Олимпийский пр-т, 16, стр. 1–2. Начало в 19.30

Семидесятые — беспокойные, яркие, волнующие, творческие — стали временем расцвета мировой рок-музыки. Именно музыке и фотографии посвятил себя в эти годы голландский фотограф Гилберт Ханекроот. Сотрудничая с известными изданиями OOR, Nieuwe Revu, Margriet, Viva, он посещал сотни выступлений и снимал на многочисленных интервью. Его концертные снимки, яркие и экспрессивные, вырывали самый мощный момент шоу. Ханекрооту позировали Мик Джаггер и Род Стюарт, Джон Леннон и Кит Ричардс, Дэвид Боуи и Блонди, Боб Марли, Джо Кокер и Майлз Дэвис. Проводя много времени с теми, кому подпевали миллионы, он пытался взглянуть глубже сценического образа и запечатлеть не звезду, а личность. Потому его портреты настолько естественные и интимные, расслабленные и лишенные наигранности. Их можно посмотреть на только что открывшейся персональной выставке Гисберта Ханекроота «От АББЫ до Заппы. Рок-фотография 1970-х» в Центре фотографии им. братьев Люмьер. Ее основу составили более сотни фотографий, переносящих в легендарную атмосферу 1970-х, в том числе 20 уникальных винтажных отпечатков, сделанных в те годы.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 8 декабря

«Мебиус», новый фильм южнокорейца Ким Ки Дука, одного из ведущих мировых режиссеров последних десятилетий, в Корее был разрешен к показу только после серьезных купюр и в категории «только для взрослых»: многие уже успели назвать его самым скандальным, кровавым и сильным фильмом этого автора. На Венецианском фестивале внеконкурсный показ картины, которая представляет собой традиционную для режиссера жанровую смесь — от семейной драмы до кровавой бани, — вызвал огромный ажиотаж и бурные споры. Российской премьерой фильма, которая состоится сегодня в Большом зале «Гоголь-центра», последний открывает — в дополнение к «Гоголь-музыке», «Гоголь-театру», «Гоголь-танцу» — программу «Гоголь-кино». В широкий прокат «Мебиус» выйдет 7 ноября.

Ул. Казакова, 8. Начало в 19.00

Единственный российский виолончельный фестиваль Vivacello, воспевающий безграничные возможности одного инструмента, празднует свой первый — пятилетний — юбилей. По приглашению Бориса Андрианова, зачинателя и бессменного арт-директора фестиваля, начиная с 5 ноября в Камерном зале Московского международного дома музыки будут собираться виолончелисты Джованни Соллима, Александр Рудин, Давид Герингас, Александр Князев, Денис Шаповалов, Александр Бузлов, а также скрипачка Алена Баева, пианист Штефан Владар и гитарист Дмитрий Илларионов — все известные концертирующие музыканты. Добавьте к ним Венский камерный оркестр, Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема, а также блистательный питерский «Терем-квартет» — и получите исключительное разнообразие форматов и стилей виолончельной музыки: среди шести программ фестиваля невозможно найти даже двух концертов, похожих друг на друга. В концерте-открытии прозвучат жемчужины виолончельной музыки, уже ставшие украшением классических концертных программ: Тройной концерт Бетховена и концерт Гайдна, а также 4-я симфония Бетховена.

Космодамианская наб., 52, стр. 8. Начало в 19.00

Новый Рубинштейн

Лев Рубинштейн, один из основоположников московского концептуализма, нередко высказывается по важнейшим поводам в числе первых. И нередко его едкие и остроумные колонки расходятся цитатами по соцсетям. А все потому, что Рубинштейн умеет видеть мелочи, из которых складывается «жисть», и облекать свои наблюдения в слова. Как следствие, говоря словами уже Петра Вайля: «Рубинштейна читать хочется — для получения физиологического удовольствия. Когда никого рядом, а ты смеешься, даже хохочешь в голос и выбегаешь, чтобы пересказать. Рубинштейна читать нужно — это душеполезно. Рубинштейна читать необходимо — чтобы все замечать и ничего не забывать». 2 ноября в магазине книг и чудес «Додо» как раз состоится презентация новой книги писателя «Скорее всего», которая представляет собой обновленный и разросшийся более чем в полтора раза сборник колонок «Духи времени». На встрече с автором — чтения, разговоры, чай и автограф-сессия. Вход свободный!

Ул. Солянка, 1/2, стр. 1, 2-й этаж. Начало в 18.00

Индустриальный классицизм Страны Советов

В 1930-е годы попытки архитекторов отвергнуть вызовы машинной современности и повернуть время вспять к классическим «вечным» образам обернулись поисками метода, способного синтезировать природу ордерной архитектуры с технологиями типового массового строительства. Результатом этих поисков стал оформившийся к началу 1950-х феномен «индустриального классицизма», эстетические достижения которого впоследствии были также отклонены, но вот техническая база оказалась весьма востребованной. Этому посвятит свою лекцию «Индустриальный классицизм Страны Советов» 6 ноября в галерее ВХУТЕМАС архитектор и аспирант МАРХИ Степан Липгарт. Речь пойдет о том, как двадцатилетие революционных призывов к отрицанию предшествовавшей культуры и насаждения машинного модернизма заканчивается катастрофой Второй мировой войны, в которой старый мир в буквальном смысле оказался преданным огню, а довоенная советская архитектура получает новое осмысление. Вход свободный, но требуется регистрация: http://vkhutemas.timepad.ru/event/88045.

Ул. Рождественка, 11. Начало в 19.00

Театр «Школа драматического искусства» принимает фестиваль «Джаз осенью», специфика содержания которого заключается в том, что оно исключительно немецкое. Подзаголовок фестиваля этого года — «3 х 3» — описывает форму: будет три выступления — 3, 4 и 5 ноября — трех трио, каждое из которых представит свою особую область джаза. Поиск созвучий приводит берлинский коллектив Hyperactive Kid, полностью воплощающий амплуа непоседливых детей то в область фри-джаза, то в панк: перевернутые размеры и импровизированные, предельно свободные проигрыши сменяются всплеском узнаваемых джазовых фраз и продуманных конструкций. Кредо Dell,Lilinger,Westergaard — эмоциональный напор и хорошо продуманная структурированность исполнения, прекрасно сочетающего импровизацию и композицию посредством вибрафона, баса и ударных. Наконец, Gebhard Ulmann Clarinet Trio — это, как можно догадаться из названия, кларнетное трио в самом буквальном смысле: три кларнета и ничего больше. Среди которых, впрочем, присутствуют весьма значимый для развития нового джаза бас-кларнет и редкий альтовый кларнет. На выходе Гебхард Ульманн со товарищи выдают авангардную смесь лирических баллад и импровизационных поисков с французскими и еврейскими корнями.

Ул. Сретенка, 19. Начало концертов в 19.00

В некотором царстве

Выставка традиционной китайской игрушки открылась сегодня в «Новом манеже». На примере 200 с лишним экспонатов из собрания Национального художественного музея Китая прослеживается история и традиции китайской игрушки на протяжении веков: как в ожидании детей родители делали обереги и талисманы, что родственники дарили ребенку, когда тому исполнялся месяц, сто дней, из чего делались эти игрушки — тканевые, глиняные, бамбуковые, каменные тигры и обезьянки, тряпичные подушечки в виде лягушек, рыб и черепах, металлические, меховые, кожаные игрушки, различные по размеру и замысловатые по форме. А через них открываются обычаи и привычки, легенды и предания, литература и театр Китая. Многие игрушки, претерпев многочисленные изменения в ходе своей истории, не переставали быть предметами культов, ритуалов и верований. Тряпичный тигр, пожалуй, самая распространенная и любимая китайцами игрушка, и воздушный змей, «бумажный феникс», коты, охранявшие от мышей шелковичные коконы, и солнечные петухи, отпугивающие демонов, продолжают приносить удачу своим хозяевам.

Георгиевский пер., 3/3. До 12 января

Клуб народного танца «Туда-Сюда» — коллектив, участники которого уже лет пять занимаются воссозданием традиционной инструментальной музыки, инструментальных ансамблей и старинных танцев народов России, попутно воскрешая и собственно инструменты, такие как гусли, гармошки, балалайки, владимирский рожок и колесная лира (список далеко не полон), и приемы игры. При этом «Туда-Сюда» известны не только своими выступлениями, но и постоянно организуемыми танцевальными «вечёрками» для всех желающих обучиться народным танцам и просто хорошо провести время. 5 ноября такая «вечёрка» состоится в клубе «Дом».

Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4. Начало в 20.00

Тараканище

Шведский трип-хоп-фавн Jay-Jay Johanson — нередкий гость в Москве. Последний раз его сладкоголосые томления раздавались в столице практически в марте, в канун странного праздника 8 Марта. И вот он снова перед нами, на этот раз — в «Гоголь-центре», где 4 ноября сентиментальный крунер-меланхолик, умеющий, впрочем, превращаться по желанию в синтетически сексуальную техно-поп-звезду, представит свой с пылу с жару новый альбом Cockroach. Сам Йохансон характеризует его как «таинственную, одинокую, проницательную, рефлексирующую, меланхоличную, но все равно полную надежды» запись. На этой пластинке музыкальные «тараканы» в голове шведа обрели формы урбанистического блюза с разнообразными перкуссионными эффектами и гитарной акустикой, возвращая слушателей к своим ранним работам, таким как Tattoo (1998) и Poison (2000), но прежде всего — Whiskey (1997), то есть к периоду своего расцвета.

Ул. Казакова, 8. Начало в 20.00

Шум и гам

Днем и немного вечером 3 ноября в Москву придет ночь — «Ночь искусств». Акция зачем-то объединит другие акции такого рода, не без успеха проводившиеся в столице ранее, — «Ночь в музеев», «Ночь в театре», «Ночь в парке», «Ночь музыки», «Библионочь» и т.д. и т.п. Начиная с полудня город наполнится музыкой и шумом, поскольку в качестве генеральной линии выбран звук — тот, который издают симфонические оркестры и конструкторы аудиоинсталляций, живая природа и музыканты на городских рынках, церковные звонницы и торговые центры. Похоже, что слышно будет всем, включая тех, кто выберет «Ночь дома». В акции примут полторы сотни (и даже больше) музеев, концертных и культурных площадок. Полную программу акции можно найти здесь: http://ночьискусств.рф/event. Можно выделить несколько событий. Так, в «Третьяковке» на Крымском Валу артисты Студии новой музыки исполнят «саундтреки» к творчеству Пита Мондриана, чья выставка проходит в музее. Патриаршие пруды станут «говорящими»: скамейки, деревья, урны там заговорят цитатами из Булгакова и новостями старых газет. Объединение «Выставочные залы Москвы» подготовило специальную программу «Открытые репетиции» — доступные каждому репетиции студентов музыкальных вузов и профессиональных музыкальных коллективов, которые будут проходить на различных выставочных площадках. Дарвиновский музей собирается удивить своих посетителей аудиоинсталляциями со звуками и голосами природы. «Звуки живой планеты» также в репертуаре музея-заповедника «Царицыно», а «Голоса леса» настигнут случайных прохожих в торговых центрах. На московских вокзалах состоятся концерты современных исполнителей: встречающие, провожающие и отбывающие на Ленинградском вокзале услышат фортепьянный концерт «24 прелюдии» петербургского композитора Игоря Вдовина, на Белорусском — станут участниками музыкального перформанса эксцентричной минской группой «Серебряная Свадьба», а на Киевском — насладятся украинским хоровым пением. Музей Скрябина установит 7 мини-кинотеатров у самых интересных исторических зданий Арбата, так или иначе связанных с великим композитором, которые будут показывать специально снятые истории арбатских домов, а также фотографии XIX–XX вв. В рамках акции «оживут» памятники — стихотворения Маяковского, Пушкина, Высоцкого, Есенина, Цветаевой будут звучать у памятников поэтам в течение всего дня… ночи искусств. Все безвозмездно, то есть даром.

Музыку певицыZaz при желании можно разложить на составляющие и влияния акустического фолка и клубного джаза, кафешантана и эстрады в духе Синатры и Тони Беннетта, латино и блюза, но незачем, ибо все это прекрасно уживается в терминах французского шансона. Его «двусторонняя суть» — новый альбом Zaz, с которым она сейчас ездит по миру, так и называется: Recto Verso — зазвучит 3 ноября со сцены Крокус Сити Холла. Собственный материал, озорной и ностальгический одновременно, фундируется классикой из репертуара Эдит Пиаф (Dans ma rue, Sous le ciel de Paris,La vie en rose) и Жанны Моро (Le Tourbillon), Сержа Генсбура (Ces petits riens) и Шарля Азнавура (Oublie Loulou). Праздник души для тех, кто дышит небом Парижа и доками Марселя.

МВЦ «Крокус-Экспо», пав. №3. Начало в 19.00

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow