КолонкаПолитика

Нынче носит «Адидас». А завтра?

Белорусские власти хотят запретить заграничный шопинг

Этот материал вышел в номере № 128 от 15 ноября 2013
Читать
Европу Александр Лукашенко ненавидит — это всем известно. Причем ненавидит не только ее демократию, но и ее товары. Европейских моделей на рекламных плакатах он называет «замызганными француженками», а европейские товары — «барахлом из Евросоюза». И борьба с барахлом постепенно переходит в настоящую войну
Изображение

Европу Александр Лукашенко ненавидит — это всем известно. Причем ненавидит не только ее демократию с честными выборами, но и ее товары. Европейских моделей на рекламных плакатах он называет «замызганными француженками», а европейские товары — «барахлом из Евросоюза». И если борьба с француженками закончилась тем, что абсолютное большинство билбордов в Минске теперь — это изображения розовощеких милиционеров и пенсионеров с лозунгом «Вместе мы Беларусь!», то борьба с барахлом постепенно переходит в настоящую войну.

На рассмотрении в правительстве находится проект постановления, запрещающего беспошлинный ввоз товаров для личного пользования. То есть купил джинсы в Европе — заплати таможенную пошлину и носи на радость людям. Купил кастрюлю — сделай то же самое и вари на здоровье. А уж если платье, да к нему туфли, да сумочку — лучше, наверное, все-таки не покупать: слишком дорого выйдет.

Белорусы и сейчас не слишком избалованы таможенными правилами: сейчас без уплаты пошлин в страну можно ввозить товары для личного пользования на сумму, не превышающую 1500 евро (если летишь самолетом — почему-то разрешено больше, на сумму 10 000 евро). Вес ввозимых товаров для личного пользования ограничен 50 килограммами. А сейчас речь идет о том, чтобы вообще ни единой тряпки никто из белорусов не ввез в страну без уплаты пошлины.

Это — следующий шаг, вполне логическое продолжение недавнего предложения Лукашенко ввести налог на шопинг: едешь за границу — заплати 100 долларов в бюджет: «Наши люди сегодня, которые нас все критикуют, — бедная, нищая страна, а до 3 миллиардов долларов вывозят за границу в Евросоюз и ввозят барахло, которое мы тоже выпускаем. Так вот, я давно поручил: вплоть до того, что уезжаешь за пределы страны за этим барахлом, заплати пошлину. Это будет так: мы тебя на границе обслуживаем, плати 100 долларов с носа и езжай за границу». Этой своей фантазией Александр Лукашенко недавно поделился с трудящимися во время посещения мотовелозавода.

Потом объяснил: придет гражданин Беларуси, зажатый в угол и обложенный со всех сторон пошлинами, в белорусский магазин и купит белорусский холодильник, а не потащит барахло из Евросоюза. Решается двойная задача: разгрузка складов, которых в Беларуси становится уже больше, чем российских казино, потому что товары некуда девать; и приток живых денег в бюджет, потому что, даже если ты едешь в командировку за границу, тебя все равно, по словам Александра Григорьевича, «обслуживают на границе». То есть за право пересечь границу нужно заплатить. Тем более что сувениры для друзей и родных все равно будут куплены, вот тебе и шопинг с налогами и пошлинами.

То, что белорусы предпочитают ездить за покупками в Литву и Польшу, давно вызывает раздражение властей, которое усиливается прямо пропорционально экономическому кризису. К примеру, в 2011 году, когда в стране произошла девальвация и белорусский рубль обесценился в 3 раза. Ранее правила пересечения границы ужесточались 28 ноября 2011 года, когда Совет министров принял постановление, согласно которому выезжать за границу на автомобиле можно было раз в 8 дней. Почему именно 8, а не 7 или 10, к примеру, — так никто и не объяснил. Официально это постановление было принято «для усиления мер по ограничению вывоза из страны автомобильного топлива». Тогда был установлен контроль как в отношении водителя, так и в отношении самого автомобиля. То есть дать машину жене или брату для поездки, скажем, в Литву тоже было невозможно.

Потом, после получения кредита ЕврАзЭС, когда финансовое вливание немного стабилизировало ситуацию, правило 8 дней отменили. Но нынешним летом ввели снова — правда, в усеченном виде. С 4 июня вступили в силу новые критерии, по которым пересекающих границу отправляют на усиленный досмотр.

Теперь через «зеленый коридор» в Беларусь могут въезжать лишь автомобили, у водителей которых нет вообще никакого багажа. В «красный» коридор попадают машины, которые пересекали границу более одного раза в течение все тех же 8 суток; все автомобили с иностранной регистрацией; машины, в которых находятся четыре человека и более; микроавтобусы; машины, в которых есть хотя бы сумка или чемодан, пусть даже пустые.

Цифра 3 миллиарда долларов, которые белорусы вывезли из страны для заграничного шопинга, нигде официально не фигурировала — только в реплике Лукашенко. Не знаю, каким калькулятором он пользовался, но, если эта цифра соответствует действительности, — тогда паника властей понятна. Надежды на российские казино, которые после закрытия на родине переехали в Беларусь, не оправдались. В прошлом году доход в бюджет государства от игорного бизнеса составил лишь 28 миллионов долларов. Несопоставимо с 3 миллиардами, якобы оседающими на счетах европейских производителей. На казино, собственно, можно было и не рассчитывать: бизнес этот большей частью теневой, и в бюджет в виде налогов едва ли уходят и сотые доли доходов игорных заведений. Но попробуй проконтролируй денежные потоки, проходящие через казино. А вот отдельно взятый гражданин, пересекающий границу, — история вполне прозрачная. Плати — и езжай.

Надувание правительственных щек и угрозы «наказать рублем» — это очередное омерзительное вранье. Потому что и Лукашенко, и его часто меняющиеся премьеры с министрами прекрасно знают: такого рода противозаконные и антиконституционные меры коснутся вовсе не тех очень немногих белорусов, которые ездят в Милан за новыми коллекциями и на беспошлинные полторы тысячи евро могут купить разве что одну туфлю из пары (за вторую уже придется платить пошлину). Такие в Беларуси есть, но их мало. Новые фантазии ударят по большинству — то есть по тем белорусам, кто ездит за покупками в ближнюю Европу не для удовольствия, а потому, что тамошние товары намного дешевле и качественнее. Даже марки, которые продаются и в Беларуси, выгоднее покупать в Литве или Польше. Например, классические американские джинсы, которые в Минске стоят 120 долларов, в Вильнюсе обойдутся в 50—60. Одежда популярных демократичных брендов в Литве продается вдвое дешевле, чем в Беларуси. А если в семье растут дети, которым каждый год нужно обновлять гардероб, потому что из прошлогоднего они, к удивлению родителей, мгновенно вырастают, — поездка на шопинг в Литву или Польшу становится крайней необходимостью, а вовсе не способом развлечься в выходные. И если белорусов действительно с декабря обложат данью, это станет дестабилизирующим фактором похлеще, нежели активность оппозиции.

Зато все белорусы прекрасно знают: когда государство превращается в рэкетира, это означает полный экономический швах. Так было в 2011 году после девальвации, так происходит нынешней осенью, после начала калийной войны с Россией. Все это сопровождается истерическими выходками вроде ареста гомельского оппозиционера Юрия Рубцова за майку с надписью «Лукашенко, уходи» или объявления Ксении Собчак «персона нон грата» за то, что вела «Серебряную калошу». И, конечно, очередной атакой минторга на индивидуальных предпринимателей с требованием в рамках программы импортозамещения продавать белорусские товары, «чтобы у покупателя было право выбора».

Вообще-то у белорусского покупателя будет право выбора, если от него, как и от продавца, отстанут и не будут диктовать первому, где покупать, а второму — что продавать. Правда, этот простейший закон рынка для белорусского правительства находится где-то в сферах высшей математики. Они академиев не кончали. А зря.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow