СюжетыОбщество

С высоты Голой Пристани

Городок на юге Украины сжался от предчувствий: до Майданов близко, до перемен далеко

Этот материал вышел в номере № 142 от 18 декабря 2013
Читать
Специальный репортаж из городка на юге Украины, жители которого, «изучив программу Януковича», приняли решение начать собственную властно-финансовую, некоммерческую экономическую и социальную деятельность в международном правовом статусе «человек»...
Изображение

Пишу эту заметку и постоянно отвлекаюсь на ленту новостей.

Из восточных и юго-восточных регионов страны в столицу движется альтернативный Майдан — в поддержку Виктора Януковича. Регионалы пообещали «перебить» количеством, на их митинг заявлено 200 тысяч участников. Ровно такой же прием применялся в 2004-м году.

Арендованы десятки поездов из Луганска, Донецка, Херсона, Одессы, Севастополя и так далее. В составах — только плацкартные вагоны, куда помещают пассажиров-мужчин вдвое больше нормы, и не по билетам, а по спискам. «Это добровольцы. Они не согласны с тем, что их голос не слышен», — объясняют журналистам старшие по погрузке. Сами добровольцы чаще всего разговаривать не хотят. Однако встречаются по-настоящему оскорбленные люди. «Задрали со своей Европой! Не ездил туда и не собираюсь, мне уже на хлеб не хватает! «Смерть врагам!» — это нам смерть, да?» (В последние дни на Майдане увеличилась составляющая националистов. Они завидно организованы, активны в тренировках отрядов самообороны, дух свой поддерживают скандированием «Слава нації! Смерть ворогам!». «Голуби»-демократы морщатся, но не одергивают).

Тем, кто во имя президента отправляется в опасный Киев, выдают суточные. Похоже, деньги не из партийной кассы, суммы варьируют в зависимости от финансовых возможностей региона. Премьер Азаров обвинил «безответственных политиканов из оппозиции» в том, что из-за блокирования госучреждений в стране задержали социальные выплаты. Он также подчеркнул, что подписание сегодня соглашения об Ассоциации с ЕС неизбежно приведет к дефолту страны. Экс-президент Кучма назвал Украину банкротом: «Работать так, как правительство Азарова, недопустимо».

Иные бюджетники решили выразить одобрение политике Януковича целыми коллективами: медики, работники коммунальной сферы, среди них много немолодых женщин. Экскурсия в столицу при минус девяти… В Запорожье такой состав провожал лично мэр со свитой: каждому вручали на дорожку сухпай в пластиковых пакетах с символикой Партии регионов.

Доставка ведется и автобусами, в них планируют ночевать, поскольку сразу стало понятно, что однодневный митинг — аллегория. Студентам- бездельникам, «бандеровцам» из западных областей, зажравшимся киевлянам и оппозиционным вождям, которые на содержании у Брюсселя и Госдепа (так агитаторы от власти представляют Евромайдан) надо хорошо противопоставить трудовое «Нет!» на русском языке.

Параллельно к Киеву подтягивают остатки еще не подтянутых сил «Беркута», внутренних войск и даже отдельные армейские подразделения — для сдерживания эмоций теперь между двумя Майданами, расположенными практически встык. Из телевизора то и дело доносятся «совершенно точные сведения» о том, что провокаторы планируют кровопролитие, которое прервет лишь силовой разгон всех.

На 17 декабря намечен визит президента в Москву. Аналитики полагают: документы на вступление в Таможенный союз пока не подпишут, однако Путин хочет убедиться в политической устойчивости младшего партнера. Леонид Кравчук нетипично резок в характеристиках последних инициатив окружения Виктора Януковича: «Для чего свозить людей? Если вы не можете без них справиться — вы не власть».

Запад решил встать живым щитом: в Киев летят европейские и американские чиновники и политики. Майдан зовет сторонников Януковича с соседней площади на концерт «Океана Эльзы».

А я — о какой-то Голой Пристани, где набережная с полнотелой русалкой (надо же оправдывать название!) и группой чумаков: увидели — забыли, что за солью собирались; степные ветры, улица Горького поперек улицы Ленина, шахматный клуб «Адель», короста объявлений, шевелящихся на заборах — «Продается дом», и 15 тысяч населения, совершенно незаметного в сумерках, которые начинаются прямо с утра…

Изображение

Свидетели Конституции

Собственно, приехала ради них. Некоторое время назад инициативная группа в составе пенсионера Александра Владимировича Кравчины, бывшего шахтера и народного целителя, электрогазосварщика Сергея Рябова и Елены Ковальчук, бухгалтера с незаконченным образованием психолога, направила заказные пакеты в 14, что ли, инстанций — в СБУ, Генпрокуратуру, МВД, Раду, Кабмин, а также областному и районному руководству. В преамбуле сообщалось: «Жители города Голая Пристань, тщательно изучив предвыборную программу В.Ф. Януковича «Украина для людей», пришли к выводу, что в государстве Украина на сегодняшний день, к сожалению, отсутствует механизм реализации прав и свобод человека, закрепленных в Конституции Украины, международном ратифицированном праве и законах Украины. Исходя из этого, жителями Голой Пристани было принято решение начать собственную властно-финансовую, некоммерческую экономическую и социальную деятельность в международном правовом статусе «человек». Договор территориальной общины (по-украински громады — О.М.) — «международной суверенной властной неправительственной организационно-правовой формы самообеспечения, самоорганизации, самозащиты, непосредственного самоуправления и прямого народовластия людей» — прилагался. Письма отправили еще до событий в Киеве, тогда же и уведомления о получении поступили. А вот паника началась уже во время Майдана. Кто-то, думаю, из местных чиновников скользнул по тексту: батюшки, только у нас, в провинции, столичного бунта не хватало!

Впрочем, экспресс-мониторинг ситуации спецслужбами показал, что жители Голой Пристани сном-духом не знают о собственных перспективах, в группы больше трех на площади возле Ленина не собираются, а юристы назвали присланные материалы хаотичным набором законодательных норм — и не более. О возмутителях спокойствия с удостоверениями «волеизъявленного человека» (так и значится на цветном прямоугольнике, закатанном в пластик: «Правовой статус — человек», подпись, печать с трезубцем ) написали несколько херсонских газет, ради профилактики обозвав «сумасшедшими». По советским временам, могли бы принудительно полечить…

С первых минут беседы с Александром Владимировичем, Сергеем и Еленой я поняла, что придется туго. Каждый из них держал в руках брошюрку «Конституция Украины», где наиболее важные места оттенял желтый маркер. Метками были покрыты все страницы. Хотя подглядывать в текст не приходилось: цитировали наизусть.

Изображение

Слева Александр Владимирович Кравчина, бывший шахтер и знаток Конституции. Справа Сергей Рябов, электрогазосварщик, «правовой статус — человек»

— Статья пятая: «Носителем суверенитета, единственным источником власти в Украине есть народ», — начинал Рябов, глядя в зрачки, остальные внимали торжественно, будто в первый раз. Так «Свидетели Иеговы» открывают новообращенным знание, которым уже овладели сами.

— Народ осуществляет власть непосредственно через органы государственной власти ( скороговоркой ) и ( значительно, весомо) органы местного самоуправления. То есть, территориальные громады, — подхватывал Кравчина.

— Каждый, согласно Конституции, имеет право волеизъявиться, — завершала Ковальчук. — И вступить в громаду.

— С государством, которое нарушает наши права, бороться бесполезно, если выступать от имени гражданина, физического или юридического лица, — снова Рябов. — Но если от имени человека!.. От имени единственного источника власти в Украине!.. У вас есть хоть один документ, подтверждающий, что вы — человек?

— Кажется, нет…

— Вот видите! — обрадовались все трое. —

А мы в Голой Пристани вышли из юридического поля физических лиц, мы — люди. Мы вошли в конституционное поле. Живем строго по Конституции, ничего не нарушаем, просто перед тем, как совершить какой-то шаг, уведомляем разные структуры о своих действиях.

— Как голопристанское руководство реагирует? — я перевела дух .

— Нервничает. Говорит: «Противопоставляете!» Потому что громады уже существуют, но формально. А могут и должны работать во благо. Правда, массово в Голой Пристани нас пока не поддержали…

Кравчина , хоть и основоположник, с уважением кивнул на Рябова:

— Зато в Старой Збурьивке люди сделали удостоверения, и на собрании, 600-ми голосами, приняли решение о реализации права собственности на природные ресурсы.

— Закон о местном самоуправлении, статья шестидесятая, — откликнулись эхом Сергей и Елена.

Коллизия такова. В селе узнали, что часть леса, озер и реки, с которых в прямом смысле слова кормится Старая Збурьивка (грибы-ягоды-лечебные травы-рыбалка, в том числе и промысловый лов ) отходит под новый биосферный заповедник. Родной брат Рябова, звеньевой невода, случайно попал в Херсоне на заседание комиссии. Места действительно уникальные по чистоте воздуха и воды, а неподалеку — одна из самых больших пустынь в Европе, знаменитые Олешкивские пески. Короче, экологи «за», крестьяне «против». Крестьянам обидно вдвойне, поскольку видят, что в соседних заповедниках порядка нет: браконьерство самое бесстыдное, устраивают «царские охоты» для начальников, и здесь тот же бардак разведут.

— Мы с природой живем в гармонии, — горячится Сергей. — Сообщили по инстанциям, что вступаем в законные права. Сами пропишем правила для биосферного заповедника территориальной громады села и контролировать будем тоже сами. Не надо пугать, что иначе вообще все отнимут и приватизируют. Конституция не позволит!

-— «Атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы являются объектами права собственности украинского народа», — подкрепляет цитатой слова соратника Кравчина. Реакция на инициативу пока неизвестна.

По отношению к Майдану и к тем, кто на нем стоит, кстати сказать, они настроены враждебно. Отрицают в принципе, не видят ценности в сближении с «чуждой и хитрой» Европой. Союз с Россией тоже не прельщает: «С Путиным ?! В роли колонии?!» Убеждают, что Украина прекрасно справится и расцветет одна, достаточно только каждому знать законы и следовать им.

Рябов вдруг не в тему вспоминает, как минувшей весной наблюдал «буквально у себя в огороде» сына Януковича. (Он, конечно, говорит не так, а «видел Сашу Стоматолога», и ошибается, поскольку старший сын президента, один из самых влиятельных людей в государстве, просто миллиардер, а в ралли по Олешковским пескам, которое называют украинским Дакаром, участвует младший сын, Виктор, народный депутат от Партии регионов.) Не сдерживаюсь:

— А если сыну президента понравится этот кусочек земли с атмосферным воздухом, рекой и пустыней в придачу, ваше удостоверение «человек» поможет?

Сергей думает и молчит.

Призрак бродит по райцентру

Изображение

Я прослушала выпуск новостей, в том числе и о Майдане, слегка удивляясь, чем же вызвала интерес к себе со стороны правоохранительного органа. Потом сообразила: проблема привязана к ремешку сумки в виде ленты сине-желтого цвета, как флаг над администрацией. В контексте событий в столице, частное лицо с подобным опознавательным знаком могло представлять угрозу Голой Пристани.

Ну, пугать — так пугать! Подхожу к собравшимся, представляюсь. Мужчины курят у микроавтобусов, женщины притопывают: холодно в туфлях в декабре!

— Будьте добры, кто-нибудь из партий «Удар» или «Свобода» есть?

Местная знать, возможно, приняв вопрос за провокацию, потянулась к входной двери. Впрочем, один товарищ улыбнулся и попросил передать привет в Киеве земляку, Федору Негою. Не знаю, почему мне взбрело в голову, что какой-то голопристанец Негой мерзнет сейчас на баррикадах и его надо разыскать и заверить, что дома соратники тоже развернули настоящую битву за демократию и евроинтеграцию. На самом деле Федор Федорович — депутат-«ударовец» Верховной Рады, бывший директор рынка, гривневый миллионер…

С представителями протестной среды, молодой парой, я познакомилась чуть позже, в баре с названием «Хороший». Ребята рассказали, что в Голой Пристани не было ни единого митинга, потому что «нашим людям это неинтересно.»

— Мы съездили в Херсон, прошли колонной, полтыщи, не меньше, мимо офиса Партии регионов, и каждый бросал им в окна яйца. Желтое текло и сразу замерзало, роллеты там не закрываются до сих пор. А больше ничего такого не делали. И никто не предлагал.

Парень добавил, что в Херсонском отделении Пенсионного фонда, где служит его родственница, на акцию в поддержку президента Януковича сотрудниц выводили отделами, под роспись «приход» — «уход».

— В шестнадцать часов начальница раздала типа ведомости, в восемнадцать — собрала .

Самое любопытное, что мои собеседники легко назвали фамилии и места учебы, не возражая против публикации. Но я совсем не уверена, что после нескольких строчек в газете смогу защитить ребят. А безработных в Голой Пристани и без них достаточно.

Не надо нас лечить!

Зато крупный облом настиг в районе автостанции, где я оказалась невольной спутницей двух голосистых дам, которых в провинции принято по статусу считать бабушками. Они критиковали общую подругу, чей внук, сирота Борька, вернулся с Майдана совсем больной. (Кстати, в расписании значатся четыре прямых рейса «Голая Пристань — Киев», но сейчас не выполняется ни один. «Сами будто не знаете, почему?» — отвечает кассир и отворачивается).

— …Триста гривен в сутки обещали платить — сбрехали! Горячую еду в глаза не видел! Кашляет как туберкулезник! Паспорт надо было дуре спрятать, вот что!

— Это народ наш дурак! Мало Янукович по задницам надавал… И чего ждет, не разгоняет совсем?

Я сделала «вдох-выдох», приклеила любезную улыбку и, раскрыв удостоверение «Пресса», рискнула попросить адрес «дезертира» Борьки, поскольку, мол, давно хотела написать о таком явлении… То, что я услышала о себе в следующие минуты, к сожалению, в печать пропустить невозможно. Хуже и гаже была, по мнению бабушек, только известная депутатка из Партии регионов, да и та, наверное, постыдилась бы выслеживать парня и старуху ради «своего Януковича».

— Правду, значит, говорили : даже по больницам в Киеве ходят, где они, бедные, побитые лежат. И переписывают для тюрьмы! — на шум начала подтягиваться публика. Пришлось отступить без прощаний, пересмотрев целесообразность дальнейшей прогулки. В маленьком городе дурные вести летят впереди интернета. Женщины, думаю, тоже изменили планы и поехали предупреждать, а то и прятать от властей больного Борьку. Нехорошо получилось, да.

На ночлег я определилась в бальнеологический санаторий «Гопры», градообразующее заведение с историей курорта в два с лишним века.

Изображение

— Приеду после работы домой (Мария Дмитриевна передвигается исключительно на велосипеде), включу телевизор и плачу. Не получится у них ничего. Жалко…

У кого — «у них» — не объясняет. А политиков после Ющенко перестала уважать совсем.

С Антониной Яковлевной Губиной, заслуженным работником здравоохранения Украины, беседуем исключительно о лечебном массаже, трогая болевые точки. Я ведь и так знаю, что накануне медиков собирали на сеанс разъяснительных процедур по поводу решения власти Украины приостановить евроинтеграционные процессы. Заместитель главы районной госадминистрации Шибаев, начальница управления соцзащиты населения и охраны здоровья Козакова, а также другие официальные лица предупредили людей в белых халатах: кто рыпнется в отпуск, в отгул или на больничный — сразу увольнение при попытке поддержать Майдан. Однако намекнули, что текущий момент может потребовать организованной поездки в столицу, на правильный митинг. И тогда уж тоже ни отпусков, ни отмазок, иначе расчет на месте.

— Врачей, которые помогали студентам, «Беркут» бил. И журналистов, — зачем-то пожаловалась я Антонине Яковлевне.

— Что у нас тут, что у вас, в Киеве… — махнула она рукой.

***

… Заперла пустую поликлинику изнутри, как велели, попила чаю под страшным плакатом «Сердце, пронзенное сигаретой», стала возле кровати пристраивать «ветродуйку». Согрелась и уснула.

г. Голая Пристань Херсонской области — Киев

Фото автора

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow