СюжетыПолитика

А царевич подрастает!

Новое в грузинской политике. Не исключено возвращение монархии

Этот материал вышел в номере № 124 от 6 ноября 2013
Читать
Новое в грузинской политике. Не исключено возвращение монархии

Добровольно покидающий публичную политику премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили назначил себе преемника — своего воспитанника и сотрудника, 31-летнего финансиста c дипломом Сорбонны Ираклия Гарибашвили.

По словам грузинского социолога Валериана Горгиладзе, проработавшего с Бидзиной несколько месяцев, Иванишвили с большим недоверием относится к действующим грузинским политикам, поэтому выбирает на ключевые государственные посты и министерства Грузии технократов из своего собственного бизнеса.

Политологам это назначение напомнило о кадровой политике Михаила Саакашвили, который тоже назначал на высокие должности либо людей из бизнеса, либо молодых грузин, получивших образование за границей и не имеющих опыта государственного управления.

Ираклий Гарибашивли возглавил МВД Грузии сразу после парламентских выборов прошлого года, на которых победила созданная Бидзиной Иванишвили коалиция «Грузинская мечта».

По общему мнению, Гарибашвили неплохо справился со своим министерством. По крайней мере, рейтинги доверия к полиции у населения по-прежнему высоки. Однако учитывая значение МВД, которое при Саакашвили стало, по сути, суперведомством, новая власть, безусловно, предпримет шаги для установления новой лояльности. Так, например, самые значительные кадровые чистки за этот год прошли именно в МВД при Гарибашвили. В данный момент в грузинском парламенте проходит слушания новый закон о полиции, который, по мнению сторонников Саакашвили, с одной стороны, усиливает полицейские функции по контролю за гражданами, а с другой — облегчит увольнение полицейских, сделает необязательным прохождение конкурса и специального подготовительного учебного курса в Полицейской академии для новых рекрутов и ослабит подотчетность и прозрачность финансовой деятельности министерства.

Коалиция «Грузинская мечта» единогласно поддержала кандидатуру Гарибашвили, однако есть основания предполагать, что это кадровое назначение может в дальнейшем привести к расколу коалиции. Например, было замечено многими: один из самых перспективных и известных в мире грузинских политиков Ираклий Аласания, имеющий немалый (по сравнению с технократами Бидзины Иванишвили) опыт государственного управления, явно отодвинут на вторые политические роли. Именно с Ираклием Аласания в 2010 году Иванишвили начинал свою триумфальную кампанию.

Если партия «Наша Грузия — Свободные демократы», возглавляемая Ираклием Аласания, выйдет из коалиции «Грузинская мечта», это ослабит не только коалицию, но главным образом республиканцев, чей лидер Давид Усупашвили возглавляет сейчас грузинский парламент и, так же как и премьер-министр Грузии, после проведения конституционной реформы обладает немалыми государственными полномочиями.

Раскол коалиции может, в свою очередь, способствовать усилению главной опозиционной партии Грузии — бывшей партии власти «Единое национальное движение», которую возглавляют Михаил Саакашвили и Вано Мерабишвили. По сути, ЕНД по-прежнему является самой сильной партией в стране, так как «националы» сумели сохранить за этот год свою стуктуру, а их рейтинг даже больше суммарного рейтинга «мечтателей» (если вычесть личный политический рейтинг Иванишвили).

Социолог Валериан Горгиладзе не исключает, что на политической арене Грузии в скором времени могут появиться новые протеже Иванишвили, например, грузинские традиционалисты. Они заявили о себе, как о серьезной силе, способной влиять на общенациональный вектор развития, 17 мая — во время скандального разгона гей-парада.

Ярким традиционалистом является российский бизнесмен, бывший первый вице-президент АФК «Система» Леван Васадзе. После разгона гей-парада Васадзе заявил, что «в той Европе, где допускаются однополые браки, ему нечего делать. Но и выступление против превращения мужеложства в норму не должно восприниматься как желание быть с Россией». Эта фраза — яркое свидетельство грузинских самостийных настроений, рост которых фиксируют социологи последние годы. Леван Васадзе — друг и партнер Бидзины Иванишвили.

Также Леван Васадзе очень близок к грузинскому патриарху Илие II и на днях стал крестником двухлетнего церевича Георгия, родители которого представляют две ветви царского рода Багратиони. Соединение этих ветвей (брак) и рождение наследника обеих ветвей (Багратиони-Мухранских и Багратиони-Грузинских) — масштабный проект церкви по реинкарнации монархии в Грузии. Надо сказать, что у этой идеи — более 45% поддержки в грузинском обществе. У самого патриарха Илии II самый стабильный личный рейтинг — 96%. Такие цифры позволяют считать церковь одним из самых значительных политических центров, что, безусловно, нельзя сбрасывать со счетов в той политической реальности, которая наступила в Грузии после перехода от президентской к парламентской республике.

По мнению как сторонних, так и местных экспертов, именно новая форма управления страной является на сегодняшний момент основным вызовом для грузинской государственности.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow