КолонкаПолитика

«Предводители» дорог

Как заставить миллионы новых водителей ездить осторожно, изо всех сил стараясь не нарушать

Этот материал вышел в номере № 141 от 16 декабря 2013
Читать

Чего мы только не предпринимали для того, чтобы выбраться по аварийности на дорогах хотя бы из группы африканских стран, не говоря уже о том, чтобы приблизиться к европейским! Аж две Федеральные целевые программы с миллиардными бюджетами принимали, участвовали в международных конгрессах, устроили даже один такой в Санкт-Петербурге, и штрафы ужесточали — а проблема все равно стоит во весь свой жуткий рост: ежегодно на дорогах страны гибнет 28–30 тысяч человек и сотни тысяч остаются калеками.

Конечно, какой-то процент можно списать на постоянный рост автопарка в России — в год примерно на полтора миллиона единиц. Хотя исследователи говорят, что рост автопарка почти не влияет на рост аварийности — правда, в цивилизованных странах.

А знаете, какой год за последние 25 лет был рекордным по «урожаю смертей» на наших дорогах? Не догадаетесь — почти 38 тысяч россиян погибли в 1992 году, когда автомобилей в стране было чуть больше 12 миллионов. Сейчас автомобилей уже за 50 миллионов, в прошлом году погибли 28 тысяч человек и ранены почти 260 тысяч человек.

Да, кривая смертей стремительно падала с 1992 до 1998 года. И упала за шесть лет на 10 тысяч! А потом — дефолт, штрафы стали смешными, и она опять пошла вверх. Затем штрафы стали повышать, но наша страшная кривая реагировала на это всякий раз одинаково — сначала чуть вниз, а потом опять вверх.

То есть, как и предрекали специалисты и психологи, санкции действуют лишь поначалу, а потом люди к ним привыкают. И вот уже года три как мы имеем под тридцать тысяч смертей в год. Между тем, по оценкам специалистов ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), в российских условиях — при нашей протяженности дорог, их качестве, количестве автомобилей — цифра смертности на дорогах должна быть что-то около 10 тысяч. А у нас в три раза больше.

Так что же делать? Даже неспециалисту понятно, что главная причина этой беды — безобразная подготовка водителей. (Скажу в скобках, что вторая причина — наша ГИБДД, она не ориентирована пока на предупреждение нарушений, «палки» для нее остаются главным показателем работы. Но и у нее есть сдвиги в лучшую сторону.)

И вот недавно из недр Общественного совета при МВД прозвучала замечательная, я считаю, инициатива. Председатель этого совета адвокат Анатолий Кучерена предложил вручать окончившим автошколы так называемые «предправа», а через два года, если к таким водителям не будет претензий по соблюдению ПДД, заменять их на законные права.

Предвижу шквал возмущения: а коррупция инспекторов? Не нарушать у нас невозможно, а они с таких, с «предправами», еще круче будут взятки снимать!

Во-первых, не нарушать и у нас возможно, проверяю на себе уже много лет.

Во-вторых, наша полиция все же меняется в лучшую сторону — так нагло, как бывало, инспекторы уже почти не вымогают.

В-третьих, да, водилы с «предправами» будут и нарушать, и откупаться. Но нарушать случайно! А не умышленно — от безалаберности и безнаказанности.

В США догадались исследовать психологию человека, севшего за руль. Оказывается, она совсем другая, чем у обычного человека! Первым это сделал директор института стрессовой медицины штата Коннектикут Дж. Ларсон, доказавший в своем сенсационном тогда труде «Дорожное безумие», что «агрессия на дороге — это не хулиганство, а болезнь. Сродни алкоголизму».

Эту болезнь у молодого и среднего наших поколений уже вряд ли вылечишь. Только опытные, прошедшие огни и воды водители имеют иммунитет от нее. А молодые!.. Они усвоили, что в России правила ПДД от правил поведения на дороге отличаются толщиной бумажника: есть деньги — плати и езжай, как хочешь.

Поэтому, в-четвертых, психологическая подготовка этих «предводителей» — и в школах, и на курсах — обязательна!

Но самое главное, что под угрозой не получить после «испытательного срока» настоящие права ездить эти миллионы новых водителей будут осторожно, изо всех сил стараясь не нарушать, постепенно постигая мир под названием «автомобиль и дорога», делая в десятки раз меньше ошибок и нарушений, чем делали мы поначалу. Такая двухгодичная езда даст им классный тренинг. Их, конечно, будут потрошить инспекторы, но сам-то тренинг останется с ними навсегда. А уже это, не представляете, как важно!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow