Сюжеты

Инвалидность – это не приговор

26 ноября открывается 5-й Московский парамузыкальный фестиваль

Культура

 

26 ноября открывается 5-й Московский парамузыкальный фестиваль

Главный  режиссер фестиваля, профессор Российской государственной специализированной академии искусств Игорь ВОСТРОВ рассказал «Новой» чем принципиально отличаются параолимпийские игры и парамузыкальный фестиваль.

- Главное отличие в том, что на фестивале участники выступают не одни, а вместе с теми, кто стоит в ряду лучших представителей искусства страны. Здесь и Президентский оркестр, и Большой детский хор «Радио России», и Государственный академический театр классического Балета под управлением Василева и Касаткиной, и Оркестр РГСАИ. Мастера не только аккомпанируют участникам или танцуют, «обрамляя» их номера. Ряд произведений будет исполнен совместно. И для всех этих многочисленных выступлений нам не нужно разнообразных стадионов или трасс. Ибо есть место, святое для каждого артиста. Это – сцена, которую в этом году предоставил театр Российской Армии. Но, так же как спортсмены, наши участники ждут своего зрителя.

-Когда и почему Вы стали работать с такими артистами?

 - Это – очень талантливые ребята. Я занимаюсь с ними с 1984 года, когда в Щукинском училище был набран экспериментальный курс с возможностью получить высшее театральное образование. За пять лет учебы и педагогами, и студентами был накоплен уникальный творческий и методический материал. И возникла идея создать специализированное театральное образовательное  учреждение. Началось с многочисленных концертов по всему СССР. Успех превзошел ожидания. Лучшие залы были переполнены: Колонный зал, Кремлевский Дворец Съездов… А затем нам выделили и собственное помещение, где 16 ноября 1991 года был первый учебный день - День рождения нашего института, недавно ставшего академией. Так что в ноябре у нас – двойной праздник: 22 года ВУЗу и 5-й Московский парамузыкальный фестиваль. 

- Кто основал этот уникальный фестиваль?

- Культурный фонд «Музыкальный квартал». Он не только привлек внимание организаций инвалидов, администрации регионов, включая столицу, но и нашел тех, кто был готов стать партнерами фестиваля. Ведь участникам и сопровождающим оплачивается и дорога, и проживание в столичных гостиницах, и многое другое, включая культурную программу, питание, транспорт. Сейчас нашим генеральным партнером стало ОАО «Оборонстрой». Что символично. Первопечатник  Иван Федоров тоже лил пушки.

В прошлом году фестиваль впервые стал международным, приняв гостей из Китая и Чехии. В этом есть  участники из Великобритании, Италии, Испании, Китая. Так что борьба за лидерство разворачивается и здесь. Хотя побеждают все. Это – правда.

- Фестиваль – всего несколько дней в году. А дальше? Как не чувствовать себя отделенными от общества?

Один  из руководителей нашего партнера – «Элекснета» объясняя свое участие, говорит, что «равнодушие к инвалидам проявляется повсюду: в неразвитости городской инфраструктуры, отсутствии специальных приспособлений в транспорте, доступа к образованию, занятиям спортом и многом другом. И это проблема не отельной взятого человека или семьи, это - проблема всего государства». В нашей академии сейчас 221 студент. Всего! И это – единственное подобное заведение в России. Вы часто видите инвалидов на улицах?! А ведь их число  увеличивается. Уже почти каждый шестой человек в мире – инвалид. Это – данные ВОЗ.

Что касается академии, то в ней три факультета: музыкальный, изобразительных искусств и театральный, где я преподаю. Значительная часть моей работы связана со студентами с проблемами слуха. Но если раньше в обществе глухих была развитая система домов культуры с самодеятельностью и любительскими театрами, то в начале 90-х все было закрыто. Сейчас чуть-чуть возрождается, но мало. Раньше театр «Мимики и жеста» ездил по всему Союзу с громадными гастролями и был одним из самых обеспеченных. Сейчас и у него сложное положение. Но потребность в таких коллективах - очень большая, хотя и затраты нужны большие.

- Вы уверены в том, что такая потребность действительно существует?

У нас была большая гастрольная поездка по городам Поволжья: Саратов, Самара, Нижний Новгород. Залы – битком. Поэтому и решили  создать региональные группы или центры, интегрированные с областными театрами. На фестивале мы не просто помогаем ребятам выступать – идет отбор и в наше учебное заведение. На факультет мы начинаем готовить за один-два года – на подготовительных курсах. Не хватает нам 4 лет, отпущенных стандартом на театральное образование. У нас хотя и академия, но – специализированная. И бывает, что ребята не имеют почти никакого представления о театре. Потому что театр словесный для них – что-то  непонятное. Сейчас на подготовительном -7 человек. Мы с ними разговариваем, видео всех наших старых спектаклей на жестовом языке посмотрели.  Они  духовно, как на дрожжах растут,  ведь по природе своей, это – очень живые, интересные ребята.

- Есть ли проблемы с репертуаром?

Конечно. Для неслышащих не любое произведение подходит. Очень сложный процесс перевода с вербального, словесного языка на жестовый. Сам по себе перевод – уже сложное дело, а тут надо перевести на язык,  иной по сути. Изобразить.

- И это «изобразительное искусство» индивидуально?

- Существует сам язык. То есть жесты, которые изображают понятия, или предметы, а также буквы. Плюс огромное количество пластического, мимического материала. Это - язык, который очень трудно записать. Вот мы работаем уже 30 лет, а самые большие сложности связаны с переводом.

- В фестивале участвуют не только слабослышащие?

- Конечно, нет. Хотя есть еще и жестовая песня, и танцоры, лишенные слуха. Но много ребят поет, играет на различных музыкальных инструментах, танцует на колясках, причем вместе с партнерами, не имеющими проблем с моторикой. А еще будут зарубежные участники, у которых в коллективах есть те, чей диагноз «умственная отсталость» раньше звучал как приговор. Но за границей  они выступают даже профессионально. Конечно, не одни. Мне кажется, что творчество и должно быть совместным. Обольщаться, что они все могут сами, неправильно. Новое качество – в интегрированном творчестве.

Беседовал Анатолий Чургель

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera