СюжетыКультура

Верую, потому что абсурдно

Борис Акунин. История российского государства. От истоков до монгольского нашествия. М.: АСТ, 2013

Этот материал вышел в номере № 135 от 2 декабря 2013
Читать
Борис Акунин. История российского государства. От истоков до монгольского нашествия. М.: АСТ, 2013

Итак, первые рецензии на «Историю российского государства» Бориса Акунина уже написаны, а потом кто-то прочитал и саму книгу дальше авторского предисловия (да-да, именно в этом порядке все и бывает)… И возник скандал, а точнее — два.

Про первый скандал говорить скучно: насчет того, что не следует человеку по фамилии Чхартишвили писать историю русских. (А Карамзин, по-вашему, был из «славян»?) Это, знаете ли, есть такой тезис: если человек в оппозиции, то и книги у него плохие. Но у нас с Акуниным политические взгляды тоже не похожи, что как-то не мешает мне признавать, что он очень здорово пишет: да вот хоть «Черный город», какой потрясающий портрет города Баку в пиковый момент его истории!..

А вот скандал номер два (от «добрых» критиков) выражается словом «скучно». Это как же может быть скучной часть нашей истории, «от истоков до монгольского нашествия»? Это вы, коллеги, школьные и прочие учебники давно не читали: вот где скучно, примитивно, и не верится, и не хочется! А у Акунина что-то вроде — возьмем с полки наугад — книг по византийской политической истории лорда Норвича. Не детектив и не боевик все-таки. Но к Норвичу никто стандартов детектива ведь не примеряет: он считается классиком истории, написанной писателем.

Попутно заметим: историки всего мира сами виноваты, что для создания книг по истории нужны писатели. Это такая вечная пара, одни признают лишь сухие доказанные факты, другие оперируют чем-то куда более для человека важным, то есть эмоциями. А история ведь — одни сплошные эмоции, особенно на тему «А могло бы пойти по-другому». Историки это самое «по-другому» для себя считают запретным.

Акунин почти в каждой своей книге работает как исторический романист. Материала — и эмоций — накапливается море. Вы представьте себе, что происходит с человеком, когда он роется в подшивках старых газет, изучает смешную и неуклюжую поэзию забытых лет, касается каких-то предметов… Сквозь пальцы стреляет электричество. Вот эта история — настоящая, человеческая. Ее и надо писать.

Другое дело, что именно с первым томом своего труда Акунин попал в сложную… историю. Начинал бы с любого другого века, было бы проще. Или делал бы принципиально другую книгу — было бы веселее. Вот писатель Александр Бушков, который создал несколько книг, переполненных ехидными вопросами к историкам: объясните мне, налогоплательщику, кто я такой, где мои корни?.. Только вопросами — потому что ответов нет.

История происхождения нашей нации — сплошная загадка именно в той части, которая попала в первый том проекта Акунина. Загадка сводится к вопросу: «Кто такие русские?» И Акунин этой темы не то чтобы не касается, а… Ну он утверждает, что никаких идеологий не выстраивает. Но как же тогда у него этот том называется «Часть Европы»?

Это был романовский официоз начиная с XVII века — что мы часть Европы. И Карамзин это же утверждает. Но сегодня все меньше людей склонны такой тезис принимать на веру. Есть тюркская (алтайская) версия происхождения русских, есть индийская, сохраняется европейская. Каждая сторона, в отсутствие твердых фактов, при странной скудости источников, мыслит так: верую, потому что абсурдно.

В конце концов, а что такое Европа как противопоставление «плохой» Азии? Сама эта идея начала формироваться как раз в ту эпоху, на коей кончается первый акунинский том. До того люди воспринимали мир по-иному. Был центр мира (Рим — Константинополь), были его окраины и другие огромные миры, с их мышлением…

А если обойти эту проблему происхождения русских и мышления людей того — и нашего — времени, то что остается? Тот же Карамзин. Очищенный от глупостей, от смешного официоза екатерининско-александровской эпохи. История князей, бодро уничтожавших друг друга. То есть, по сути, все те же несколько летописей, минимум литературы… Плюс данные современной археологии, которая без чувств людей ушедшей эпохи мертва.

Для кого-то все это скучно. Для кого-то — информация к размышлению: что с нами такое произошло за ушедшие века, что приходится гадать насчет того, кто же мы такие?

Мастер ЧЭНЬ

Об авторе: Мастер Чэнь — автор известных авантюрно-исторических романов «Дегустатор», цикла про Амалию де Соза — британскую шпионку начала ХХ века, а также «Любимого ястреба дома Аббаса» — трилогии о самаркандском шпионе VIII века Нанидате Маниахе.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow