Выяснением причин крушения самолета Boeing-737 авиакомпании «Татарстан», произошедшего 17 ноября в аэропорту Казани и унесшего жизни пятидесяти человек, занимается не только Росавиация, но и Следственный комитет России (СКР).
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), ведомство, контролирующее организацию авиаперевозок, уже сделало выводы, разместив на своем сайте информацию, что проверила авиакомпанию «Татарстан» и выявила «…существенные недостатки в организации эксплуатационной деятельности авиаперевозчика. Имели место нарушения в подготовке персонала авиакомпании, соблюдении режима труда и отдыха членов летных и кабинных экипажей и другие упущения, указывающие на несоответствие эксплуатанта сертификационным требованиям».
Росавиация заявила о намерении аннулировать летный сертификат компании «Татарстан».
В отличие от Росавиции следователи СКР, расследующие уголовное дело по факту гибели пятидесяти человек, не ограничиваются рамками авиакомпании «Татарстан».
В минувшую пятницу следователи провели обыски и выемки в Росавиации. Официальный представитель СКР Владимир Маркин заявил: «У нас есть все основания предполагать, что многие пилоты, а это прежде всего касается небольших авиакомпаний, получили, по сути, фиктивные свидетельства пилотов коммерческой авиации, поскольку фактически не проходили подготовку».
Следователи уже выяснили, что в авиакомпаниях России летают 470 пилотов, переученных в 2008—2009 годах из штурманов и бортинженеров в учебных центрах, лицензированных Росавиацией. По мнению Маркина, летные свидетельства именно этих пилотов — фактически фиктивные.
Росавиация спешно распространила пресс-релиз, сообщив, что никогда не скрывала никаких документов в рамках расследований «любых инцидентов или авиационных происшествий» и готова оказать СКР любое содействие. И заверила, что следователям СКР будут переданы «все необходимые документы, требуемые для установления обстоятельств и причин авиапроисшествия в Казани». Хотя теперь уже, после обыска, эти заверения выглядят излишними.
Суетливость Росавиации легко объяснима, если вспомнить, что до 17 ноября авиакомпания «Татарстан» была на хорошем счету у федерального авиаведомства.
В 2013 году «Татарстан» стремительно наращивал объемы авиаперевозок. Вот данные пасажироперевозок с января по август. Если за 8 месяцев прошлого года авиакомпания перевезла 332 318 пассажиров, то за этот же период этого года — уже 526 839. Прирост 158%! Это очень много.
Увеличению пассажиропотока способствовало много факторов. В том числе и выигранный в марте этого года конкурс на реализацию пробной программы развития региональных авиаперевозок в Поволжье. Речь о субсидировании стоимости билетов на внутрирегиональных авиарейсах с 1 апреля по 30 ноября этого года. Благодаря программе прямыми авиарейсами были связаны 14 городов Поволжья, долететь, к примеру, из Казани в Самару можно было, купив билет стоимостью от 500 до 2000 рублей
Из федерального бюджета на эту программу было выделено 300 миллионов рублей. И столько же — из бюджетов регионов Приволжского федерального округа. На эти деньги претендовали авиакомпании «Ак Барс Аэро», «ЮТэйр», «Декстер» и другие. Но Росавиация выбрала именно «Татарстан» (понятно, что у авиакомпании не было необходимого количества самолетов, чтобы закрыть все рейсы, «Татарстан» выступал в качестве оператора, привлекая в качестве субподрядчиков и другие авиакомпании. —И. М.).
Выбор Росавиации говорит о том, что у федерального авиаведомства никогда не было серьезных претензий к авиакомпании «Татарстан». Ни к организации эксплуатации авиатехники, ни к подготовке персонала. Претензии появились лишь после 17 ноября, после авиакатастрофы.