СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 134 от 29 ноября 2013
Читать

Начать с того, что самый кафкианский из набоковских романов — «Приглашение на казнь» — для расейских палестин был несказанно актуален с момента выхода в свет в 1934 году: издевательски пыльная, облаченная в пожизненную робу-сутану-мундир — главное, чтобы строго по форме, — «реальность» все время старается приговорить любого, выпадающего из общего ряда, и при этом рядится в сумасшедший цирк уродов. Именно последний образ положил в основу своей постановки романа в Молодежном театре (РАМТ) Павел Сафонов. Протагонист Цинциннат в исполнении Евгения Редько с первых минут спектакля (1 декабря) оказывается погружен в буйство невеселого карнавала, безумного балагана мерзких гримас и наглого хохота, ярмарки малодушия и подлости. И так, ожидая исполнения смертного вердикта — за «непрозрачность» для окружающих — остается словом о Человеке в пику винтикам, если брать укрупненно, и о порядочности, назначении искусства и еще много о чем, если в деталях. В тактичной инсценировке Михаила Палатника, разумеется, немного есть от словесного плетения сюжета и образов Набоковым, визуализировать которое просто невозможно, но осталась суть, достойно воплощенная хорошим актерским составом. Цирковая составляющая режиссерского прочтения несколько избыточна, но, как говорится, имеет право на существование.

Театральная пл., 2. Начало в 19.00

На три дня — с 28 ноября до 1 декабря — в кинотеатр «35 мм» заселится японское аниме, любителей коего и у нас хватает. Это будет Фестиваль анимационного кино Японии Reanifest, в третий раз будет, между прочим. В этом году основу его программы составит ретроспектива замечательного режиссера, сценариста, художника и аниматора Макото Синкая, чей новый фильм «Сад изящных слов» был впервые показан в «35 мм» в конце сентября. Сейчас, а именно 28-го числа, с 19.30, фильм, посвященный неформатной любви — юноша Такао встречает таинственную молодую женщину; ему пятнадцать, ей двадцать семь, — будет на экране вместе с еще двумя работами мультипликатора — «Голосом далекой звезды», историей о влюбленных, разделенных пучинами космоса, и «Она и ее кот», пятиминутной зарисовкой о жизненных неприятностях и радостях девушки, рассказанных в закадровом монологе ее домашнего любимца. Среди других лент Синкая — «Ловцы забытых голосов», «Пять сантиметров в секунду» и «За облаками: обещание юности». Помимо этого, на фестивале будут представлены все три полнометражных фильма нового цикла «Воссоздание Евангелиона», наделавшего в Японии много шума.

Ул. Покровка, 47/24

Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму». Праздник свечей — Ханука — как раз об этом. По легенде, после победы войска Иегуды Маккавея над войсками царя Антиоха в 164 году до н.э. израильтяне, поднявшись на Храмовую гору, обнаружили масла для лампад на один день, однако огонь в золотой меноре горел восемь дней, пока готовили новые запасы масла. Так был заново освящен Храм, в память о чем в Хануку каждый вечер зажигают свечи. Впрочем, это все дела давно минувших дней. Важно, что детям в Хануку принято дарить игрушки и вообще — устраивать праздник. Что и сделает Еврейский культурный центр 1 декабря на дизайн-заводе «Флакон», концептуально объединяя свет и танец. И то сказать, в программе — световое шоу от театра оптических иллюзий «Люм», танцевальные мастер-классы для всей семьи от профессиональных танцоров Galla Dance, танцевально-театральный флешмоб по сюжетам Хануки от профессиональной команды танцоров Prime, дискотека с DJ Jirov, рисование светом и изготовление дизайнерских светильников и ханукальных символов, а также шоколадное фондю с севивонами и вкусные пончики. Не бесплатно.

Ул. Б. Новодмитровская, 36. Начало в 12.00

Разрыв шаблона

3 декабря в Большом зале Московской консерватории прозвучат великие сонаты Бетховена. Андрей Гугнин — лауреат недавно завершившегося в Вене Международного конкурса имени Бетховена же — изучил творчество венского классика «вдоль и поперек», до потаенных глубин поздних опусов, и обещает отход от шаблонов — заезженных исполнительских формул и общепринятых трактовок. «Я хочу открыть ноты и с нуля понять, что было задумано изначально», — говорит он, и это объясняет смелый выбор самых популярных, читай, «заезженных», сонат Бетховена — «Лунной», «Патетической», «Аппассионаты», «Авроры» — для концерта.

Ул. Б. Никитская, 13/6. Начало в 19.00

6 декабря в Московском международном доме музыки выступит Антонелла Руджеро — живое напоминание о лучших днях итальянской эстрады и таких ее эманаций, как фестиваль в Сан-Ремо, Сан-Винсенте и т.п. Прославившись в 1970-е в качестве солистки группы Matia Bazar, сегодня не утратившая шарма, и главное, голоса — сопрано на четыре октавы с легкой узнаваемой хрипотцой — дива с оркестром возит по Европе итальянскую песенную традицию, добавляя к ней по вкусу поп-рок и танго, фолк-мотивы и электроник. Прозвучит много из былого, включая неустаревающую Vacanze Romane, «Римские каникулы», но пересмотренную на новый и, надо отметить, зрелый с музыкальной точки зрения лад.

Космодамианская наб., 52, стр. 8. Начало в 19.00

В этом году сразу несколько грандов русского рока отмечают ни много ни мало тридцатилетие творческой, так сказать, деятельности — «Аукцыон», «Крематорий», «Алиса». Но только команде «Несчастный случай» пришло в голову основать новую науку о том, как это юбилейное дело праздновать, — «традцатилогию». В качестве популяризаторов науки группа закатила в городах и весях серию музыкальных вечеров для юношества, шумно завершить которую намерена 30 ноября, то есть завтра, в Крокус Сити Холле. Святая простота и мрачная рефлексия, детская непосредственность и отвратительный снобизм — все смешалось в творчестве этой команды. Почтенный возраст в кругу почтеннейшей публики Алексей Кортнев, Валдис Пельш, Сергей Чекрыжов, Павел Мордюков и все-все-все собираются отметить без всякого почтения: концерт начнется задолго до выхода музыкантов на сцену с выноса мозга поклонникам уже в фойе — акустическим сетом. Это раз. В день рождения куда ж без дорогих гостей, среди которых будут Ирина Богушевская, Нонна Гришаева, Татьяна Лазарева, Андрей Макаревич, Максим Леонидов, «Квартет И», а также снова объединившиеся по такому случаю Алексей Иващенко и Георгий Васильев. Это два. В качестве третьего подадут пластинку «Гоняясь за бизоном» — новый «старый» альбом из ранних песен группы, которые по разным причинам никогда прежде записаны не были. Следуя лучшим традициям научных трудов, музыканты решили разбить свое выступление на главы: «студенчество», «гастроли», «любовь», «пьянство», «елки» и т.д. В середине концерта запланирован антракт — случай небывалый для рок-н-ролла. Это четыре. Ну и в-пятых, в фойе будет проходить благотворительная фотовыставка, на которой будет представлена история группы в картинках. Любую из фотографий можно будет приобрести, а все средства пойдут в фонд «Дети наши».

МВЦ «Крокус Экспо», пав. №3. Начало в 19.00

«Москино» представляет

Старейший кинотеатр Европы «Художественный» (Арбатская пл., 14) в январе 2014 года закрывается на реставрацию. Но до закрытия он, помимо регулярного проката, успеет принять несколько фестивалей, первым из которых — с 29 ноября по 9 декабря — станет Открытый российский фестиваль документального кино «Артдокфест», устраиваемый «Москино». В конкурсную программу включена 21 картина. Всего же в программах фестиваля традиционно участвует больше сотни фильмов. Отдельно стоит отметить внеконкурсную программу «Среда», в которой будет представлена мировая русскоязычная документалистика. Практически одновременно с «Артдокфестом» — 30 ноября — «Москино» запускает фестиваль видеоарта и электронной музыки Fractal Compilation Fest — в кинотеатре «Сатурн» (ул. Снежная, 18). Он объединит любителей всяческого аудиовизуального искусства и экспериментальной музыки. За один вечер, с 19.00 до 23.00, можно будет увидеть: перформанс «Отражения» арт-группы «Аутопсия», визуализацию фигур фрактальной геометрии Бенуа Мандельброта, ученого, стоящего у истоков компьютерной графики, и визуальные шедевры, созданные в режиме life cinema прямо на фестивале. Музыкальная программа тоже имеется: сет мультиинструменталиста Владимира Рацкевича, знакомого широким массам по музыке для телевидения (с ним — 10 музыкантов), будет продолжен экзерсисами саунд-дизайнера Евгения Кузина, саксофониста Михаила Дическу, играющего на препарированном инструменте, известного джазового экспериментатора Сергея Летова и других. Должно быть интересно.

1 декабря в Малом зале Московской консерватории исполнят «Кантикли», ирландские народные песни в авторской аранжировке и переработанные Бенджамином Бриттеном песни Генри Пёрселла. Это будет кульминация «Сезонов Бриттена», программы, посвященной столетию британского композитора и реализуемой в обеих российских столицах и Екатеринбурге. Впервые в России на одну сцену поднимутся знаменитые английские певцы — баритон Питер Колман-Райт, тенор Иэн Бостридж и контратенор Йестин Дэвис, один из самых востребованных контратеноров наших дней. Бостридж известен как один из главных исполнителей Бриттена: он записал многочисленные вокальные циклы, а также несколько версий грандиозного «Военного реквиема».

Ул. Б. Никитская, 13/6. Начало в 19.00

Фотогравюра — это репродукция фотоснимка, произведенная путем печати с металлической доски, изготовленной фотохимическим способом. На вопрос о том, зачем применять столь трудоемкую технику, фотограф Питер Миллер, чья персональная выставка «В поисках пути» открывается 4 декабря в Центре фотографии им. братьев Люмьер, отвечает, что фотогравюры как настоящие произведения искусства трансформируют реальность и формируют восприятие. Надо сказать, что Миллер, открыв для себя фотогравюру в конце 1980-х — и это стало поворотным моментом в его карьере фотографа, и экспериментируя самостоятельно с опорой лишь на старинные книги и статьи, — сегодня один из немногих специалистов, работающих в этой технике. И работающих достойно: представленные в экспозиции 50 отпечатков — изображения речных потоков и волн, тумана, деревьев, заснеженных горных вершин, дорог и старинных японских деревень с их обитателями — производят впечатление: это настоящие художественные образы, очищенные от документальных подробностей.

Болотная наб., 3, стр. 1. До 26 января

«Быть или не быть?» Французский режиссер Давид Бобе, поставивший «Гамлета» в Гоголь-центре, ставит этот легендарный вопрос с большей прямолинейностью, чем это делал Бард. «Действовать или не действовать?» в мире, повергнутом в кризис, в разломленном и развороченном миропорядке — природном, социальном, духовном, семейном, — так он теперь звучит из уст принца Датского, говорящего неромантическими словами, непривычным шекспировским языком (инсценировка принадлежит самому режиссеру, перевод Риммы Генкиной). Ответ Бобе на гамлетовский вопрос отрицателен: «не быть». Можно пуститься в бой, рискуя умереть и «не быть», а можно ничего не делать, сохранить имеющееся статус-кво — и в конечном итоге тоже «не быть». Так что романтики Гамлет и так лишен. Вместо нее в постановке усиливается присутствие смерти как индикатора состояния мира: Гоголь-Эльсинор — это холодильная камера, затопленный черной водой морг с морозильными ящиками и столами для обработки трупов и телом отца Гамлета на полу. Гамлет по-прежнему не знает ничего наверняка, но и чувство правды у него есть по-прежнему. Шекспир по-прежнему крут и актуален. Премьера — 29 и 30 ноября, а также 1 декабря.

Ул. Казакова, 8. Начало спектаклей в 20.00

5 декабря в клубе «16 Тонн» состоится очередная вечеринка из серии Selector Live, посвященная самой интересной новой британской музыке, за выбор которой отвечают создатели радиошоу Selector, в России транслируемого на волнах радио Megapolis. Хедлайнерами вечеринки станет коллектив, представляющий передовой фронт британской инди-музыки, номинанты Mercury Prize и фавориты сайта Pitchfork группа Wild Beasts. То есть в «16 Тоннах» послезавтра зазвучит эклектичный пост-панк с элементами кабаре, джаза и афро-попа, некоторой изобретательностью в аранжировках, текстами с цитатами из Набокова и Аристотеля и эксцентричным фальцетом вокалиста Хейдена Торпа.

Пресненский Вал, 6, стр. 1. Начало в 21.00

Алло, алло!

Выставочный центр «Рабочий и колхозница» собирается с 5 декабря принять выставку старинных телефонных аппаратов из собрания московского Музея истории телефонов. Свое место в экспозиции займут первые аппараты шведской фирмы Ericsson, американские и английские образцы начала XX века, самые первые военные телефоны, полевые телефоны Второй мировой войны из бункеров России и Германии, а также дизайнерские модели конца XIX — начала XX века. Деревянные и бакелитовые, металлические и пластиковые, разнообразных форм и невероятных расцветок, необычные и стильные, роскошные и технологичные — всего более двух десятков оригинальных аппаратов подарят не только возможность познакомиться с телефонной историей мира, но подлинную радость. Стоит поторопиться: выставка будет работать менее месяца.

Пр-т Мира, 123Б. До 10 января

Сказки Андерсена

«Времена года» проекта «Открытая сцена» — это пластический спектакль известного режиссера и хореографа Гедрюса Мацкявичюса, созданный по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена: «Свинопас», «Снежная королева», «История года», «Тень», «Подснежник», «Дорожный товарищ», «Ледяная дева» и восстановленный балетмейстером и актрисой театра Пластической драмы Татьяной Борисовой. В обновленной постановке, которую можно будет увидеть завтра, 30 ноября, в ДК «Салют», сказки нашего детства словно повернуты другой гранью. Точность найденных жестов, гармония пластического выражения яркой, острой формы и внутреннего накала знакомых до боли чувств, эмоций и мыслей делают на первый взгляд волшебную историю Маленького Принца, который по ходу действия взрослеет, обретает опыт, обрастает страстями и пороками, отражением жестокой реальности. В спектакле звучит музыка Вивальди, Баха, Бетховена, Перголези, Моцарта, Скарлатти, Пендерецкого, Бриттена и Глюка.

Ул. Свободы, 37. Начало в 19.00

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow