СюжетыКультура

Пир во время зимы

В Москве — XV ярмарка Non/fiction

Этот материал вышел в номере № 134 от 29 ноября 2013
Читать
В Москве — XV ярмарка Non/fiction
Изображение

Начнем со стенда «Новой газеты»: на нем представлена ошеломляющая новинка. Двухтомник Михаила Барщевского, адвоката и литератора, «Счастливы неимущие. Судебный процесс Березовский — Абрамович. Лондон 2011/12» вышел в свет на днях (М.: «Новая газета»). Два тома «избранных стенограмм» процесса и комментариев к ним — в каждом почти по тысяче страниц. По репрезентативности, прости господи, времени и психологии людей, в нем живущих, автор-составитель сравнивает эту книгу со стенограммами советских процессов 1930-х. Однако действующие лица двухтомника — не только истец, ответчик и свидетели, но и лондонские юристы — и в этом качестве двухтомник может служить учебником будущим поколениям юристов России (подробно об этом издании см. в беседе Михаила Барщевского с Верой Челищевой — «Новая» №133 от 27.11.2013).

Еще одна книга, в которой за горячим, сегодняшним российском материалом видны контуры будущего исторического источника, вышла в издательстве «НЛО». Сборник статей «Городские движения России в 2009–2012 годах: на пути к политическому» создан Карин Клеман, французским социологом, живущей в России с 1994 года, и ее коллегами по Институту «Коллективное действие». Темы объемных работ социологов, написанных на материале полевых исследований, — голодовки и митинги в моногороде Рубцовске, где с 2008 года стоит градообразующий Алтайский тракторный завод; борьба экологического движения райцентра Сасово Рязанской области против строительства завода по выпуску фенолформальдегидов, социальные движения Астрахани, Химкинский лес и движение за сохранение историко-культурного наследия в Петербурге.

Во «взрослом» топ-листе ярмарки — семитомное собрание сочинений Варлама Шаламова (М.: Книжный клуб Книговек, 2013); научное и самое полное издание писем Андрея Платонова «Я прожил жизнь…» (М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной); воспоминания Антонины Пирожковой, вдовы И.Э. Бабеля «Я пытаюсь восстановить черты…» (М.: АСТ); документальный роман Светланы Алексиевич «Время секонд хэнд» (М.: Время); фундаментальный труд британского историка Энтони Бивора «Вторая мировая война» (М.: КоЛибри), где впервые, кажется, так полно и беспристрастно показана решающая роль событий на Восточном фронте в общем ходе войны, где равно ошеломляют документальные свидетельства о планах Черчилля и о намерениях Сталина продолжить кампанию летом 1945-го…

В топ-листе Non/fiction — «Кембриджская экономическая история Европы Нового и Новейшего времени. 1870 — наши дни» (М.: Изд-во Ин-та Гайдара); монография Нила Флистина «Архитектура рынков и экономическая социология капиталистических обществ XXI века» (М.: ВШЭ); новая книга Славоя Жижека «Накануне Господина: сотрясая рамки» (М.: Европа): жанр тома определен издателем как «политический психоанализ», тема философа — нарастающая радикализация всего сущего, от протестных движений до рекламных кампаний.

Есть, конечно, в топ-листе и тома сугубо мирные, даже — вызывающе далекие от повседневности: антология «Поэтический мир прерафаэлитов» или прекрасный альбом-монография о коллекциях художественного стекла французского ар-нуво и русского модерна в музеях России. (Но и эти тома — свидетельство многолетних структурных перемен в нашем книгоиздании. «Прерафаэлиты» — плод работы Британского совета с молодыми переводчиками, волюм о стекле «Линии Галле» — одно из многочисленных изданий Фонда Владимира Потанина.)

Специальный «детский» этаж Non/fiction в 2013 году скорее тревожит, чем радует. Исчезли лотки с елочными игрушками и пряничными домиками. Хуже того, лучшие книги 2012 года (будь то детский трехтомник Стивена Хокинга или неземной красоты «Тристан и Изольда») — мирно продаются и на нынешней ярмарке. «Текстовых» новинок мало. Отечественных — почти нет (вот, кстати, тенденция: двадцать лет детская литература России не решается говорить с детьми о новой современности). Лишь иллюстрации к «Алисе» и «Золушке» становятся все роскошней.

О структурных переменах в издательской жизни России свидетельствуют и тиражи прекрасно изданных детских книг. Социальная база «Красной Шапочки» с волшебными чепцами, травами, черепичными крышами Геннадия Спирина, социальная база «Книги джунглей» и «Ветра в ивах» с не менее волшебными рисунками Роберта Ингпена, социальная база прелестного «Серебряного копытца» издательства «Акварель» сузились до той же роковой цифры: 3000 экз.

И вся ярмарка напоминает нарядный, уже почти дворцовый фасад — толщиною в полкирпича.

На Non/fiction, естественно, идут презентации книг и встречи с писателями. 29 ноября в 15.00 — Герман Кох (Нидерланды), автор романа-бестселлера «Ужин». В 18.00 — дискуссия «Москва 2050: будущее города» (организатор — Институт «Стрелка»). 30 ноября в 14.00 Елена Костюкович, блестящий переводчик прозы Умберто Эко, представит свой роман «Цвингер», посвященный истории семьи автора и спасению полотен Дрезденской галереи в 1945 году. В 17.00 в ЦДХ — встреча с поэтами Ольгой Седаковой и Филиппом Жакоте (Швейцария). В 18.00 — лекция философа Александра Секацкого «Об игре и экзистенции».

1 декабря в 12.00 — встреча с академиком РАН, биологом Владимиром Скулачевым. В 15.00 — встреча с британским прозаиком Мартином Эмисом. В 16.00 — презентация книги Ольги Розенблюм «Ожиданье большой перемены: биография, проза и стихи Булата Окуджавы».

А на другой ярмарочной площадке ЦДХ в то же время — 1 декабря в 16.00 — Алексей Иванов представит свою новую, книгу «Горнозаводская цивилизация» (СПб.: Азбука-классика). По дизайну новая книга похожа на «Хребет России».

Беседу с писателем о «Горнозаводской цивилизации» читайте в ближайших номерах «Новой».

P.S.И еще о главном. 1 декабря, 13.00–14.00. Авторский зал. «Камасутра книжника». Уроки литературного гедонизма от Александра Гениса. По мотивам книги «Уроки чтения», все главы из которой печатала «Новая газета».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow