КолонкаПолитика

Некоторые населенные пункты и даже целые районы были бы рады отделиться от своих областей и республик

Развал-схождение

Этот материал вышел в номере № 137 от 6 декабря 2013
Читать

Если вы с детских лет считаете, что поселок Выдрино находится в Бурятии, то у вас нет причин отказываться от своих убеждений. А если кто-то возьмет вас за пуговицу и начнет внушать, что Выдрино, а также соседний город Бабушкин отошли к Иркутской области, то вам лучше самому отойти — подальше от того, кто внушает.

Ну да, был недавно народный сход, на котором жители Выдрина и Бабушкина пригрозили родной Бурятии выходом из республики и присоединением к Иркутской области, но и село, и город пока стоят, где стояли, и ни один дом ни на метр в западном направлении не сдвинулся.

Понятно, о желании выйти вон из Бурятии граждане заявляют не от хорошей жизни. С середины ноября они на своем Транссибе остались без железнодорожного сообщения — отменены как нерентабельные все электрички. И люди, живущие на перегоне Выдрино — Бабушкин (а там несколько поселков), оказались отрезанными от внешнего мира, где счастливчики бегают с олимпийскими факелами и ходят на концерты Филиппа Киркорова. Впрочем, им и раньше было не до факелов и концертов. На электричках школьники добирались до школ, больные — до больниц, покупатели — до магазинов. Конечно, бабушкинцам и выдринцам лучше бы присоединиться не к Иркутской области, где своих неурядиц хватает, а, например, к более благополучному швейцарскому кантону Граубюнден. Но тот, хоть и самый восточный в стране, находится все же далековато, и до него от Байкала даже на электричке не доедешь.

Есть еще вариант: Выдрино и Бабушкин могут присоединиться к городу Яранску (он пока в Кировской области) и вместе с ним попроситься в Марийскую Республику. Та — на Волге и все же ближе, чем Швейцария. В Марийской Республике, куда город Яранск просится уже лет десять, относительно неплохо обстоят дела с газификацией. А отсутствие газопровода — основная причина, по которой многие в Яранске готовы спустить флаг Кировской области и поднять флаг соседней республики. Тут уже делали попытку собрать подписи для проведения референдума об отделении. А референдум о присоединении Яранска, видимо, должна была провести Марийская Республика, да к чему ей город с предприятиями-банкротами? Разве что взамен своего города Волжска, который еще в начале 2000-х мечтал присоединиться к Татарстану. В Волжске в ту пору не было горячей воды и было плохо с отоплением. И некая инициативная группа подала в городскую администрацию прошение о проведении референдума на предмет выхода из Марий Эл и вхождения в Татарстан, где горячая вода имелась. Но сейчас жители Волжска уже приняли душ и в Татарстан больше не просятся, тем более что Волжск присоединился к Сбербанку. Недавно появилось сообщение, что Сбербанк предоставит Волжску кредитные ресурсы на поддержание дефицитного бюджета и погашение долговых обязательств города. То есть нашлась возможность взять деньги в одном месте, отдать застарелые долги в другом, а со свежими долгами можно будет, как говорится в том сообщении, «более оперативно решать ряд экономических и социально значимых задач».

Странно, что такое простое решение не нашел Тавдинский район Свердловской области. Тот в начале нынешнего года просился в Тюменскую область, что, на взгляд многих местных жителей, было вполне обоснованно: у нас, мол, разруха, а в Тюменской области и дела получше, и зарплата побольше. Столь же убедительными были и аргументы жителей Петровского района Саратовской области, нацелившихся не так давно на присоединение к Пензенской и создавших по такому поводу инициативную группу. И нечего возразить: производство в городе в упадке, работать людям негде, они готовы уехать на заработки из Петровска в любой Сидоровск. А что там, в соседней Пензе? Присоединимся, дескать, потом разберемся.

А если разобраться с географией, то получится, что Выдрино и Бабушкин тяготеют к западу, Тавдинский район — к востоку, Яранск и Волжск — к югу, а Петровск — к северу. То есть наши города, поселки и районы в поисках лучшей жизни смотрят на все четыре стороны. И что было бы, если бы отделение-присоединение могло происходить по какой-нибудь упрощенной процедуре? Замучился бы Федеральный центр с этим развалом-схождением. В одной только Кировской области время от времени на отделение намекают несколько районов. Так, помимо упомянутого Яранска, подобные разговоры возникали в райцентре Подосиновце, где из-за транспортных проблем жителям захотелось присоединиться к Вологодской области (а там, между прочим, уже есть свой поселок с таким названием, и хоть обмен производи). А в Омутнинском районе активисты села Залазина сначала всё писали президенту России: об отсутствии больницы и водопровода, о жутких дорогах, о ветхости школы… Но писали, видимо, неразборчивым почерком, и в Москве ничего не поняли. Тогда появилась идея попроситься в соседнюю более благоустроенную Удмуртию. Кто-то говорит об этом серьезно, кто-то шутит и предлагает выкраситься в рыжий цвет, чтобы сойти за удмуртов (которые в их представлении почему-то рыжие).

Что-то из этих затей иногда все же удается. Вот Москва успешно присоединилась к городу Троицку Московской области. Москвичи не отстали от инициативных граждан страны, ищущих коренное решение проблем. Что они рыжие, что ли?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow