СюжетыПолитика

Оппозиция, полиция, армия и король

Ситуация в бунтующем Бангкоке: восставшие объявили о своей победе

Этот материал вышел в номере № 136 от 4 декабря 2013
Читать
Третьего декабря тайская оппозиция, заняв здания правительства и управление полиции Бангкока, объявила о своей победе. Этому предшествовали несколько насыщенных протестами дней.
Изображение

Третьего декабря тайская оппозиция, заняв здания правительства и управление полиции Бангкока, объявила о своей победе. Этому предшествовали несколько насыщенных протестами дней.

В пятницу, 29 ноября, на вечернем митинге у памятника Демократии — здесь почти круглосуточно проходят митинги оппозиции — ее лидер Сутхеп Тхыаксубан вышел на сцену с двумя десятками своих сторонников. Десятки тысяч встречают своего лидера громче, чем популярную рок-группу. Сутхеп представляет вышедших с ним людей. Это альтернативное правительство с длинным названием: «Комитет за абсолютную демократию при конституционной монархии».

Днем в пятницу произошло очень важное событие. «Желтые» (цвета оппозиции) провели митинг на территории Штаба королевской армии Таиланда. Военные позволили нескольким оппозиционерам проникнуть на свою территорию, и те открыли главные ворота, через которые на лужайку перед штабом втекли сотни людей. Военные выставили хилое оцепление из трех десятков безоружных солдат и офицеров. Оппозиционеры вели себя дисциплинированно: подогнали грузовик со звукоусилителями и начали митинг, который длился около 6 часов. «Желтые» фотографировались с офицерами штаба, угощали их фруктами. Не митинг, а «день открытых дверей» в воинской части. Командующий армией Таиланда генерал Прают Чан-Оча официально объявил, что в происходящем политическом противостоянии армия занимает нейтральную позицию. Но и митинг на территории штаба, и поведение офицеров — свидетельство того, что военные совсем не против смены власти. К тому же именно они свергли премьер-министра Таксина Чинавата в 2006 году, а Таксин сегодня — основная причина антиправительственных выступлений «желтых».

…Сутхеп, объявив состав альтернативного правительства, обещает организовать осаду ключевых министерств. Мои соседи по лагерю оппозиции в центре Бангкока уверяют, что на этот раз драки с полицией не избежать. Хотя своеобразный остров, где расположились здания правительства, парламента и комплекс Королевского дворца, опутан колючей проволокой, на мостах к нему бетонные в человеческий рост блоки, за которыми круглосуточно дежурит полицейский спецназ, стоят машины с водометами.

Утром в субботу лагерь оппозиции просыпается раньше обычного, в начале шестого. Традиционная физическая зарядка отменена. Вместо нее зарядка психологическая — выступления ораторов. Особого напряжения не чувствуется. Мои молодые знакомые даже веселятся, предвкушая стычки с полицией. Для этого они «вооружились» рогатками и камнями.

Когда начнется марш на остров, никто не знает. Выпив кофе и позавтракав на бесплатных кухнях, ждем. Час, два, три… Парни надевают чистые футболки, повязывают на шеи пестрые саронги: если начнется драка с полицейскими, саронгами будут прикрывать лица. Им все ясно: нужно свергать правительство, доводить «желтую» революцию до конца. Единственное препятствие — полиция. Она на стороне власти. Ни один полицейский не перешел на сторону оппозиции.

Время обеда, разбредаемся по бесплатным кухням. Появляются гитары, молодежь поет, кто-то даже пытается танцевать, хотя жарко…

Около четырех вечера Сутхеп объявляет, что марш оппозиции переносится на воскресенье. Но и в воскресенье никакого марша не будет, а будет шествие трех колонн к МВД, управлению полиции Бангкока и министерству образования. Кажется, что лидеры оппозиции испугались кровопролития, и протест выльется в уже бессмысленные ежедневные митинги, возможно — в переговоры с правительством, которые Сутхеп ранее многократно (правительство было их инициатором) жестко отвергал. 25 ноября после полумиллионной демонстрации «желтых» в Бангкоке и захвата министерства экономики и МИДа полиция выдала ордер на его арест за попытку свержения государственного строя.

Вечером в субботу становится известно о стычке между группой «желтой» и «красной» молодежи, есть убитые (красный — цвет проправительственных активистов, никакого отношения к коммунистам они не имеют, обе стороны политического противостояния в Таиланде — это движения либерального толка).

Утром в воскресенье никто толком сказать не может, будет ли марш на правительство. У меня днем рейс в Москву. Я его не отменяю, потому что уверен: революция выдохлась, и Сутхеп выбрал путь Болотной площади, о которой, полагаю, и понятия не имеет. Прощаюсь с ребятами…

Дальнейшее мне, как и всему остальному миру, известно по сухим сообщениям новостных агентств. Около 11 часов в воскресенье «желтая» оппозиция идет на штурм перекрытого полицией моста Chamai Maruchet, ведущего на остров, где находятся здания правительства и парламента (именно на этот мост я ходил на акцию несколькими днями ранее — мы убеждали полицию перейти на сторону оппозиции). Одновременно оппозиционеры пытаются захватить несколько других ключевых правительственных зданий, в том числе здание МВД и городского управления полиции. Самые жестокие столкновения происходят у моста на «правительственный» остров и у городского управления полиции. Оппозиционеры пытаются растащить в стороны бетонные блоки и многометровые ряды колючей проволоки, полицейские отгоняют их с помощью брандспойтов и слезоточивого газа. Итог дня: по данным министерства здравоохранения, в больницы Бангкока обратились несколько десятков человек, которые получили незначительные травмы. В понедельник продолжался штурм моста Chamai Maruchet. С помощью экскаватора оппозиционеры растащили несколько бетонных блоков, но на остров так и не попали. Итог дня: почти сотня раненых, в том числе из огнестрельного оружия.

Во вторник полицейское начальство приняло решение пустить оппозиционеров в правительственные здания и городское управление полиции. Заняв эти объекты, оппозиционеры объявили о своем триумфе. Однако премьер-министр Йинглак Чинават отказалась выполнить ультиматум восставших и не покинула свой пост.

Развязка драмы должна произойти завтра, 5 декабря, в день рождения короля Рамы IX (в Таиланде это один из главных государственных праздников). Король – стержень государственной системы Таиланда. На его авторитет не посягает ни одна из сторон противостояния. Напротив — и те, и другие всячески подчеркивают свою верность монарху. В ходе месячного политического кризиса Рама IX лишь однажды заявил, что сложившаяся ситуация не должна привести к кровопролитию. Пятого декабря он обратится к народу.

Фото автора

Александр РЫБИН — специально для «Новой», Бангкок

Справка «Новой

Главной причиной протестов в Бангкоке стала попытка действующего правительства провести через парламент «Закон об амнистии». Этот закон, по мнению оппозиционеров, позволит вернуться в легальное политическое поле Таиланда бывшему премьер-министру Таксину Чинавату, свергнутому военными в 2006 году и бежавшему из страны (позже он был заочно осужден на 2 года тюрьмы за коррупцию). Нынешний премьер-министр Йинглак Чинават — сестра Таксина. Оппозиция считает, что она занята главным образом отстаиванием интересов брата, который фактически продолжает руководить страной.

Еще одна важная причина протестов: правительство пытается законодательно ограничить полномочия Конституционного и Верховного судов, чтобы они не могли в будущем отменять решения парламента. Большинство в парламенте принадлежит партии Йинглак Чинават, которую прежде возглавлял ее брат Таксин.

Месяц назад оппозиция разбила протестный лагерь вокруг памятника Демократии в центре Бангкока, который все это время пополняли люди из разных областей страны, преимущественно с юга.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow