СюжетыОбщество

Приключения породы мамонтовых на Чукотке

Представившись уважаемыми правозащитниками, журналисты ВГТРК сняли необходимые кадры о вреде экоактивизма в России. Особенно — в Арктике

Представившись уважаемыми правозащитниками, журналисты ВГТРК сняли необходимые кадры о вреде экоактивизма в России. Особенно — в Арктике

Экологическая общественность с нетерпением ожидает нового произведения ВГТРК под условным названием «Зеленое болото, или Зеленые не той ориентации». По проторенной дороге режиссеров нескольких «Анатомий…» мастера холдинга с еще большей зоной покрытия, чем НТВ, готовят душераздирающий фильм о том, как вроде бы неплохие зеленые активисты, полностью околпаченные иностранной пропагандой, попадают на крючок американских и иных забугорных кукловодов и начинают действовать в целях умаления величия России.

Действуют, естественно, путем покушения на свободу ее сырьевых корпораций, не считающихся с законом и здравым смыслом. Зачем понадобилось пытаться выдумать «пугало зеленой оппозиции» и кого конкретно им пугать — неясно, но, возможно, данное произведение будет посвящено окончанию года охраны природы и — предстоящему Съезду охраны природы с участием высших лиц государства.

28 ноября в Анадыре к

Эдуарду, видимо, телевизор смотреть некогда или просто противно, поэтому он дурного не заподозрил и интервьюера за дверь не выставил. О чем, возможно, не раз пожалеет. Бузаладзе — автор фильма «Болото» о грузинско-американском заговоре против российских властей, а также ролика гомофобного содержания и прочих шедевров в программе Аркадия Мамонтова «Специальный корреспондент», вызывающих рвотный рефлекс.

Изображение

Александр сразу доверительно пожаловался, что к его группе пристрастно отнеслись пограничники, и попросил никому не сообщать о том, что берет здесь интервью у разных людей, во избежание изъятия у него записей при выезде в Москву.

После нескольких дежурных вопросов о реальном положении коренных народов в селах Чукотки, интервьюер спросил о наиболее ярких примерах столкновения интересов между коренными жителями и промышленными компаниями. Речь зашла об угольном месторождении Амаам, где подрядчики австралийско-китайского предприятия разоряют территорию общины Алтар.

Последующие вопросы весьма напоминали стиль ФСБ, где очень популярны так называемые наводящие вопросы: «Есть какая-то деятельность для международной защиты чего-то тут у вас на Чукотке и Аляске?». Речь зашла о давным-давно декларированном международном природном парке «Берингия». Контекст вопроса не скрывался — американцы хотят контролировать российскую Арктику. Немного смутило то, что договоренность родом еще из советского периода истории, и что контроль обоюдный.

— Что Вы думаете по поводу предложения профессора Медведева о международном протекторате Арктики?

— Это вопросы международного права, но однозначно могу говорить лишь о том, что человечество технически не готово к безаварийной нефтедобыче в Арктике.

Также Здор сказал, что в свободном обществе любая точка зрения имеет право на существование и обсуждение, и нехорошо, когда в публичном лексиконе президента страны появляются в ответ выражения «придурок» и иные подобные слова.

— Согласились бы вы возглавить фонд, занимающийся экологическими вопросами на Чукотке и финансируемый на американские деньги?

— На Чукотке пока нет экологических общественных организаций.

Бузаладзе вынудил Здора ответить, что при возможном интересе фондов, он поддержит подобный проект, потому что в регионе нет ни одной экоНКО. И тут интервьюера прорвало: Америка главный «оппонент» России и поэтому он, Бузаладзе, — «идейный борец с Америкой». Посетовал, что может наступить момент, когда Россия может стать другой и тогда осудят именно их, идейных борцов за желание оставить Путина у власти.

На вопрос Здора «В чем угроза?», Бузаладзе рассказал, что Америка пытается захватить ресурсы России и Здор им в этом помогает. Поискали примеры на Чукотке — не нашли. Тогда Бузаладзе стал говорить о том, что мы работаем на Америку, когда протестуем против «Роснефти» на шельфе. Но отступил, когда Здор сказал, что ценой вопроса является существование двух маленьких народов.

Когда же экоактивист заикнулся о китайской экспансии на Дальний Восток, Бузаладзе безапелляционно заявил, что Китай — наш стратегический партнер.

Позже стало понятно, что больше всего интервьюера интересует Сосновская коалиция экологических организаций Сибири и Дальнего Востока, которая вот уже пятнадцать лет объединяет в одно целое десятки экологических организаций и активистов, работающих над экологическими проблемами Азиатской России. Так как в «Сосновке» активно участвуют и американские НКО, то главный вопрос «идейного борца» был о том, как американские заводилы «рулят» российскими организациями. То, что они просто делают общее дело, охраняя одну на всех природу, просто никак не укладывалось в его голове. Дискуссия успехом не увенчалась.

После неудачной попытки Здора объяснить всю важность осуществляемой Коалицией деятельности, экоактивист, наконец, стал понимать, почему в течение интервью его не покидало ощущение «дежавю». В октябре на ежегодной встрече Сосновской коалиции экологов, собравшихся под Хабаровском, навестили корреспондент хабаровских «Вестей» во главе с редактором Ольгой Шабалиной. Вообще Сосновская встреча — мероприятие цеховое, куда любопытных журналистов и публику обычно не приглашают, но раз приехали — не выгонять же их.

Поводом к приезду «Вестей» послужила акция солидарности с экипажем «Арктик Санрайз», проводившаяся накануне в 50 городах мира. Естественно, Сосновка, бессменным членом которой является и «Гринпис», не могла не поддержать находящихся в тюрьме товарищей, сфотографировавшись с плакатом «Экологи — не пираты». Спустя пару дней с таким же лозунгом выступил Президент России на Арктическом форуме, а еще через месяц к тому же пришли и следственные органы. Но в момент акции «Гринпис» обвиняли именно в пиратстве, и материализовавшейся ниоткуда корреспондентке пришлось с нуля объяснять, чем пропагандистская акция отличается от разбойного нападения.

Экологи, не избалованные вниманием журналистов, также начали рассказывать о самых насущных проблемах своих регионов: кто об адаптации к паводкам, кто об охране тигра, а кто про риски связанные со строительством ГЭС. Однако, как оказалось, реальные экологические проблемы журналистку не интересовали, интересовали ее «проблемы» мифические — конспирологические, примерно те же, что Бузаладзе на Чукотке. Действительно, чтобы снять сюжет хоть о самой небольшой, но реальной экологической проблеме, необходимо вникнуть, поработать с источниками, пообщаться со специалистами, объективно рассмотреть ее с разных сторон — в общем, потрудиться. Гораздо дешевле сочинить туманный текст с таинственными намеками, напичкать его случайными фразами и драматично прочитать его под подогнанную картинку.

Хабаровские «Вести» в результате выпустили паранойяльный сюжет о «зеленой конспиративной группе», имеющей заокеанских покровителей и выступающей против развития России, вместо того, чтобы честно подметать улицы и сажать деревья. Из почти часа записанного видео с несколькими известными деятелями экологического движения в эфир попали секунды четыре вырванных из контекста фраз. Все остальное время экологи «говорят» молча - картинку с выступающими озвучивает своими многозначительными намеками автор сюжета. Вместо этого за кадром льется прямая речь какого-то депутата от ЛДПР и бывшей природоохранной прокурорши, возмущенных самим фактом существования независимых экологических организаций.

Посмотрев этот шедевр, участники Сосновки пожали плечами, покрутили пальцем у виска, но как только большинство участников коалиции разъехались, к оставшимся на базе американским и российским экологам «посмотрев передачу» нагрянул усиленный наряд ФМС и ФСБ проверять соответствие виз цели приезда в страну. А через несколько дней передачу снова повторили, но она уже была обогащена оперативной съемкой ФМС/ФСБ. Поразила четкая эстафета журналистов, выступающих провокаторами, силовиков, ссылающихся на просмотр телепередачи как источник оперативной информации, а затем отдающих свою оперативную видеосъемку обратно журналистам для вторичного использования.

Налицо сращивание журналистов со спецслужбами создающее кентавра «журслужбу», призванную держать и не пущать.

Как только появляется кто-то, кто начинает говорить вслух про реальные проблемы, тут же слышится: А ты кто? А кто тебе дал право говорить о проблемах? А ты говоришь о проблемах за деньги или бесплатно? За деньги? А за чьи? Бесплатно? Врешь!

Сопоставляя визит сподвижника Мамонтова на Чукотку и действия хабаровских «Вестей», следует ожидать, что нам покажут ужастик про покушение на основы, но с «экологическим уклоном», посмотрев который и ужаснувшись, соответствующие спецслужбы «вдруг» начнут активно реагировать на «зеленую опасность». Как ни противно, но к этому театру абсурда гражданское общество привыкает, и экологи вряд ли остановят свою работу по случаю такого наезда. Однако в свете всеобщего стремления к максимальной открытости, вызвавшей к жизни, в частности, «закон об иноагентах», неплохо было бы обязать авторов фильма в титрах крупно и честно написать — «Фильм сделан по заказу спецслужб».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow