РасследованияПолитика

Истинные причины аварии не выявлены?

Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС может повториться

Этот материал вышел в номере № 141 от 16 декабря 2013
Читать
Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС может повториться

Один из семерых обвиняемых в деле о техногенной катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС, унесшей 75 жизней, ранившей и покалечившей еще 85 человек, бывший первый замдиректора ГЭС и ее главный инженер Андрей Митрофанов заявил на процессе, идущем в Саяногорском горсуде, что следствие не выполнило свою работу и катастрофа может повториться.

«Следствием и экспертами не рассматривались другие версии аварии. Я полагаю, что экспертами не выявлены истинные причины аварии. И если это так, то подобные аварии могут повториться как на СШ ГЭС, так и на других станциях, — сказал Митрофанов. — Экспертами не исследовались имеющиеся в материалах дела документы, подтверждающие другую версию аварии, связанную с несовершенством конструкций гидротурбин, недостатками проектных решений и нормативной документации».

Митрофанов настаивает на дополнительной экспертизе. Напомню: следствие полагает, что крупнейшая в отечественной гидроэнергетике техногенная катастрофа стала следствием разрушения шпилек крепления крышки турбины к ее статору. Это, в свою очередь, было вызвано повышенной вибрацией гидроагрегата № 2: усталостные трещины в материале, их зарождение и интенсивное развитие произошли в результате горизонтальных вибраций корпуса турбинного подшипника. Обвинение по ч. 3 ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении работ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц и причинение крупного ущерба) предъявлено, кроме Митрофанова, бывшему директору ГЭС Николаю Неволько (они вместе с Митрофановым позже, после аварии, стали главными экспертами СШ ГЭС), заместителям Митрофанова Евгению Шерварли и Геннадию Никитенко, работникам службы мониторинга оборудования станции Владимиру Белобородову, Александру Клюкачу и Александру Матвиенко. Следствие считает, что именно эти лица несут ответственность за долгую работу гидроагрегата № 2 в неудовлетворительном вибрационном состоянии, за то, что не предпринимали ничего для устранения технической неисправности.

Вообще-то предпринимали: Митрофанов, Неволько, а также главный бухгалтер СШ ГЭС, директор по экономике и корпоративному управлению СШ ГЭС и еще ряд лиц являлись владельцами компании «Гидроэнергоремонт», которая незадолго до аварии осуществляла ремонтные работы на злополучном втором гидроагрегате ГЭС. Сначала Игорь Сечин, а потом Владимир Путин назвали этот ремонт — учрежденной руководителями ГЭС карманной фирмочкой — преступным. Учредители использовали ее «мошеннически схожее название» (формулировка Сечина) с названием одной из «дочек» самой ГЭС и выигрывали за счет этого тендеры. Конкурсную комиссию при этом возглавлял все тот же Митрофанов. Он же возглавлял комиссию по приемке акта выполненных его ремонтной фирмой работ. Т.е. в числе других руководителей СШ ГЭС сам себя выбирал на конкурсах, сам себе назначал оплату за работу, сам у себя работу эту принимал.

Потом Митрофанов возглавил дирекцию по восстановлению станции. Его наградили медалью МЧС за отличие в ликвидации последствий аварии на СШ ГЭС. Благо, не вышел на сцену ДК Черемушек — отправной точки для 75 похоронных процессий; награду забрал один из его подчиненных.

Процесс продолжится 16 декабря. Потерпевшие обсуждают, попадут ли бывшие руководители ГЭС под амнистию.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow