СюжетыПолитика

Всероссийский Чип и Дейл

Президент утопил Послание Федеральному собранию в микроменеджменте и мелкотемье. Но попутно почти отправил правительство в отставку

Этот материал вышел в номере № 140 от 13 декабря 2013
Читать
Президент утопил Послание Федеральному собранию в микроменеджменте и мелкотемье. Но попутно почти отправил правительство в отставку
Изображение

Если Калинин Михаил Иванович был всесоюзным старостой, то Путин Владимир Владимирович — всероссийский завхоз. Цены на студенческие общежития высокие — так об этом надо сказать в Послании. Не все студенты, обучающиеся в вузах, где есть военные кафедры, проходят через горнило этих кафедр — так надо поставить и этот вопрос. Кто-то скажет: правильно, надо хозяйством заниматься, вникать в мелочи. Так и должен вести себя руководитель. А мы ответим: нет, у руководителя работают институты, а в персоналистской системе, завязанной на одно лицо, работает, как раб на галерах, именно это самое лицо, он же «отец нации», решая вопросы общежитий в режиме ручного управления.

Эта рутинность Послания, мелкотемье в жанре «отовсюду обо всем», отсутствие прорывных идей, которые по капле выдавливают из себя околовластные интеллектуалы — еще одно свидетельство кризиса вертикальной системы ручного управления. Путин берет на себя роль всероссийского Чипа и Дейла, спешащих на помощь, проявляя готовность окружить отеческой заботой последнего медицинского волонтера, которому «папа» желает за это обеспечить преференции при поступлении в медвуз. Может, они, эти преференции, и нужны (что неочевидно, кстати), но только решать эту проблему должны соответствующие структуры и институты, а никак не президент.

Конечно же, был и «крупняк» — все-таки выступал мировой лидер. Не все ему, как говорил Никита Хрущев, «думать об людях». Ну, например, ни у кого не должно быть иллюзий военного преимущества над Россией. Надо понимать, даже если оно есть в реальности, это все равно иллюзия. Тем самым Путин отказался от «мягкой силы» России, сделав ставку на прямолинейное военное превосходство. Точнее, на миф о нем. Правда, этот миф по-прежнему будет сказываться на бюджетных приоритетах.

Или вот объединение высших судебных инстанций. Президент задел этот вопрос по касательной, потому что вопрос решен: «Полагаю, что объединение судов направит судебную практику в единое русло, а значит, будет укреплять гарантии реализации важнейшего конституционного принципа — равенства всех перед законом». Конечно, у заказного убийства и спора хозяйствующих субъектов может быть «единое русло», но поскольку они регулируются нормами разных отраслей права, аргумент так и остался сомнительным.

Конечно, демократия у нас по темпам своего роста явно, в представлении главы государства, опережает темпы роста ВВП: «Прошедшие недавно выборы показали, что в политической жизни стало меньше официоза, заорганизованности, заранее прогнозируемых результатов». Как в экономике власть склонна перераспределять в пользу аффилированных с нею государственных бизнесменов все сколько-нибудь работающее, так и в политике она записывает на свой счет достижения гражданского общества, которым государство сопротивлялось.

В рамках тотального наступления демократии президент поддержал идею, которую попросили недавно выдвинуть от имени «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) — оставить местное самоуправление только на уровне районов, а города отдать системе государственной власти (органы местного самоуправления не входят в систему госвласти). Если отодвинуть в сторону пафосные рассуждения о «сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах», это означает ослабление звена мэров за счет усиления губернаторов. И хотя об этом не было прямо сказано, последующее упразднение выборов мэров — превращение их в сити-менеджеров. Это называется «приближение власти к людям». Напоминает, правда, перевернутый бинокль: приближаешь к глазам вроде бы, а объект отдаляется. Собственно, словесная трескотня прикрывает решение вполне конкретного ситуативного вопроса, ставшего чрезвычайно актуальным именно в последнее время: конфликты между губернаторами и мэрами.

Одна из серьезных тем, внутри которой Владимир Путин тоже расставил акценты, — обострение межэтнических отношений. Их понимают «искаженно». То есть проблемы — социальные, а не собственно межэтнические: это известный тезис, несколько уводящий в сторону. Национализм — точка напряжения для власти: она сохраняла монополию на него, а эта монополия стала размываться. Ненависть к «инородцам» пошла в массы и стала приводить к погромам. А значит: «Его (межэтническое напряжение. — А.К.) провоцируют не представители каких-то народов, а люди, лишенные культуры, уважения к традициям, как своим, так и чужим. Это своего рода аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые «крышуют» этническую мафию, и так называемые «русские националисты», разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы».

Ну и, конечно, НКО не должны быть политизированными. Ключи от определения «политизированности» — понятно у кого.

Наконец, Путин выразил недовольство тем, как исполняются его майские (2012 года) основополагающие указы. Скверная («кислая» — копирайт Дмитрия Медведева) экономическая конъюнктура — не повод для того, чтобы их не исполнять. Возможность их исполнения не обсуждается. Практически всеми наблюдателями это заявление было истолковано как «черная метка» Медведеву: тут же заговорили о том, что он усидит в своем кресле только до Олимпиады.

Пока до Олимпиады не усидело агентство РИА Новости. Так что все это — гадание на следах, оставленных в ушах аудитории главой государства. Кстати, судя по телекартинке, пресс-секретарь президента спал.

Это тоже ни о чем не говорит. Лишь о том, что правка в текст вносилась допоздна.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow