СюжетыСпорт

Юноша с шестом

Гунде СВАН — футурист от лыжного спорта

Этот материал вышел в номере № 132 от 25 ноября 2013
Читать
Гунде СВАН — футурист от лыжного спорта
Изображение

Коньковый ход был ужасной ересью. Как это так? Есть классический ход, правильный и прямой, и вдруг является какой-то шведский мальчик-шелкопер и начинает бегать на лыжах как на коньках! А если он захочет бегать на лыжах спиной вперед? А если с веслом в руке, загребая им сугробы? Нет, великий лыжный спорт должен быть сохранен в своей ясной чистоте и суровой простоте! Так говорили сторонники традиционной ценности классического хода.

Так думал и говорил Ивар Форму, великий норвежский лыжник, на чьей широкой груди покачивались золото, серебро и бронза двух Олимпийских игр. Наш Николай Зимятов, супермужик, на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде взявший золото на невыносимые 30 и мучительные 50 километров, был против конькового хода. Сшибались мнения, шел спор о том, что важнее: традиция или прогресс, вальсирующая легкость бега или его упорная прямизна? И как только не боролись функционеры и организаторы с этим новомодным стилем! Между лыжнями устанавливали невысокие сетки, чтобы лыжник не мог идти коньком, а еще обязывали идти в подъем классическим ходом, а значит, нужно было мазать лыжи держащей мазью, на которой коньковый ход невозможен… Но лыжники-революционеры ночью пробирались на трассы и скидывали сетки в овраги, а швед Вассберг перед одной из гонок наклеил на лыжи скотч и намазал его мазью. А как прошел подъем, содрал скотч, перешел на коньковый ход и полетел…

Можно ли вообще менять правила спорта, можно ли вводить в спорт новые технологии и выдумывать новые способы борьбы и игры? Еще в 70-е годы канадский хоккейный тренер Скотти Боумен предлагал вмонтировать в шлемы хоккеистов приемники, чтобы тренер по радиосвязи мог давать указания игрокам практически прямо в мозг. Но это до сих пор не привилось. Но привились карбоновые лыжные палки, и аэродинамические бобы, и загнутые крюки у клюшек, а вместо свитеров из толстой шерсти и подвернутых ворсистых штанов лыжники натянули легчайшие гоночные комбинезоны. Но коньковый ход? Он требовал работы совсем других мышц, создавал другую эстетику бега, менял привычную издавна биомеханику…

Гунде Сван был зверь. Неулыбчивый в преддверии гонки, неразговорчивый и мрачный, причем в мрачности его многим мерещилось высокомерие… Это потом, в 29 лет уйдя из лыжного спорта, он разулыбался на телевидении и помягчел в жизни, а тогда… Тогда этот зверь безжалостно, как от стоячих, уходил коньковым ходом от других лыжников, которые не знали ничего, кроме классики. Они с немым недоумением глядели ему вслед. Наш Деветьяров бился с ним отчаянно, но ему приходилось делать впятеро больше движений, чтобы держаться за этим конькобежцем на лыжне. Гонки Кубка мира Сван щелкал как орешки, он выиграл их 30 штук. На Олимпиаде в Сараево он взял два золота, на Олимпиаде в Калгари прихватил еще два. Этот швед в белом комбинезоне, усыпанном желтыми и синими квадратиками, замучил своими успехами весь лыжный спорт. Был Сван — и были все остальные, какая-то вторая всемирная категория…

Однажды, когда натиск консерваторов стал так силен, что речь в очередной раз пошла о запрете конькового хода, революционный лыжник Гунде Сван вышел на лыжню с шестом в руках. В шесте было 2 метра 30 см. Ловко крутя пику, Сван на глазах у лыжников из других сборных команд понесся по лыжне. Все они и на глаз, без секундомера, тут же увидели, что перед таким его бегом меркнет и коньковый ход, тут пахнет уже второй космической скоростью… И они побежали — не соревноваться с ним, а жаловаться на него начальству. «Что ты делаешь, Гунде?!» — спросили тогда начальники. «Вы хотите сохранить старую технику и запретить коньковый ход. Если вы посмотрите на старые рисунки, то увидите, что лыжники там изображены с одной длиной палкой. Так что я ничего нового не делаю, только возвращаюсь к традициям!» — серьезнейшим тоном отвечал им футурист Сван и снова шел на лыжню. В изумлении глядели ему вслед великие лыжники классического хода, и чемпионы прошлого, и чиновники, пишущие правила, и судьи, блюдущие уставы. А он со страшной скоростью уносился от них всех, и вот уже вдалеке качался вверх-вниз его длинный шест, и яркая красная шапочка мелькала на горизонте.

Следующая в галерее знаменитых спортсменов — фигуристка Ирина Слуцкая

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow