Сюжеты

Воздушная тревога

Восприятие российских катастроф у многих граждан усугубляется укоренившимся недоверием к властной элите

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 130 от 20 ноября 2013
ЧитатьЧитать номер
Общество

Борис Бронштейнобозреватель «Новой»

У нас никакого удивления не вызывают города-банкроты, так что же удивительного в том, что авиакомпания «Татарстан», которой принадлежал злополучный «Боинг», едва сводит концы с концами? «ОАО «Международный аэропорт Казань» подало иск в арбитраж к ОАО «Авиакомпания «Татарстан». Размер иска 266,17 миллиона рублей — это долг за обслуживание самолетов

Воскресным вечером в Казани разбился и сгорел дотла пассажирский самолет.

Всякая крупная катастрофа — это взрыв. Взрыв эмоций населения, разброс которых обычно велик: от «искренне соболезную» до «меньше воровали бы…». Насчет воровства — это разом о большой группе товарищей: чиновниках, владельцах компаний и разного рода стяжателях, преследующих только свои интересы.

«А город подумал: ученья идут» — песня из отдаленного прошлого. Нынешний город такого не подумает.

«НИЧЕГО не меняется, — замечает город Казань в лице одного из встревоженных горожан, включившегося в интернет-обсуждение катастрофы «Боинга». — А почему?! А потому, что все эти катастрофы — технические или «природные» — вызываются одной и той же причиной, состоящей в том, что нынешняя система управления страной узко направлена на обеспечение максимальных и скорейших доходов для кучки нынешней «ЭЛИТЫ», захватившей нашу страну. При этом ОНИ не стесняются минимизировать затраты на обеспечение надежности и безопасности, пренебрегая даже элементарными требованиями по сохранению жизни людей».

Заметьте, еще не доказано, что катастрофа, унесшая жизни 50 человек, вызвана пренебрежением безопасностью пассажиров. Возможен десяток других причин, но возражать мало кому хочется. Что спорить, если мы живем в обстановке всеобщей погони за наживой. Долго насаждавшееся классовое сознание сменилось на кассовое, которое и насаждать-то не надо. Оно легко овладело нынешней элитой. И понятно, что народ не ждет от нее ничего хорошего. Еще достоверно неизвестно, исправен или неисправен был упавший «Боинг-737-500», но нашим людям достаточно знать, что Россия, страна Универсиад и Олимпиад, скупает по всему миру относительно дешевые подержанные самолеты, не тратясь на новые, дорогие, и не производя свои. Каждый прикидывает, заинтересовался бы он на автомобильном рынке машиной, у которой уже было шесть хозяев. А тут, в случае с 23-летним самолетом, мы седьмые — после Румынии, Бразилии Уганды… Ну присмотрели бы лучше в Бразилии и Уганде по футболисту, а в Румынии — цигайскую овцу.

Не доказано еще и то, что самолет разбился из-за ошибки экипажа. Но вот появилось сообщение о том, что командир воздушного судна лишь после выхода на пенсию переучился со штурмана на второго пилота, а через год возглавил экипаж. Та же история и со вторым пилотом — до прошлого года он, по некоторым данным, был бортинженером. Возможно, оба успели приобрести достаточную квалификацию, но кого сейчас в этом убедишь. Тем более что все понимают: настоящий пилот — дорогой пилот. И менее покладистый. И все видят, что с кадровой политикой у нас удивительные вещи не только в авиации. Люди моментально переходят к тревожным обобщениям: «Ведь специалиста трудно заставить отправить неисправный самолет в рейс, нарушить нормы строительства, специалист будет спорить, доказывать, требовать соблюдать нормативы… — подключается в интернете к казанцам житель Набережных Челнов. — У нас в Челнах земельными вопросами занимается педагог, экономикой — социолог и т.д. И неудивительно, что город — банкрот. Да и по всей республике так. А еще коррупция, откаты. Вот и пожары на новых объектах, высокая производственная смертность, тонут «Булгарии», падают «Боинги». Что еще должно произойти, чтобы верхушка очнулась от жажды денег и поменяла свою кадровую политику?»

У нас никакого удивления не вызывают города-банкроты, так что же удивительного в том, что авиакомпания «Татарстан», которой принадлежал злополучный «Боинг», едва сводит концы с концами? «Кредиторская задолженность авиакомпании «Татарстан» достигла запредельных значений, а именно — 2,8 миллиарда рублей, из них 450 миллионов авиакомпания должна международному аэропорту «Казань», — проявляет беспокойство еще один пользователь Сети. — Как при таких долгах авиакомпания обеспечивает на должном уровне безопасность и регулярность полетов — для меня большая загадка».

С миллиардами и миллионами тут может быть неточность. Дней десять назад деловая газета «Бизнес Online» писала, что «ОАО «Международный аэропорт Казань» подало иск в арбитраж к ОАО «Авиакомпания «Татарстан». Размер иска 266,17 миллиона рублей — это долг за обслуживание самолетов. Тоже деньги немалые, и ясно, что авиакомпания не процветает.

Город шокирован и встревожен. Люди везут в аэропорт цветы, говорят на улицах и пишут в интернете то, что думают. И соболезнования, и возмущения — все искренне. Хотелось бы привычно сказать, что беда объединяет. Это так, но беда одновременно и обостряет давно накопившиеся противоречия в обществе, в чем-то его разъединяя. Общее требование, правда, есть всегда: «Виновные должны быть наказаны!» Но у нас с поисками виновных — одно наказание.

 

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera