СюжетыСпорт

Старые и новые

Предолимпийский старт биатлонистов внушает надежды, но не гарантирует побед

Этот материал вышел в номере № 136 от 4 декабря 2013
Читать
Предолимпийский старт биатлонистов внушает надежды, но не гарантирует побед
Изображение

В Белом зале в слегка обветшалом антураже некогда блестящего Дома шло ностальгическое шоу, но связь с происходящим в Остерсунде определенно просматривалась. И не только потому, что фильм о Тихонове собрал едва ли не всю старую золотую гвардию биатлона, от Виктора Маматова до Анфисы Резцовой (герой вечера не забыл поздравить с прошедшим 80-летием первого олимпийского медалиста по биатлону, выдающегося тренера Александра Привалова). И не только потому, что вспомнить былое пришли знаменитые «смежники» из других зимних видов — Лидия Скобликова, Александр Якушев, Вячеслав Старшинов, а также многие другие известные лица, не исключая и политических тяжеловесов.

Роняя искреннюю слезу по прошлому, здесь не забывали и про победы грядущие. Тон задавал неуемный фигурант, который после завершения спортивной карьеры успел стать и успешным бизнесменом, и изгоем (а также сидельцем и изгнанником, чему и был в основном посвящен фильм «Охота на чемпиона»), а власть в Союзе биатлонистов России команде кризисных менеджеров Михаила Прохорова передавал он отнюдь не по своей воле. Александр Иванович последователей нынче размашисто не критикует, спортсменов поддерживает и надеется на успех, а про олимпийский Сочи собственноручно спел зажигательный гимн — как показалось, написанный не без его участия. Аплодисментами в такт поддерживал весь зал, остающийся в неповторимом прошлом и не очень-то принимающий настоящее.

Все смешалось в нашем доме. Восхищаясь и ужасаясь действу в Белом зале, я думал, что происходящее в биатлоне, может быть, лучше всего иллюстрирует то, что происходило и происходит с нашим спортом (и не только со спортом) в новейшие времена. Ностальгия не стыкуется с настоящим, как ее к реальности ни приспосабливай. Патриотизм советских времен похож на вынутую из кладовки добротную, но тронутую молью дубленку: носить можно, но выглядишь нелепо. Патриотизм новороссийского образца — как модная куртка из кожзама: носить можно, но неприятный запашок чувствуется. А уж соединение столь разных видов «одежды» производит эффект абсолютно сюрреалистический.

Александр Тихонов походил в олимпийских шубах изрядно. И уже в качестве главного по биатлону тянул победную ноту как мог — пока она к концу нулевых не без его участия, но в основном под натиском новой реальности не стала фальшивить. Песня совсем другой команды или завершится в Сочи, или продолжится после Игр. Одеваются по-новому, поют как умеют.

…Исполнительный директор Союза биатлонистов России Сергей Кущенко заявил недавно, что к олимпийскому сезону они собрали все лучшее, что есть в культовом виде. Некая нотка неуверенности… угадывалась.

«Все лучшее» собирают уже лет пять, примерно с того времени, как к руководству пришла команда Михаила Прохорова. Российский биатлон за пятилетку достиг невиданного материально-технического благополучия, одновременно провалившись так глубоко, как не проваливался, пожалуй, никогда: на трех последних чемпионатах мира он довольствовался остатками пиршества, которое устраивали норвежцы, французы, немцы и прочие шведы.

Между толковой долговременной стратегией и отсутствием конкретного результата всегда есть зазор, но накануне домашней Олимпиады он стал выглядеть угрожающе.

Не все упирается в то, что кризисные менеджеры оказались дилетантами от биатлона и немало чего наворотили в процессе освоения дела, которое оказалось намного сложнее, чем им раньше виделось. Новое руководство сумело почти избавиться от допинговых скандалов, которые, увы, были привычными для времени побед, но ставили под сомнение и сами победы. Руководить «чистым биатлоном» призвали лучших тренеров, потом по совету экспертов приходили «более лучшие», но кардинально картина не менялась. Или менялась к худшему.

Песня про то, что «главные матчи не сыграны», которую мы постоянно слышали по ходу каждого сезона, — порядком надоела и самим исполнителям. Начинаем плохо, к середине зимы подтягиваемся, а в феврале снова едва волочим ноги и демонстрируем вопиющую неготовность.

Вот и сейчас разножка: с одной стороны, вроде как надо беречь силы до главного старта четырехлетия, с другой — проявлять победительную уверенность «здесь и сейчас». Потому что, если не побеждать — с чего она возьмется на домашних Играх, не упадет же с неба?

Хорошо главным конкурентам: прекрасное прошлое на них не давит, патриотическими проблемами не озабочены, профессионализм что у тренеров, что у спортсменов никуда не делся. Получается у всех по-разному, но выкладываются по полной с первого старта, и на последние, то есть главные, сил и уверенности хватает.

Мартен Фуркад подвел команду в смешанной эстафете: имея полторы минуты отрыва перед последним огневым рубежом последнего этапа, «застрелился» так, что не закрыл три мишени, да еще и про последний патрон забыл. Благодаря трем штрафным кругам лидера и двум добавленным по вине Фуркада штрафным минутам абсолютные фавориты откатились на 5-е место — и все равно оказались выше российской команды. О ней по ходу гонки шведские телевизионщики вообще забыли, на что грех обижаться: блистательный провал всегда интереснее унылого «выполнения работы».

А дальше этот неудачник в тяжелейшей индивидуальной гонке не промахнулся ни разу, привез ближайшему сопернику 2 минуты отрыва и финишировал как на тренировке. Золото в спринте для героя Остерсунда было уже как семечки.

Наши ребята и девчата, как обычно, в основном «внушали надежды». Мы пока там же, что и вчера, — на пять гонок одна медаль, серебряная, в исполнении Ольги Зайцевой в спринте. Хорошо, но мало.

Следующий этап в австрийском Хохфильцене стартует уже в пятницу. Каждый день приближает к олимпийскому Сочи, в котором ждать, что на российский биатлон прольется золотой дождь, судя по всему, не приходится.

На вечере в Доме кино ветераны напомнили, что с Олимпиады в Скво-Вэлли-1960, в программу которой был впервые включен биатлон, без наград наша бегающе-стреляющая дружина ни разу не оставалась. Для того чтобы Олимпиада-2014 не стала исключением, придется не просто потрудиться, а прыгнуть выше головы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow