СюжетыКультура

«Изъян парадигмы» голого короля

Первая предъюбилейная акция в Театре на Таганке спровоцировала скандал

Этот материал вышел в номере № 133 от 27 ноября 2013
Читать
Первая предъюбилейная акция в Театре на Таганке спровоцировала скандал

Вечером понедельника в Театре на Таганке случилась «Попытка альтернативы». Открытие выставки шло в жанре, театру на Таганке хорошо знакомом, — скандал. Истерически кричали артистки труппы, выкрики из толпы и групповое скандирование «Позор, позор!» заставляли пожалеть, что на вернисажи не зовут специалистов по нервным расстройствам. Вот высказывания, вызвавшие бурю:

«Предлагаемая нами смена ракурса видения истории касается предельно актуальной сегодня темы — права на историю не только крупных фигур, но и всех участников исторического процесса. Права на историю и ответственности за историю каждого человека.

Смысл проекта — в художественной и исторической рефлексии. Нам хотелось бы исправить изъян парадигмы, в рамках которой традиционно существует российское общество: отсутствие исторической памяти, отказ от коллективной рефлексии и неприкосновенность мифов заставляют нас топтаться на месте или бесконечно бродить по кругу.

Мы не претендуем на объективность, предлагая отличный от общепринятого взгляд на феномен Таганки, тем не менее, считаем важным художественным актом попытаться осмыслить историю театра через «маленького человека», незаметного участника истории. Для исторического события важны не только степень, но и сам факт причастия (грамматика оригинала. — М. Т.). Нам хочется вспомнить, что театр — это коллективное дело, и каждый, пусть и незаметный на первый взгляд элемент влияет на целое».

Эти прописи — экспонаты выставки. Собственно, выставка — и есть тексты черным шрифтом деликатного размера — не крупно, не мелко — накатанные на белых стенах фойе второго этажа. Автор визуального решения — Ксения Перетрухина, авторы текстов — «группа юбилейного года». Выставка готовилась 6 месяцев и разместилась на месте, где висели афиши за все полвека «Таганки».

Предыстория: около полугода назад в театр пришли молодые режиссеры и театроведы из первого выпуска Школы театрольного лидера при ЦИМе. Принесли проект празднования юбилейного года: в 2014-м «Таганке» полвека. Назвались «группа юбилейного года». Молодые на «Таганке», казалось бы, отлично! Тем более свеж пример: при подготовке девяностолетия Театра имени Маяковского тамошние молодые выступили с блеском.

Но к этому моменту легендарной «Таганки» давно уже не было. Ушел из театра его автор — режиссер Юрий Любимов. Ушли из жизни почти все, кто составлял ядро легенды. Сегодняшняя «Таганка» — руины, репертуара и труппы, поле сплошного ползучего конфликта. Однако в столичном департаменте культуры решили: вопреки всему — празднику быть! И, не чуя странности происходящего, выделили под юбилей изрядную сумму. Ее надо осваивать. С благословения департамента культуры Москвы под руководством относительно нового директора Владимира Флейшера «группа» под водительством Дмитрия Волкострелова и Ксении Перетрухиной начала на контрактной основе готовить юбилей.

Сопротивление внутри театра возникло сразу. Потому и в вымученных текстах «первого художественного высказывания» ощутимы попытки заранее ответить на не сформулированные обвинения.

На что и ради чего тратить деньги — жгучий вопрос современной жизни не только департамента культуры, но и театров, которые он содержит. И вот первый юбилейный блинчик. Замешанный не столько на корысти, сколько на претензиях «пересмотреть» миф и отвоевать в нем место. Невидимая демаркационная линия разделяла собравшихся, как ни пытались защитить своих выпускников Виктор Рыжаков и Дмитрий Трубочкин. Цвет лица директора театра внушал беспокойство о его здоровье. Изрядная «свита голого короля» конфузливо жалась — и в речах, и по стенам. Нынешние радикалы, в отличие от прежних, выглядели жалковато. Попытка альтернативы громкой славе «Таганки», похоже, удалась.

Конфликт старого и нового? Отживших и начинающих? Нет, всего лишь неталантливого с неталантливым. Бездарными выглядят пока все: скандалисты из труппы, руководство театра и департамента, бедняги из «группы». Не столько юбилейного года, сколько детского сада: настолько банальны эти речения на стенах, в которых серьезность граничит с глуповатостью, претенциозность — с самомнением, уровень владения русской речью — со слабой грамотностью. Есть и еще оттеночек: на фоне корифеев старой «Таганки», может, и неловко было б являть данный уровень «рефлексии». А нынешний общий фон, как видно, уже позволяет. Впрочем, главные события — впереди.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow