СюжетыПолитика

Где комиссия, законодатель?

Депутат Московской городской думы решил, что помощь умирающим в СИЗО не входит в его компетенцию, хотя совсем недавно говорил иное

Этот материал вышел в номере № 139 от 11 декабря 2013
Читать
Депутат Московской городской думы решил, что помощь умирающим в СИЗО не входит в его компетенцию, хотя совсем недавно говорил иное

Две недели назад решался вопрос о жизни и смерти голодавшего более 60-ти дней подсудимого по «болотному делу» Сергея Кривова, тогда журналисты, в том числе «Новой газеты», пытались объяснить судье Никишиной и сотрудникам ФСИН, что без помощи врачей ему уже не справиться. Судья не слушала и даже не пускала в зал заседания бригаду скорой помощи, поскольку медработники СИЗО исправно присылали справки о том, что с Кривовым все в порядке. Тогда-то мы и вспомнили о том, как в мае этого года Мосгорсуд выступил с очень здравой инициативой – создать специальную независимую медицинскую комиссию, которая проводила бы освидетельствование заключенных в подобных спорных случаях.

Мы обратились за комментариями к заместителю председателя МГС Дмитрию Фомину, который подтвердил: да, такая инициатива была, но комиссия еще не создана – документ готовят депутаты Московской городской думы. Позволим себе еще раз повторить то, что рассказал нам Дмитрий Фомин по телефону:

Предложение о создании независимой комиссии сейчас находится в Мосгордуме. В соответствии с федеральными актами постановления правительства РФ этот вопрос отнесен к ведению исполнительных органов местной власти, то есть региональной (правительства и департамента здравоохранения Москвы). Нужен некий региональный акт: либо закон Москвы, либо постановление Думы, который бы легализовал эту идею.

Логично, что после этого мы обратились в Мосгордуму – а точнее, к двум депутатам. Владимиру Платонову, потому что он председатель городского парламента, и к Олегу Бочарову, потому что именно он взял на себя ответственность за эту инициативу и входит в Общественную комиссию по взаимодействию с судейским сообществом.

Дозвониться депутатам не удалось: их помощники ссылались на крайнюю занятость и плотный график народных избранников. Тогда мы отправили официальный запрос. Депутат Бочаров прислал ответ – формальный и возмутительный. Платонов не ответил вовсе – очевидно, по-прежнему не может вылезти из плотного графика.

На наши вопросы о перспективах независимой комиссии Бочаров отвечает, что «их решение не относится к компетенции Московской городской думы». Вот как, оказывается! Хотя депутат подтверждает, что весной этого года в рамках рабочей группы Общественной комиссии по взаимодействию с судейским сообществом обсуждались «проблемы избрания меры пресечения» и «продления срока содержания под стражей».

О медицинской комиссии в ответе больше ни слова. Вместо этого депутат Бочаров информирует нас о том, о чем и так всем известно. Например, о существовании в природе Постановлении правительства «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений».

Далее депутат Бочаров путем частичного копипаста объясняет порядок освидетельствования, выделяя курсивом, – чтоб было понятно, что к нему, законодателю, вопросов быть не может, – медицинская организация «определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации».

Каков же этот порядок: заключенный, его защитник или руководитель медицинского подразделения подает ходатайство начальнику места заключения, который рассматривает его на следующий день. Дальше в течение трех рабочих дней в медицинское учреждение должно поступить направление. Дальше в течение еще пяти дней – само освидетельствование. Если врачи сомневаются, они должны провести повторное освидетельствование в течение месяца.

Ну, во-первых, начальник СИЗО вместе со своим замом вполне может на это обращение наплевать (пример – Сергей Магнитский), во-вторых, при наличии одного из тяжелых заболеваний, перечисленных в списке, по истечении отведенного времени вопрос о содержании под стражей, возможно, уже и решать не придется. Кроме того, ситуация с Кривовым показала: огромное количество обстоятельств в этом постановлении просто не учтено. Голодовка ­– не заболевание, но Кривов медленно умирал на глазах у всех. Вот поэтому нужна комиссия, однако депутат Бочаров, судя по всему, так не считает.

Тому, что за это время сделал сам депутат Бочаров, посвящен последний абзац: «С учетом вовлеченности широкого круга общественности и правозащитников в обсуждение ранее произошедших случаев смерти заключенных под стражу в следственных изоляторах города Москвы, мною было направлено обращение к руководству Департамента здравоохранения города Москвы о целесообразности обратить внимание на необходимость определения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, врачебной комиссии, уполномоченной на проведение освидетельствования лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, и установления регламента ее работы на условиях открытости и доступности информации об условиях содержания заключенных».

И на прощание – совет обратиться в Департамент здравоохранения Москвы.

Хочется напомнить господину Бочарову его слова, сказанные 14 мая 2013 года на заседании Общественной комиссии. Цитата: «Я готов лично сформулировать предложения для Московской городской Думы, публично обсуждать на профильной комиссии и потом направить в Департамент и пригласить всех на его обсуждение». Два предположения: либо Бочаров по каким-то причинам не хочет делиться с «Новой» своими успехами, либо за прошедшие полгода Мосгордума по этому вопросу не сделала ничего.

Да, Сергей Кривов прекратил голодовку. Но речь не только о нем, – сообщения о тяжелобольных людях, содержащихся в СИЗО, появляются еженедельно, - так что речь о пугающем бездействии органов власти: в данном случае, Мосгордумы. Может быть, в этой связи ее председатель все же найдет время вникнуть в проблему? Законодательной инициативы депутатов ждут и судьи, и московское правительство, не говоря уже о тех, кто умирает в тюрьмах.

Изображение
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow