СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 128 от 15 ноября 2013
Читать

В отделе личных коллекций Государственного музея изобразительного искусства им. Пушкина открылась выставка «Ман Рэй. Портреты» — ретро-спектива выдающегося, без ложного пафоса, художника и фотографа Ман Рэя, сильно повлиявшего — таковы факты — на авангардное искусство всего XX века: от дадаизма и сюрреализма до абстрактной и коммерческой фотографии. 100 снимков из лондонских Национальной портретной галереи и Музея Виктории и Альберта, парижского Национального центра искусств и культуры имени Жоржа Помпиду, иерусалимского Музея Израиля, нью-йоркского Man Ray Trust и частных коллекций представляют «хиты» творчества Эммануэля Радницкого (настоящее имя художника) в соответствии с основными его этапами: «Нью-Йорк», «Париж», «Голливуд». Здесь и знаменитый ассамбляжный «Автопортрет» 1916 года, и абсурдистские портреты Марселя Дюшана, чьи живописные работы, к слову, Ман Рэй впервые снимал как фотограф. Париж, среди прочего, представлен легендарной «Скрипкой Энгра» — снимком Кики де Монпарнас со спины, украшенной скрипичными эфами, и фотографией «Черное и белое». В Париже Ман Рэй стал интересоваться сюрреализмом, усовершенствовал эффект соляризации и изобрел рейографию. Здесь же начал работать с модой и сделал ряд парных и групповых портретов — в интерьере и в студии, на улице, в кафе, на пляже. Вот Ле Корбюзье в своих фирменных круглых очках и галстуке-бабочке. Безукоризненно модный, образцово-артистичный Сергей Эйзенштейн. Робер Делоне, выходя из своего дома, случайно позирует с трубой, а Андре Дерен сидит за рулем своего Bugatti 43. Анри Матисс — в консервативном твидовом костюме, с аккуратно подстриженной бородой и отчаянно проницательными глазами. Олдос Хаксли держится в тени. Синклер Льюис погружен в себя — прячет лицо в воротник. Молодой Сальвадор Дали мистически освещен снизу… Вообще, количество знаменитостей, чьи портреты создал Ман Рэй, зашкаливает: Джойс, Тристан Тцара, Луи Арагон, Гертруда Стайн, Пикассо, Стравинский, Эрик Сати, Ив Монтан… Весь список будет очень длинным. Голливудский период, понятно, этому способствовал как никакой другой. А ведь есть еще автопортреты… Ман Рэй часто отрицал, что был художником, называя себя photometrographe: «Мои работы чисто фотометрические». Но это, конечно, не так. Идти обязательно.

Ул. Волхонка, 10. До 19 января

17 ноября звезда Цирка дю Солей и один из самых знаменитых эквилибристов планеты, обладатель «циркового «Оскара» — награды фестиваля циркового искусства в Монте-Карло «Золотой клоун» — Анатолий Залевский представит шоу «Rizoma. Time». На языке пластики тела он вместе с труппой из пятнадцати акробатов и эквилибристов расскажет метафорическую историю о силе всепоглощающей любви, способной остановить даже неумолимое течение времени. На один вечер сцена Крокус Сити Холла превратится в огромную мастерскую, в которой два инженера изобретут машину, умеющую контролировать время. Самая важная ее деталь — безупречно точное механическое сердце. Под управлением изобретателей машина исправно выполняет свою функцию. Однако запустив свое детище в очередной раз, инженеры вдруг теряют над ней контроль. Cилой воли механическое сердце останавливает время и познает любовь, а любовью управлять невозможно. Все это воплощается без слов, через синтез театра, хореографии и циркового искусства.

МВЦ «Крокус-Экспо», пав. №3. Начало в 19.00

Восьмидесятидвухлетний актер Виктор Евсеевич Ротин живет в Доме ветеранов сцены и считает, что они с шекспировским героем Лиром — духовные братья, мистические двойники. Виктор Евсеевич тоже богат, тоже «король», тоже делит наследство с пристрастием и склонен изгонять в припадке «старческого бзика» своих Корделий. Тоже был предан родными детьми. Наконец, «богач надменный» в свое время и «на место бедных» вставал — когда сидел три года в тюрьме в советские времена. Сейчас у Виктора Евсеевича две мечты: сыграть Лира и проучить вероломных потомков. На наших глазах в постановке «Лир репетирует смерть», премьера которой состоится в Центре им. Вс. Мейерхольда сегодня и завтра, он пытается реализовать оба заветных плана. Спектакль Георга Жено — по сути, путеводитель по конкретной человеческой судьбе. В постановке бережно воссоздается панорама прошлой и настоящей жизни Виктора Евсеевича: вербальный ряд смонтирован из фрагментов интервью, которые Ротин давал на протяжении целого года. Весь реквизит, который использован в спектакле, — это личные вещи героя. Автор практически всех видеоматериалов — опять же сам Виктор Евсеевич: по просьбе постановщиков он записывал свою жизнь в Доме ветеранов сцены на айпад. Жено полностью отказался от актеров на сцене и работает только с реальностью, решив, что, с одной стороны, нельзя, чтобы герой играл сам себя, а с другой — чтобы его изображал какой-то другой человек. Поэтому документальная пьеса, написанная Любовью Мульменко, исполняется в режиме радиоспектакля, где Виктор Евсеевич озвучивает сам себя. Путешествовать внутри биографии Виктора Евсеевича, таким образом, можно сразу по нескольким каналам: мы ее видим, мы ее слышим, мы ее щупаем, мы ее читаем. Ответ на вопрос «Зачем?» каждый зритель, видимо, должен найти сам.

Ул. Новослободская, 23. Начало в 19.30

«Viva Verdi!» — кричали воодушевленные итальянцы после премьер опер маэстро. «Viva Verdi!» — восклицаем мы, празднуя в эти дни 200 лет со дня рождения великого композитора, чьи произведения составляют одну из вершин оперного искусства как такового и репертуарный фонд оперных театров по всему миру. Сам Верди свое кредо формулировал так: «В искусстве, как и в любви, прежде всего нужно быть откровенным». Стоит ли удивляться, что его мелодии почти сразу становились узнаваемыми хитами, а Хор рабов из «Набукко» и вовсе превратился в неофициальный гимн Италии. Популярность Верди не ослабевает и сегодня. 17 ноября в Большом зале Московской консерватории выдающийся тенор Зураб Соткилава и блистательные певцы разных поколений сопрано Маквала Касрашвили и Хибла Герзмава, баритон Владимир Редькин, а также иностранные гости — сопрано Джессика Нуччо, тенор Шалва Мукерия и лауреат конкурса «Опералия-2013» баритон Симоне Пьяццола — приглашают перелистать заветные страницы из опер Верди. Между прочим, весь сбор от концерта будет направлен на строительство Оперного театра Московской консерватории.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00

Вот и сравним!

Кто из нас хотя бы раз в жизни не мечтал прогуляться по поверхности Луны, Марса, Венеры, пройтись, так сказать, по небесным телам Солнечной системы? Пока человеку удалось добраться только до первого пункта этого списка. Но благодаря дистанционным методам исследований окрестности собственной планеты человек изучил неплохо. Нам уже известно, какие климатические и погодные условия могут встретить нас на поверхности Марса; мы уже знаем общее строение рельефа Меркурия и Венеры; в курсе, что на многих спутниках газовых гигантов проявляется тектоническая активность. Изучая наличие воды, атмосферы, сходные геологические и геохимические процессы, понимаем, что все тела Солнечной системы разные, но в то же время у них довольно много общего. Что именно — на лекции «Сравнительная планетология» 21 ноября расскажет доктор геолого-минералогических наук профессор Александр Базилевский, заведующий лабораторией сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского Российской академии наук. Лекция состоится в конференц-зале Мемориального музея космонавтики на ВДНХ.

Пр-т Мира, 111. Начало в 19.00

В рождественскую ночь трое мужчин оказываются в камере предварительного заключения за административные правонарушения. Один — за курение в неположенном месте, второй — за алкогольное опьянение, третий — за превышение скорости. В эту ночь никто не придет им на помощь, только молоденькая девушка-адвокат, которая оказывается вовсе не адвокатом… Примерно такой синопсис можно составить для антрепризного спектакля в Театре на Малой Бронной «Вредные привычки», премьера которого случится 19 ноября. В постановке по пьесе французского драматурга Филиппа Лелуша заняты Сергей Шакуров, Михаил Полицеймако, Игорь Угольников, Даниил Спиваковский и переквалифицировавшаяся из солисток поп-прожекта «ВИА Гра» в актрисы Альбина Джанабаева. Почему нет…

Ул. Малая Бронная, 4, стр. 2. Начало в 19.00

В Москву возвращается Yoav — удивительный менестрель-оркестр нашего времени, пленивший публику чудесами звукоизвлечения, не просто талантливый и обаятельный инструменталист, в уникальных комбинациях варьирующий разные музыкальные стили от рока до ритм-энд-блюза и даже хип-хопа, но и небездарный вокалист. Эквилибристическое владение акустической гитарой вкупе с мастерским лупингом, наложенные на внешность проникновенного романтического героя, позволили Yoav обратить на себя внимание уже дебютным альбомом Charmed & Strange. Удержать его оказалось немного сложнее: хитов уровня Adore Adore или Club Thing больше не было. Но зато с концертной формой все в порядке. За ней и стоит пойти в Москва-Hall 17 ноября.

Триумфальная пл., 1. Начало в 20.00

Японская «экранка»

Кинотеатр «35 мм» в своем прекрасном репертуаре: до 19 ноября в нем проходит 47-й фестиваль японского кино. В этом году в программу фестиваля вошли: новая, третья часть городской эпопеи Такаси Ямадзаки «Всегда: Закаты на Третьей улице»; экранизация романа Ясуси Иноуэ «История моей матери», главную роль в которой исполнил Кодзи Якусё, известный по совместным работам с Киёси Куросавой, Сёхеем Имамурой, Тецуя Накасимой; две картины Хидэюки Хираямы — «Меч отчаяния» и «Трое на дороге» — и еще шесть лент самых разных жанров. Программа фестиваля и расписание: http://www.coolconnections.ru/ru/films/festival/197/city/1.

Ул. Покровка, 47/24

Глотки дерут

Пол Ди’Анно и Блейз Бэйли стали известны миру благодаря тому, что в разное время засветились в качестве вокалистов культовой формации Iron Maiden. Первый был вообще первым фронтменом легенд хеви-метала, но по совокупности причин, включавших излишне плохое поведение, был заменен на «классического» Брюса Дикинсона еще на заре 1980-х. Второй встал у микрофона, когда в 1990-е у Дикинсона случился приступ повышенной сольности в творчестве. И если Maiden последние десять лет катаются по миру в расширенном классическом составе с тремя гитаристами, то Ди’Анно и Бэйли в прошлом году объединили усилия для совместного тура и выступают, так сказать, с двумя вокалистами на сцене. В числе прочего играют мейденовскую классику. Послезавтра, 17 ноября, посмотреть на это можно будет в клубе Music Town.

Ул. Каланчевская, 33. Начало в 17.00

Книжное оборзение

Как часто посреди светской болтовни вам из различных соображений приходилось делать вид, будто бы вы читали какую-то книгу, когда это на деле было не так? Всегда ли из таких ситуаций вы выходили с честью? На мастер-классе, который проведет независимый книжный обозреватель, литературный критик Кларисса Пульсон, можно приобрести постыдно-необходимые навыки долго, страстно, увлекательно разговаривать про книги, о которых вы имеете смутное представление. И обязательно потренироваться. Мастер-класс 19 ноября в книжном магазине «Додо» будет посвящен умной, вызывающей и смешной книге Пьера Байяра «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали», в которой автор — специалист по литературоведческому эпатажу и знаток психоанализа — высказывает весьма неожиданные соображения о чтении. Прочитывать «Искусство рассуждать…», чтобы прийти на мастер-класс, как вы понимаете, не обязательно.

Ул. Солянка, 1/2, стр. 1, 2-й этаж. Начало в 19.30

Литература про нее

18 ноября в рамках цикла литературных вечеров «Литература про меня» на сцену Центрального дома литераторов выйдет актриса театра и кино Ингеборга Дапкунайте. Что она будет читать, о чем из «своей» литературы вспомнит — прогнозировать невозможно, а она не рассказывает. Один из последних опытов взаимодействия Дапкунайте с поэзией — участие в нашумевшем спектакле «Вера Павлова. Стихи о любви» на сцене Политеатра. Ведущий вечера и собеседник Дапкунайте — Дмитрий Быков, ему и предстоит узнать, из каких контекстов, фильмов, песен, на какой литературе выросла эта удивительная актриса.

Ул. Большая Никитская, 53. Начало в 19.30

Комедь ломают

Мольеровский «Скупой» на сцене РАМТа 22 ноября — спектакль легкий, нарядный, по-ярмарочному пестрый, с чудесной музыкой и хорошо поставленными танцами, неожиданными импровизациями и забавными шутками, перемежаемыми лирическими сценами. Не назидательный и ненавязчивый: хотите порассуждать о вечных ценностях — пожалуйста, можете поучаствовать в «психологическом эксперименте», зашли отдохнуть и просто приятно провести вечер — нате вам массу удовольствия от «коктейля» из эпох и стилей, жанров и направлений, вполне органично, впрочем, друг с другом сочетающихся. Режиссер Егор Перегудов не «интерпретирует» каждое слово классика, а принимает его правила игры и получает от нее удовольствие, как и Мольер, не ограничивая себя в средствах: в ход идут и прямые «апарты» к публике, и мгновенные переодевания, и популярная сегодня музыка, и танцевальные номера, и фейерверк.

Театральная пл., 2. Начало в 19.00

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow