КолонкаПолитика

Почти все крупные медийные активы так или иначе оказались под контролем братьев, близких к Путину

Гостелерадиовидео Интернешнл

Этот материал вышел в номере № 140 от 13 декабря 2013
Читать
Изображение

РИА Новости расформировано, и вместо него создается информационное агентство «Россия сегодня», которое будет улучшать имидж России в мире. Во главе его станет телеведущий Дмитрий Киселев, который только что был удостоен «Оскара» за вранье от участников Евромайдана. Назначение Киселева произошло через неделю после другой новости: о покупке потанинского «Профмедиа» компанией «Газпром-Медиа». Покупка эта, в свою очередь, последовала через два месяца после назначения гендиректором «Газпром-Медиа» бывшего министра печати Михаила Лесина, который принимал в свое время самое деятельное участие в разгроме первого НТВ.

Не секрет, что назначение Михаила Лесина — это гораздо больше, чем просто назначение. Дело в том, что 100% «Газпром-Медиа» принадлежит «Газпромбанку» братьев Ковальчуков, считающихся одними из самых доверенных лиц президента Путина. Однако Николай Сенкевич, который руководил «Газпром-Медиа» до Лесина, де-факто подчинялся другому доверенному лицу — Алексею Миллеру, главе «Газпрома».

Таким образом, два последовавшие с разрывом в два месяца события — назначение Михаила Лесина и покупка «Профмедиа» привели к созданию информационной монополии. Практически все негосударственные телеканалы, радиостанции и другие крупные медийные активы оказались (так или иначе) под контролем братьев Ковальчуков.

«Газпром-Медиа» — это три телеканала (НТВ, НТВ-плюс и ТНТ) и пять радиостанций, «Профмедиа» — три телеканала и четыре радиостанции, «Национальная Медиа Группа», которая тоже контролируется Ковальчуками, — это РЕН ТВ, «Пятый канал», «Русская служба новостей», «Известия», LifeNews. Еще у Ковальчуков есть 25% СТС-медиа (телеканалы СТС, «Домашний» и «Перец»), купленных у «Альфа-Групп» за 1 млрд долларов в мае 2011-го, и 25% Первого канала, купленных у Романа Абрамовича в феврале 2011-го (по слухам, сумма сделки составила всего 150 млн долларов, что, видимо, объясняется ее внерыночным характером).

Иначе говоря, ушла в прошлое медиа-самодеятельность лояльных Кремлю олигархов или медиамагнатов типа Ашота Габрелянова, который продал Ковальчукам свой News Media еще в 2008-м. Процесс вышел на финишную прямую. Путин любит монополии. И точно так же как «Роснефть», видимо, сосредоточит в своих руках почти все нефтяные активы, так и братья Ковальчуки, видимо, сосредоточат в своих руках активы медийные.

Заметим, речь идет не об укрощении СМИ. «Профмедиа» или Габрелянов были и так лояльны. Речь идет именно о монополизации. И здесь мы сталкиваемся еще с одной особенностью процесса, которая отличает нынешнюю власть от советской.

Советская власть была озабочена монополией исключительно в идеологическом плане. В нашем же случае монополизация медийного рынка сопровождается монополизацией рынка рекламного, и это еще вопрос, какая из составляющих важней для счастливых владельцев.

Крупнейшим игроком на рынке телевизионной рекламы в России давно был «Видео Интернешнл». «ВИ» контролировал около 70% рынка, а львиная доля оставшегося контролировалась «Алькасаром», продававшим рекламу НТВ. Теперь НТВ перешло под реальный контроль «Газпром-Медиа», а «ВИ» был продан структурам все тех же Ковальчуков еще в июне 2010 года. То есть то, что сейчас создают братья Ковальчуки, — это не Гостелерадио. Это Гостелерадиовидео Интернешнл.

Зачем нужен такой могучий инструмент, и с идеологической, и с коммерческой точки зрения понятно. Сложнее понять другое: почему Ковальчуки поставили его менеджером именно Михаила Лесина (что назначение было одобрено Путиным, это понятно, но все-таки предлагали кандидатуру — в этом большинство участников рынка сходятся — именно Ковальчуки).

Учитывая, что Михаил Лесин был одним из основателей «Видео Интер-нешнл», можно предполагать, что близкое знакомство Ковальчуков и Лесина состоялось как раз в момент продажи рекламного гиганта. Некоторые участники рынка предполагают, что назначение Лесина является частью пакетных соглашений при покупке «Видео Интернешнл».

Я могу предположить и другое объяснение. Министр печати Михаил Лесин не просто сыграл одну из ведущих ролей в разгроме «старого» НТВ. Он уже тогда, как говорят, строил планы создания гигантского медийного холдинга. Однако в 2001-м Путин не захотел передавать Лесину то, что было забрано у Гусинского. И время не пришло, и доверенные люди у Путина другие. Тогда, получается, Лесин сейчас строит для других то, что хотел построить для себя.

Проблема, конечно, в том, что Лесин — это человек с определенной жизненной историей, определенной репутацией и определенным количеством накопившихся за время этой жизненной истории обид, которые он теперь получил возможность «окешить» (на мой взгляд, скорее в ущерб, чем в прибыток коммерческим и идеологическим интересам новой монополии).

Реорганизация РИА Новостей — хороший тому пример. Глава РИАН Светлана Миронюк была ровно тем, что нужно Кремлю для укрепления того самого «международного имиджа»: лояльный профессионал, который делает продукт высокого класса, демонстрируя при этом как бы объективность. Но Миронюк и Лесин, по отзывам участников рынка, были в очень плохих отношениях: Миронюк даже, по слухам, выселила Лесина из его кабинета. В результате Миронюк уволена накануне Олимпиады, а улучшать международный имидж России будет Дмитрий Киселев.

И конечно, когда «Россия сегодня» поведает миру, что Евромайдан — это месть шведских геев за поражение под Полтавой, это поднимет имидж России в мире на недосягаемую высоту. И лишний раз привлечет внимание мира к медийно-рекламной монополии Ковальчуков, которая, заметим, до назначения Лесина редко это внимание привлекала.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow