Сюжеты

Можете жаловаться!

Но только на своем участке

Этот материал вышел в № 133 от 27 ноября 2013
ЧитатьЧитать номер
Политика

Борис Вишневскийобозреватель

Российское правительство решило исполнить апрельское решение Конституционного суда — внесло в Госдуму проект закона, который дает избирателям право обжаловать итоги голосования.

 

Российское правительство решило исполнить апрельское решение Конституционного суда — внесло в Госдуму проект закона, который дает избирателям право обжаловать итоги голосования.

До решения КС суды всех уровней отказывались принимать у граждан жалобы, полагая, что их избирательные права заканчиваются в урне для голосования: опустили бюллетень — и до свидания, все остальное уже не ваше дело. Лично ваших избирательных прав фальсификации «не нарушают». Эту позицию поддерживали (в том числе на заседании КС) президент, парламент, прокуратура, суд и, конечно, избиркомы — заявляя, что, мол, стоит позволить гражданам пожаловаться на фальсификации, так суды только этим и будут заниматься.

КС, однако, занял другую позицию, заявив, что нарушения требований избирательного законодательства, допущенные при подсчете голосов, влекут за собой «искажение итогов выборов, чем ставят под сомнение легитимность органов власти и принципы народовластия». И тем самым «затрагивают конституционный интерес каждого избирателя, независимо от его конкретного волеизъявления».

Казалось бы, все замечательно — но в решении КС содержались положения, существенно снижающие его значение. Граждане могут оспаривать итоги выборов только на том участке, где голосовали они сами, а наблюдатели не могут подавать жалобы в суд от имени кандидата или партии, которую они представляли на избирательном участке: такое право предоставлено только самой партии или кандидату.

Решением Конституционного суда Госдуме было предписано «уточнить условия обжалования действий избирательных комиссий по подсчету голосов и подведению итогов выборов» — что она теперь и делает.

В федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав предлагается внести право избирателей и участников референдума на «обращение в суд с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме». Соответственно, суды по этим жалобам наделяются правом отменять решения участковых комиссий об итогах голосования, если допущенные нарушения «не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей», либо назначить пересчет голосов.

Понятно, что закон примут без особых споров (тем паче, что КС фактически все уже решил). Попробуем проанализировать последствия.

То, что избиратели получают возможность оспорить итоги голосования, — безусловный плюс. Но именно ГОЛОСОВАНИЯ, которое проходит на конкретном участке. А не итоги ВЫБОРОВ, которые складываются из итогов голосования на множестве участков. Гражданин может оспорить (и при удаче — отменить) итоги голосования на своем участке, но для того, чтобы были отменены итоги выборов, таких участков должно набраться не менее четверти от общего числа.

Иначе говоря, итоги муниципальных выборов, где участков немного, отменить реально — для этого потребуется сравнительно небольшое число заявителей. Для отмены региональных выборов, например, в Петербурге, где более 1800 избирательных участков, потребуется подать (и выиграть) уже более 450 исков — что, прямо скажем, не слишком реально. А отменить таким путем итоги думских или президентских выборов (около 100 тысяч избирательных участков) — и вовсе фантастика. К тому же заявитель должен еще доказать, что он принимал участие в голосовании, — что требует вскрытия опечатанных мешков с избирательной документацией и проверки ведомости выдачи бюллетеней.

Во-вторых, как известно, в последнее время наибольшее число фальсификаций происходит вовсе не в участковых комиссиях, а в территориальных — где, не мудрствуя лукаво, переписывают участковые протоколы. Между тем возможности оспорить решение ТИК правительственный законопроект не дает.

В-третьих, отмена итогов голосования на одном или нескольких участках вполне может быть использована властями в своих целях — и привести к последствиям, противоположным тем, к которым стремятся сторонники честных выборов. А именно: найдя соответствующих заявителей, которые напишут жалобы, власть может добиться не отмены, а ИЗМЕНЕНИЯ итогов выборов в нужную ей сторону. Ведь порой достаточно отменить итоги голосования на нескольких участках, где лидирует оппозиция, — чтобы добиться серьезного изменения общих итогов выборов.

При этом можно не сомневаться: уж эти-то жалобы суд сочтет обоснованными! Тут-то он будет принимать и учитывать доказательства нарушений и вызывать нужных свидетелей. То есть будет вести себя диаметрально противоположным образом, чем это обычно происходит, когда о нарушениях заявляет оппозиция.

В общем, станут ли выборы более честными после принятия законопроекта — очень большой вопрос. Хотя, если они станут хоть чуточку честнее — значит, от него уже будет некоторая польза.

Читайте также

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera