РасследованияПолитика

Неприятный оборот

Следователь, занимавшийся делом о крупном хищении бюджетных средств, отстранен после того, как его расследование «зацепило» крупных чиновников военных ведомств

Этот материал вышел в номере № 136 от 4 декабря 2013
Читать
Следователь, занимавшийся делом о крупном хищении бюджетных средств, отстранен после того, как его расследование «зацепило» крупных чиновников военных ведомств

«Новая газета» рассказывала о громком уголовном деле, родившемся в Петербурге по итогам переезда Центрального военно-морского музея (ЦВММ), во время которого была «потеряна» почти половина сметы — около полумиллиарда рублей (см. № 42, 45 за 2013 год).

Напомним: 986 млн рублей потратило Минобороны на перевоз экспонатов ЦВММ из старого здания Биржи в отреставрированные Крюковские казармы. Подрядчиком выбрали ООО «НЕВИСС–Комплекс» (участвовало в строительстве второй сцены Мариинского театра, масштабных проектах управделами президента). За 2,5 года переехать музей так и не успел. А вот деньги разошлись все и сразу. Однако, как теперь выясняется, более 416 млн рублей из бюджета ушли на незаконные финансовые операции.

Работы по госконтракту полностью оплатили и даже приняли по бумагам, но фактически они были или не выполнены вообще, или некачественно. Ответственность за приёмку-сдачу работ по госконтракту (еще в декабре 2010 года) заместитель министра обороны Николай Панков возложил на директора ЦВММ (сейчас — уже бывшего) Андрея Лялина. Его и арестовали в апреле 2013 года как главного обвиняемого по уголовному делу («Мошенничество в особо крупных размерах»). Вторым обвиняемым стал учредитель ООО «НЕВИСС–Комплекс» Александр Швирикасов.

Лялин, заключив сделку со следствием, обязался изобличить соучастников хищения 416 млн рублей и в конце ноября дал развернутые признательные показания. Как следует из них, вскоре после подписания госконтракта старший офицер по работе с личным составом МО РФ Сергей Масютенко (подчиненный Николая Панкова) объяснил директору музея: если тот дорожит своим местом, то должен договориться с подрядчиком о получении 10% от выделенной на переезд музея суммы наличными — то есть около 100 млн рублей в качестве отката. По словам Лялина, эти деньги предназначались троим высокопоставленным сотрудникам военной прокуратуры Западного военного округа (ЗВО), службы военной контрразведки и Главного военного следственного управления СК РФ по ЗВО. «Расплатиться» с ними, утверждает Лялин, надлежало за то, чтобы в дальнейшем, когда по факту хищения выделенных на переезд музея бюджетных средств будет возбуждено уголовное дело, — оно либо было закрыто, либо развивалось «удобным» для взяткодателя образом.

— Мой подзащитный признал себя виновным в посредничестве в передаче взятки в 15 млн рублей, — сказал «Новой» адвокат Лялина Александр Афанасьев. — Эти деньги он получил от Александра Швирикасова и передал Сергею Масютенко.

Также Лялин признался, что взял у Швирикасова еще 1,5 млн рублей, но отдать их Масютенко не успел, поскольку тот якобы «не принимал за раз меньше 5 млн рублей».

Александр Швирикасов в своих показаниях подтвердил: «Лялин действительно требовал 10% от суммы контракта, но передал он ему 56 млн рублей».

Сергей Масютенко на очных ставках с обоими фигурантами категорически отрицал свою причастность к описанным событиям. В ГВСУ «Новой газете» уточнили, что обвинение Масютенко пока не предъявлено, хотя он и проходит по делу подозреваемым.

Между тем 2 декабря, сразу после признаний Лялина и Швирикасова, был отстранен от расследования следователь ГВСУ ЗВО Сергей Пешков. Решение об отстранении принял заместитель руководителя ГВСУ СК РФ генерал Сергей Бедин. Адвокаты обвиняемых не исключают, что этот шаг связан с тем, что следствие приняло нежелательный для высокопоставленных чиновников силовых ведомств ход.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow