РасследованияПолитика

Внесудебное решение

Голодовка закончилась. Сергей Кривов — под наблюдением тюремных врачей. Но это инициатива не судьи Никишиной, не пускавшей «скорую» несколько дней подряд

Этот материал вышел в номере № 132 от 25 ноября 2013
Читать
Голодовка закончилась. Сергей Кривов — под наблюдением тюремных врачей. Но это инициатива не судьи Никишиной, не пускавшей «скорую» несколько дней подряд

Голодовка Сергея Кривова, длившаяся почти 65 дней, на каком-то этапе стала просто фоном «болотного процесса». Все, кто приходит в Никулинский суд, конечно, видели, как Кривов тает, но это происходило медленно, изо дня в день, — как-то привыкли… До тех пор пока 14 ноября, в четверг, он в измождении не лег на скамью подсудимых.

В воскресенье, 17 ноября, в «Матросской Тишине» его посетили члены ОНК Любовь Волкова и Валерий Борщев. Вот что написала тогда Волкова: «Он голодает 60-й день, стало страшно за него, потому что раньше мы были у него и видели, что он сидит в одиночной камере 213 в карантине, в камере ни крошки, только бак с водой, которую он кипятит и пьет. <…> Похудел за это время на 19,5 кг, сейчас его вес 61,4 кг. Он сказал, что два раза терял сознание. <…> За ним ведется постоянный медицинский контроль. Только прокурор, который обязан был его посетить, ни разу не был. Сергей сказал, что анализы плохие: ацетон, эритроциты <…>, все сильно зашкаливает. <…> Прошлый раз, когда его возили на суд, он просил, чтобы его перестали возить, что это невыносимая для него нагрузка:

— Я планирую решать вопрос с голодовкой. Суд далеко, туда и обратно в общей сложности самое малое — 5—6 часов, самое большое — 10 часов, курят. Возвращаюсь в камеру в 23 часа. Я все равно не участвую в процессе — пролежал в четверг половину суда на лавке. Вот я сегодня написал два заявления. Одно с просьбой, чтоб не возили на суд в течение следующей недели. Если просьбу удовлетворят, вечером в понедельник подам второе заявление — о выходе из голодовки».

Но всю следующую неделю суд над Кривовым, который почти не вставал со скамьи, продолжался. Его доставляли в общем автозаке, вместе с другими подсудимыми. Только после посещения Кривова членами ОНК Анной Каретниковой и Зоей Световой ему, наконец, в сопровождение, но все в том же общем автозаке, дали медработника.

В пятницу адвокат Макаров получил ответ из Европейского суда: Европейский суд обязал Правительство РФ в срок до 12.00 27 ноября представить ответы на следующие вопросы: «Голодает ли Заявитель в настоящее время и если да, то как долго?», «Каково его состояние здоровья?», «Если Заявитель голодает или голодал недавно, проводилось ли ему регулярное медицинское обследование?».

Таким образом, жалобе Сергея Кривова в ЕСПЧ был придан приоритет — в рекордно короткие сроки.

Но эта юридическая победа в пятницу, 22 ноября, не казалась новостью первого ряда. Ведь главным было — спасти Кривова от смерти, в абсолютно прямом смысле этого слова. Руководство «Матросской Тишины» делало вид, что для этого им не хватает согласия самого Кривова. Хотя его адвокаты дважды, во вторник и в четверг, подавали ходатайство судье Никишиной, а в четверг и сам Кривов написал заявление о том, что ему требуется медицинская помощь. Адвокат Вячеслав Макаров требовал госпитализации подзащитного, но тюремные врачи отвечали ему отказом. «Скорую» и в суд не пускали, а конвойный отказывался выходить к врачам.

Патовую ситуацию удалось изменить членам Совета по правам человека Андрею Бабушкину, Елизавете Глинке и Кириллу Кабанову. В минувшую пятницу они провели в «Матросской Тишине» несколько часов, разговаривая сначала с Кривовым, а потом с руководством СИЗО. В это же время активисты «Солидарности» и «Комитета 6 мая» устроили у стен тюрьмы несанкционированную акцию, растянув баннер: «В этой тюрьме убивают Сергея Кривова!»

— В 19.35 Кривов прекратил свою голодовку и был госпитализирован в тюремную больницу СИЗО «Матросская Тишина». Добровольно, — рассказала мне Елизавета Глинка. — В настоящее время ему проводится интенсивная терапия, и угрозы для жизни нет. Он будет на лечении, здесь грамотные врачи, они понимают, что он голодал довольно долго и нуждается в лечении, которое он будет получать в полном объеме. Он не пойдет на суд в понедельник, так как он болен.

Некоторое время спустя ситуацию прокомментировал и Андрей Бабушкин: «Елизавета Глинка убедила Кривова, что ему необходимо лечь в больницу. На момент, когда мы покидали СИЗО, Лиза оставалась с Кривовым и следила за тем, как будет проведена госпитализация».

Итак, самое главное на сегодняшний день сделано — жизнь и здоровье Кривова под контролем врачей, пусть и тюремных, а не в руках судьи, конвойных и приставов. Но надо помнить: то, что сейчас происходит с Кривовым, — это не просто выход из голодовки, а интенсивное лечение, — важно, чтобы Кривов не остался инвалидом, да и вообще выжил: слишком далеко зашла ситуация…

Голодовка в какой-то мере достигла своей политической цели: стало очевидно, как и в какую сторону ведет процесс судья Никишина, «болотное дело» вернуло внимание общественности, движение по нему ускорилось в Страсбурге. Но и Никишина пошла до конца: так и не приняв решения о медицинском обследовании Кривова и не пустив к нему ни одну «скорую», продемонстрировала всем, что если на этот процесс и нужен был судья, который будет вести его железной рукой, не отступая ни перед чем, то с кандидатурой не ошиблись. Кстати, еще не ясно, какое решение она примет, не увидев Кривова в зале заседаний.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow