СюжетыПолитика

Воскресенье независимости

В Киеве на Европейскую площадь вышло около 150 тысяч человек – чтобы показать Европе, какой курс выбрала Украина

Этот материал вышел в номере № 133 от 27 ноября 2013
Читать

Акцию, которую начала по собственной инициативе, в ночь с четверга на пятницу, группа журналистов и общественных активистов («Новая» подробно рассказала об этом в материале «Я вышел на Майдан. А ты?» 22 ноября) иные благоразумные граждане называли жестом отчаяния. «Ну что толку снова на холоде сидеть? На европейских перспективах Украины поставлен крест, все уже понятно…» Милиция следила за порядком, но никого не разгоняла. Только просила не мешать установке новогодней елки.

Через трое суток оказалось: отчаяние сменила решимость. Украинцы вновь удивили сами себя. На митинг, заранее назначенный оппозицией на полдень воскресенья, на Европейскую площадь собралось от 120 до 150 тысяч человек. Более точные сведения дать невозможно — по техническим причинам. Масса людей целиком заполнила и Крещатик, и Майдан Независимости, сгрудилась вдоль склонов Мариинского парка, вплоть до стадиона «Динамо», и на отрезке улицы, ведущей от филармонии вниз, к речному вокзалу.

А формировалась колонна в сквере у памятника Тарасу Шевченко, рядом с главным корпусом национального университета. Над головами во множестве развевались партийные знамена: и «Батькивщины», и «Удара», и «Свободы», да и партии поменьше не удержались от соблазна. Видимо, только государственных флагов и флагов Евросоюза лидерам оппозиции казалось мало. Так же высоко вздымались таблички «Ровно», «Винницкая область», «Одесская область», «Луганск». Люди на митинг приехали практически из всех регионов страны. Самые престижные исходные позиции, — у подножия Кобзаря, — заняла скульптурная группа юношей с транспарантом «Вставай, Украина! Херсон уже не спит!»

Впрочем, Херсону, даже проснувшемуся, было далеко до местечка Рава-Русская, что на границе с Польшей. Накануне его мэр, Ирина Верещук, выполняя волю жителей и руководствуясь Европейской хартией местного самоуправления, направила обращение в Совет Европы:

«Официальная позиция правительства не отвечает нашим интересам и не отстаивает их. Потому просим заключить соглашение об Ассоциации непосредственно с территориальной общиной города Рава-Русская».

Подобное решение, рассказывали, приняли также на митинге в Ивано-Франковске.

Ребята из «Батькивщини молодой» приготовили к шествию макет карты Украины. И приглашали всех желающих, намазав ладони берлинской лазурью и охрой, оставить свой след в истории родной европейской страны, а изображение Януковича на этой же карте — скрыть под толстым слоем краски. Сине-желтые полоски рисовали и на собственных щеках. В воздухе разливалось радостное, почти праздничное возбуждение: ого, сколько народа вместе! Кто-то припомнил мотив и слова незамысловатой песенки, которая в 2004-м звучала на Майдане подобно паролю — «Разом нас багато, нас не подолаты!» («Вместе нас много, нас не победить!»)

# Без ядра

Первый звонок о том, что провокации — неизбежны, и они могут быть как тупыми, так и затейливыми, прозвучал сразу, как только двинулись с места.

Откуда-то из-за угла в колонну попыталась влиться группа граждан замызганного вида, с одинаковыми, цвета радуги, знаменами и с несколькими оранжевыми штандартами «Кличко за Евро — гомо-майдан!»

Руководил процессией господин с узким крысиным личиком, в шляпке и «бабочке», намеренно нарочитый. Его сопровождал оператор с видеокамерой. «Свободовцы» (а примкнуть хотели именно к их рядам) угрожающе зарычали.

— Не реагировать, это подстава! Регионалы наняли бомжей! — крикнул

Несколько хлопцев в берцах, то ли из «Свободы», то ли тоже наемники по вызову, с чувством бросились срывать и топтать цветные полотнища, тип в шляпке указывал своему оператору нужный ракурс для съемки. Спустя несколько минут несостоявшиеся представители ЛГБТ-сообщества, уже лишенные наглядной агитации, брели по скверику назад. На скуле бомжихи, прижимавшей торбу, виднелась свежая ссадина. Женщина смотрела покорно, как дворовая собака: «За что? Ничего не украла, пьяная не валялась… Дали червонец, сказали просто знамя нести. Недолго. Я никогда знамя не носила… Пообещали, бить не будут… »

Второй флаг, уже красный, порвали и растоптали вместе с агитационной палаткой коммунистов возле памятника Ленину. Самого вождя охранял спецназ в бронежилетах, потому ограничились свистом.

В свое время лидеры объединенной оппозиции — Арсений Яценюк от «Батькивщини», Виталий Кличко от «Удара» и Олег Тягнибок от националистов «Свободы» — пообещали друг другу ради общей цели, европейской перспективы страны и победы над Януковичем, забыть на время об идейных разногласиях. На их политические силы договор, видимо, не распространялся. «Украина — это Европа!» — скандировала одна часть гигантской колонны. «Украина понад усе!» («Украина превыше всего!») — откликалась другая. Сходились лишь в точках компромиссов : «Банду геть!» и «Юле-волю!»

То, что у движения отсутствует ядро, выглядело и плюсом, и минусом.

Плюс: отпадали подозрения в подкупе такого космического числа сторонников Ассоциации с ЕС, тем более, что митинговая волна поднялась во всех областных и многих районных центрах страны. Минус: без штаба, без внятного руководства, акция не имела шанса нормально развиваться дальше, либо ее развитие приобретало рисковые, опасные для рядовых участников черты.

Желание «дать революции в морду» — «полезный совет» Глеба Павловского Леониду Кучме из 2004-го года — вполне подходил сейчас Виктору Януковичу. Ведь источники сообщали: в стране объявлена «готовность номер один» для внутренних войск и СБУ.

«Майдан мы готовили четыре года… », — признание недавнего политзаключенного Юрия Луценко лишь подтверждало: лидеры оппозиции сами поражены размахом гражданской инициативы. И решения принимают спонтанно.

# Между прошлым и будущим

Впрочем, сцену на Европейской площади с двумя большими экранами смонтировали заблаговременно. Чуть поодаль оборудовали специальный помост на лесах, чтобы телеоператоры и фотокорреспонденты могли обозревать и фиксировать окрестности с уровня второго-третьего этажа.

Время от времени со сцены звучало: «Просьба держать флаги ниже, работают камеры!»

Сейчас главное, понимали собравшиеся, — показать с помощью телевидения всей Европе, что распоряжение премьера Азарова о приостановлении процесса сближения Украины с ЕС не отвечает настроениям большинства населения страны. А намерение власти развернуть ситуацию в сторону Таможенного союза и новой российской империи вызывает решительный протест.

— Это не выбор между Востоком и Западом, это выбор между прошлым и будущим! — говорили ораторы, сменяющие друг друга — заместитель главы партии «Батькивщина» Александр Турчинов и Арсений Яценюк, Юрий Луценко и Олег Тягнибок . Последний вновь попытался совместить «приятное с полезным» — призвал к тому, чтобы максимально приблизить и парламентские, и президентские выборы. Мол, действующая власть скомпрометировала себя окончательно, чем вызвала в стране революционную ситуацию.

Впрочем, первым к микрофону подошел боксер Владимир Кличко. Как выяснилось, Виталий на день улетал в командировку рассказать о том, что происходит в стране, руководителям нескольких европейских стран. Вернуться же в Киев к началу митинга лидеру «Удара», как сообщалось, сознательно мешали: посадки чартеру не дал ни аэропорт «Жуляны», ни «Борисполь». Потому Кличко спешил на Евромайдан на машине из Кривого Рога. «Чтобы отправить Януковича в нокдаун!» — добавляли соратники.

На сцене рядом с оппозиционными политиками находились известные украинские журналисты, преподавшие накануне депутатам урок гражданственности:

Мустафа Найем, Виталий Портников, Сергей Рахманин, Виктория Сюмар. К их словам – прекратить партийные гонки и объединиться для достижения главной цели на единой европейской платформе — люди прислушивались гораздо внимательней. «Почему Янукович боится подписывать соглашение с Евросоюзом? Он знает, что Европы с лицом Януковича не бывает. Вас хотят убедить, что вы — народ нищих, которым только и нужны западные или российские кредиты. Но украинцы способны построить Европу у себя дома!»

Резолюцию Народного веча за евроинтеграцию Украины зачитал Александр Турчинов. Тезисы документа звучали категорично: требовать отставки правительства Николая Азарова за предательство национальных интересов;

27 ноября созвать внеочередное заседание Рады, где принять законопроекты, открывающие возможность к подписанию на саммите в Вильнюсе соглашения об Ассоциации с ЕС, в том числе и законопроект о лечении осужденных за границей, который даст возможность Юлии Тимошенко попасть в немецкую клинику. Если же Рада окажется не в состоянии выполнить свои функции, добиться роспуска парламента и внеочередных выборов; обязать президента Януковича осуществить визит на саммит и подписать соглашение. В случае отказа президента выполнить свои конституционные обязанности — добиваться объявления ему импичмента за государственную измену и призвать все демократические страны мира немедленно применить персональные санкции против Януковича и представителей его коррумпированного режима.

Также Народное вече обратилось с призывом к руководству ЕС не закрывать для Украины двери в Европу и создать условия для подписания соглашения об Ассоциации после смены власти в стране.

Парадокс: невзирая на резкость резолюции, сам факт митинга работал на действующего президента Украины. Теперь Виктор Янукович мог не намекать Западу на давление со стороны Путина — за него во весь голос кричала площадь.

Да так, что растроганная Европа вот-вот раскрыла бы объятия Киеву снова, без выполнения известных требований. Еще бы и денег отвалила в качестве компенсации за российский газ и потерянный рынок. Вот и предшественник, Виктор Ющенко, уже обратился к европейскому сообществу: «Украина неидеальна, но надо ее брать такой, как она есть. Евросоюз получит преимущества, поскольку далеко на восточные рубежи пойдут европейские ценности и прозрачные правила социальной жизни. Запаса времени нет , мы знаем, как работает российская политика. Россия будет бороться за Украину всеми методами, конечно, под молчание Европы. Осталось два шага — и Украина в Таможенном союзе, в пропасти евразийского простора…»

А пенсионера Азарова, который поставил на «стоп» Ассоциацию с ЕС, главе государства не составляло труда отправить в отставку. Ведь на место премьера, собравшего весь негатив, давно претендовали господа из ближнего окружения Януковича. Но, кажется, запас времени кончался и для Виктора Федоровича.

# Время разбрасывать камни?

— … Теперь мы организованно, колонной, пойдем, посмотрим — только посмотрим, повторяю! — на Кабинет Министров, на Верховную Раду и на администрацию президента! — неожиданно предложил Турчинов. — Где милиция? Покажите мне ее! Нет милиции, спряталась!

Непонятно, зачем понадобилось устраивать подобную «экскурсию», когда за безопасность людей, только что мирно, с подъемом спевших «Червону руту», никто не отвечал. Никто не контролировал и внутренний порядок. Похоже, лидеры оппозиции, опьяненные массовостью и успехом мероприятия, потеряли чувство реальности. За что и поплатились. Первые стычки возникли уже возле здания правительства, оцепленного милицейским спецназом «Беркут». Активисты «Свободы» бросили дымовые шашки, «Беркут» ответил слезоточивым газом. Из внутреннего двора Кабинета министров тут же высыпала группа парней спортивной наружности и весьма профессионально включилась в потасовку.

— Не поддавайтесь на провокации! — кричали в мегафоны организаторы шествия. Но «свободовцы» уже ломали шлагбаум, преграждающий проезд к Кабмину и крушили милицейскую будку-«стакан». В итоге на флагштоке возле здания правительства взвились в паре флаг Евросоюза и черно-красное полотнище ОУН-УПА.

Вторая драка со спецназом произошла у здания президентской администрации, потом снова у Кабмина.

Все повторилось: газ, крики, кровь, камни , бутылки, арматура, летящие непонятно из чьих рук, но бьющие как раз по фотокорам, поневоле оказавшимся в роли живого щита между милицией и однопартийцами Олега Тягнибока… За все время Оранжевой революции ничего похожего не допустили ни разу.

Хоть горячих голов, предлагавших захватить власть ночью, силой, и тогда хватало с избытком. Но вряд ли это соотносилось с европейскими традициями. «А мы никого не штурмуем. Мы просто устраиваем блокаду !» — отметали подозрения члены «Свободы», разбивая бивак под Кабмином. Время песен, похоже, кончилось. Наступило время разбрасывать камни?

Для тех протестующих, кто нашел в себе силы остаться на улице до 29 ноября, стали ставить палатки — на Майдане и на Европейской площади, где возобновился митинг. «Почему сразу два лагеря?» — недоумевали многие. «Ведь и один защитить будет непросто!» Ответ явился в лице судебного исполнителя, о чем журналистов известил Арсений Яценюк. «Ночью захотят снести», — предсказал из опыта Юрий Луценко. Ведь митингующие перекрыли движение на Крещатике. Тогда на главной улице столицы выключили свет и несколько сотен силовиков в касках и бронежилетах оттеснили людей с проезжей части, а потом попытались провести зачистку палаточного городка. Но сопротивление оказалось настолько отчаянным, что милиция получила приказ вернуться в автобусы и покинуть «горячую точку». Виктору Януковичу тоже крайне не хотелось выглядеть в глазах Европы душителем свобод…

План действий лидеры оппозиции и гражданские активисты верстали буквально на коленке.

Одни призывали нести ночующим в палатках чай в термосах и теплые, сухие вещи (в Киеве не прекращается дождь), а другие — объявить мобилизацию нескольких групп, которые, сменяя друг друга, готовы просто дежурить на двух центральных площадях, сохраняя их как плацдармы для массовых акций. Ведь большие митинги намерены проводить каждый вечер. Впрочем, палаточный городок на Майдане ближе к утру понедельника снесли. Вместо него под охраной «Беркута» притащили технику, чтобы срочно заливать на этом месте каток. А тем, кто в палатках на Европейской площади, киевляне-добровольцы доставили очень ранний и очень горячий завтрак: борщ и кашу.

# 26 ноября. Вторник

# Люди

Оба Майдана — и на Европейской площади, где сконцентрированы сторонники политических партий, и на площади Независимости, где собираются представители гражданского общества, — пережили уже несколько бессонных ночей, несколько жестких, до крови и сломанных рук, стычек со спецназом и несколько провокаций.

Одна из последних: в понедельник вечером митингующие обнаружили неподалеку от сцены автобус, напичканный аппаратурой для прослушивания и вооруженными людьми в штатском. Автобус взяли штурмом, неизвестным пассажирам с пистолетами заломили руки, вызвали милицию… Но налетевший «Беркут» стал бить дубинками именно активистов. Опять, невзирая на то, что на мирный митинг собралось до 15 тысяч человек, был применен слезоточивый газ. Чуть позже служба безопасности Украины открыла секрет: они, мол, выполняли, согласно инструкции, служебные обязанности, следили, чтобы в массу народа не затесались террористы и не попытались взорвать какое-нибудь радиоуправляемое устройство…

На Европейской площади удалось отстоять два десятка палаток, установленных на тротуаре. В палатках можно погреться, просушить одежду, немного подремать тем, кто охраняет лагерь от «зачисток». Ночью температура уже опускается ниже нуля, поэтому в железных бочках жгут дрова, кипятят чай. На площади Независимости выбрали другую тактику. Несколько групп волонтеров просто сменяют на дежурствах друг друга. Материальную базу лагерям обеспечивают сами киевляне. Практика, рожденная еще в 2004 году, в пору «оранжевой» революции, не забылась. Приезжих из других регионов размещают у себя на квартирах. Несут домашнюю еду, термосы с чаем и кофе, лекарства от простуды, пледы, пуховики, дрова, предприниматели — владельцы кафе — везут горячие обеды.

Утром и днем Майданы действуют в режиме информационных площадок. А после 19.00 начинаются митинги. Требования известны: Виктор Янукович должен лететь в Вильнюс, на саммит, и подписать 29 ноября соглашение об Ассоциации Украины с ЕС. Если же это не будет выполнено, то характер лозунгов изменится и акция примет бессрочный характер: за отставку действующего президента, правительства, Рады и новые выборы всех ветвей власти.

Киевские Майданы подчеркивают свое единство — как друг с другом, так и с десятками протестных площадей в областных и районных центрах страны.

# Власть

Лишь на пятый день протестов президент Янукович сделал официальное заявление. Он сообщил, что летит на саммит в Вильнюс, однако не дал однозначного ответа, подпишет соглашение или нет. Вместе с тем попытался объяснить: европауза, которую взяло правительство, вовсе не означает смены курса на Таможенный союз. Просто власти нужно время, чтобы достойно подготовиться к экономическим преобразованиям по стандартам ЕС. А еще Янукович и его правительство рассчитывают получить от Евросоюза и МВФ серьезные компенсации за потерю российского рынка.

«…Альтернативы построению общества европейских стандартов в Украине нет. И моя политика на этом пути была и остается последовательной… У нас никто не украдет мечту об Украине равных возможностей, о европейской Украине», — подчеркнул президент. Однако патетически заметил, что «как отец не может оставить семью без хлеба, так и я не имею права оставить людей на произвол с теми проблемами, которые могут возникнуть, если под давлением, которое мы ощущаем, остановится производство и миллионы граждан будут выброшены на улицы».

На заявление Виктора Януковича уже отреагировал еврокомиссар Штефан Фюле, не скрывший своего удивления. Он заявил, что «Украина и Евросоюз никогда ранее не вели переговоров о каком-то компенсационном пакете», украинская власть просила лишь о преференциях для двух крупных предпринимателей. Вместе с тем три основных требования ЕС — принять законопроект о реформе прокуратуры, законопроект о реформировании избирательного законодательства и закон, который позволит заключенным лечиться за границей (его называют «законом под Юлю»), — Рада, точнее провластное большинство, до сих пор игнорирует.

В то же время премьер Азаров сообщил прессе, что в Вильнюсе президент поднимет вопрос о проведении трехсторонних консультаций в формате «Украина — Россия — ЕС» о подписании Ассоциации Киевом.

# Оппозиция

Экс-премьер Юлия Тимошенко, находясь в камере-палате Харьковской больницы, объявила, что начинает бессрочную голодовку. 27 ноября Юлии исполнится 53 года.

О ее решении объявил на митинге ее защитник Сергей Власенко, который зачитал обращение Юлии к соратникам. Слова Тимошенко то и дело сопровождались шквалом аплодисментов. По мнению многих митингующих, отсутствие в штабе оппозиции такого сильного и харзиматичного лидера, как Юлия, существенно снижает организованность и результативность действий.

«В знак единства и солидарности со всеми, кто борется сейчас на Евромайданах в Украине и в мире, я объявляю бессрочную голодовку с требованием к Януковичу подписать соглашение об Ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС. Идите вперед, не отступайте, идите до победы. Если Янукович ничего не подпишет, сметите его с лица земли вместе с его коррупционными метастазами», — напутствовала Тимошенко.

Киев

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow