КолонкаПолитика

Президентский «семафор»

Оказывается, президент все мудро и правильно сформулировал, но на местах его идеи «извратили»

Этот материал вышел в номере № 141 от 16 декабря 2013
Читать
Оказывается, президент все мудро и правильно сформулировал, но на местах его идеи «извратили». И лишь меньшинство критиков задумываются над тем, а насколько вообще-то правильны сигналы, «отсемафоренные» сверху; насколько обоснованы те задачи, которые ставит первое лицо государства?
Изображение

Оказывается, президент все мудро и правильно сформулировал, но на местах его идеи «извратили». Оттуда, сверху, идут правильные сигналы, а вот внизу они искажаются и ищутся отмазки, чтобы не выполнять ценные указания. Ничего не напоминает? Сталин ведь тоже ничего не знал о творящихся внизу беззакониях. А потом выяснилось, что знал. Но хорошо, что многие из веривших в незнание вождя и писавших ему письма насчет творившихся безобразий не дожили до того времени, когда обнаружились расстрельные списки, подписанные лично Иосифом Виссарионовичем.

И лишь меньшинство критиков задумываются над тем, а насколько вообще-то правильны сигналы, «отсемафоренные» сверху; насколько обоснованы те задачи, которые ставит первое лицо государства? Не буду говорить за всю Одессу, но вот конкретный пример приведу. Пример, связанный с так называемыми высокопроизводительными рабочими местами, коих в соответствии с майским Указом «О долгосрочной государственной экономической политике» должно быть создано в стране 25 миллионов. Притом, что такое высокопроизводительное рабочее место, в указе не разъяснено. А ведь для мониторинга хода выполнения указа требуется разработать количественный показатель.

Росстат предложил считать высокопроизводительными все замещенные рабочие места, на которых среднемесячная заработная плата работников равна или превышает пороговое значение, которое определяется как средняя величина по группе однородных предприятий. Выплатили хорошую зарплату — вот вам и высокопроизводительное рабочее место. Думается, что часть рабочих мест и в Мастер-банке были таковыми, но тут вдруг случился отзыв лицензии, и достижение указания президента замедлилось.

Главное состоит в том, что готовившие упомянутый указ, видимо, действительно не были экономистами, а потому налицо — типично волюнтаристский подход. Вне всяких расчетов. Догнать и перегнать. Термин красивый ввести в оборот. Подать под соусом технологических инноваций. И при этом не принять в расчет, что высокопроизводительные рабочие места — это не только заработная плата, но и производительность труда, и оснащение рабочего места, и технологии производства, а в небюджетном секторе — еще и уровень спроса на произведенную продукцию. Да и вообще высокопроизводительное рабочее место, на мой взгляд, должно по-разному определяться для различных видов экономической деятельности.

Нет, я совершенно не против того, чтобы работник получал достойное вознаграждение за результаты своего труда. Но я не понимаю, когда описание давно известных экономических феноменов вдруг начинает неоправданно усложняться. Называть высокопроизводительными рабочими местами давно известный феномен дифференциации работников по уровню заработных плат не очень корректно. Выразиться красиво, конечно, можно, но стоит ли что-либо за этой красивостью? И вот здесь я бы выступил в защиту правительства, потому как рапортовать о достижении того, не знаю чего, — сложно. Но как говорил Михаил Жванецкий: «Мы будем!» А может быть, проще уточнить упомянутый указ?

А Иосифу Виссарионовичу очередная годовщина в декабре случится: то ли 135 лет со дня рождения, то ли 134 года… То ли 18-го, то ли 21-го…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow