РасследованияПолитика

Сергей Кривов держит голодовку 66-й день

Он уже не может выйти из нее без помощи врачей

Этот материал вышел в номере № 131 от 22 ноября 2013
Читать

# Депутаты не успели…

Независимую врачебную комиссию, с идеей образования которой еще в мае выступило руководство Мосгорсуда, так и не создали

Чудовищной ситуации, в которой сейчас находится подсудимый по «болотному делу» Сергей Кривов, могло не случиться по многим причинам. Одна из них — в Москве до сих пор так и не создана специальная независимая медицинская комиссия.

Напомним, в мае этого года Мосгорсуд выступил с очень здравой и правильной идеей, которую, как нам показалось, действительно хотел воплотить в жизнь, — о независимом медицинском освидетельствовании обвиняемых (см. «Новую» №55). И это были не просто слова. Была конкретика. Председатель суда Ольга Егорова и ее зам Дмитрий Фомин на заседании Общественной комиссии по взаимодействию с судейским сообществом предложили создать при департаменте здравоохранения Москвы группу авторитетных медиков и специалистов, которые в спорных моментах — когда диагноз или степень тяжести заболевания обвиняемого, особенно находящегося под арестом в СИЗО, вызывают у суда сомнение — будут оценивать состояние его здоровья. Речь шла именно о независимых специалистах, «чья репутация в медицинских кругах не подвергается сомнению», — цитируем по стенограмме.

Цель — снизить количество смертей в СИЗО. Причем Ольга Егорова публично приводила тогда удручающую статистику (за 2012 год от различных заболеваний в СИЗО умерли 44 человека) и подчеркивала: да, есть заболевания, которые не входят в перечень тех, что препятствуют содержанию под стражей (Постановление Правительства РФ от 14.01.2011), но… «уровень медицинского обеспечения и условия содержания под стражей в следственных изоляторах <…> не в полной мере отвечают требованиям как российского законодательства, так и Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», на что неоднократно указывалось Европейским судом по правам человека в его решениях». Еще Егорова отмечала: недопустимо «механически переписывать» мотивировочную часть постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу — судья обязан вникать в особенности каждого случая и учитывать все обстоятельства конкретного дела.

Тогда, опять-таки напомним, только-только скончался через сутки после освобождения из СИЗО заключенный Козлов (4-я стадия рака), выпустили тяжелобольную Маргариту Чарыкову (с рождения отсутствует прямая кишка), была вероятность, что выпустят слепнущего Владимира Акименкова… Но! Что-то с этой прекрасной идеей Мосгорсуда о независимом медосвидетельствовании пока не срослось. Прошло уже полгода, а группа из авторитетных медиков так и не создана, столичные СИЗО по-прежнему ежедневно посещают лишь правозащитники, которые по-прежнему пишут отчеты о находящихся там тяжелобольных людях, по-прежнему безрезультатно просят суды, следствие, УФСИН освободить тех, кто не может по причине жутких диагнозов находиться за решеткой…

Словом, ситуация не сдвинулась с мертвой точки. Акименков продолжает сидеть, судья Никишина отказывается пропускать в суд «скорую» к голодающему 65-й день Кривову, отказывая ему в медобследовании. Раз за разом продлевают арест заболевшей раком молочной железы (2-я степень) фигурантке дела «Оборонсервиса» Юлии Ротановой, находящейся в СИЗО уже год. Продлевают, зная о ее состоянии здоровья и, по крайней мере, догадываясь, что она испытывает сильные боли. Продлевают, ссылаясь на то, что немолодая уже женщина «может скрыться», словно нельзя применить к ней другую меру пресечения — домашний арест, как ее «подельнице» Васильевой…

Продолжают продлевать аресты многим другим, на том лишь основании, что их заболевания — как, видимо, успокаивают себя судьи — не входят в перечень тех, что препятствуют содержанию под стражей. По их логике выходит: надо дождаться, пока 2-я степень рака перейдет в 4-ю — и тогда человека можно с богом отпускать умирать домой, как когда-то отпустили Алексаняна.

Потому с вопросом: где же комиссия независимых специалистов? — мы обратились к зампреду МГС Дмитрию Фомину :

— Предложение о создании независимой комиссии сейчас находится в Мосгордуме. В соответствии с федеральными актами постановления правительства РФ этот вопрос отнесен к ведению исполнительных органов местной власти, то есть региональной (правительства и департамента здравоохранения Москвы). Нужен некий региональный акт: либо закон Москвы, либо постановление Думы, который бы легализовал эту идею. О судьбе предложения мне неизвестно. Я знаю, что депутаты Мосгордумы говорили о том, что будут собираться и обсуждать с представителями правительства Москвы этот вопрос. Движение какое-то идет, но, к сожалению, не очень быстрое.

И действительно, именно городским депутатам было поручено разработать порядок формирования и регламент деятельности независимой врачебной группы. И те вроде бы согласились. Но — никуда не спешат. И создан ли ими вообще какой-либо регламент — большая тайна.

…К сожалению, «Новой» не удалось дозвониться ни до председателя Мосгордумы Владимира Платонова, ни до депутата Олега Бочарова, который, согласно нашим источникам, занимается вопросом реализации этого предложения в Думе. По словам их помощников, депутаты были очень заняты и не могли дать комментарии. Может быть, у них хотя бы найдется время заехать к голодающему Кривову, чья жизнь была бы вне опасности, создай депутаты соответствующий регламент?

Соблюдайте ваши законы!

Существует приказ Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства юстиции от 17 октября 2005 года. Согласно этому приказу, заключенного, отказывающегося от приема пищи, должны направлять на судебный процесс «отдельно от других подозреваемых, обвиняемых или осужденных (в отдельной камере специального вагона или специальной машине) в сопровождении медицинского работника» (пункт 376). Кроме того, «если дальнейший отказ от приема пищи в пути следования будет угрожать здоровью и жизни подозреваемого, обвиняемого и осужденного, то по письменному заключению сопровождающего медицинского работника он должен быть сдан в одно из ближайших учреждений для обеспечения необходимой медицинской помощи» (пункт 377).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow