СюжетыОбщество

Себя побороли!

Сегодня официально закрывается БЦБК, сливавший яды в Байкал на протяжении 47 лет

Этот материал вышел в номере № 145 от 25 декабря 2013
Читать
Сегодня официально закрывается БЦБК, сливавший яды в Байкал на протяжении 47 лет

Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат уже разбирают на металлолом. Глава Минприроды России Сергей Донской связал решение правительства со стремлением «исключить негативное воздействие экологически опасного производства на уникальную экосистему озера Байкал» и назвал закрытие БЦБК главной экологической победой года — и для России, и для всего мира. Не уточняя, победа эта — над кем? Себя побороли? А кто мешал победить себя раньше?

Именно государство, именно правительство ответственно за то, что бессмысленное предприятие, по 50 млн рублей убытка приносившее ежемесячно, продолжало чадить, уничтожая тайгу и загрязняя Байкал. Причем убытки комбината росли пропорционально объему ядов, сбрасываемому им в Байкал. Путин разрешил такой — хитро устроенный — бизнес БЦБК. Усилиями вице-премьера Дворковича и первого вице-премьера Шувалова санкции на сброс ядов в Байкал продлевались. ВЭБ накачивал комбинат деньгами.

Именно государство, прикрываясь заботой о Байкальске и его жителях, которым, дескать, негде будет работать, год за годом откладывало вполне естественный кризис, который в Байкальске уже рассосался сам собой — квалифицированные работники, прежде занятые на БЦБК, давно нашли себе другую работу, а неквалифицированные, но работать желающие, ее непременно найдут. Вакансий — с избытком.

Напомню: БЦБК осенью 2008 года уже останавливали, и никаких массовых народных волнений по этому поводу не случилось. Однако в январе 2010-го Путин подписал постановление № 1, разрешающее комбинату возобновить загрязнение Байкала. За 4 года до этого он же заявлял: «Если есть хоть малейшая доля вероятности загрязнения Байкала, мы должны сделать все, чтобы эту опасность не минимизировать, а исключить».

Конечно, начало положили не Путин с Дерипаской (он владел БЦБК) — Хрущев. Но с него какой спрос, он далеко. Да и времена были другие. Не было еще на планете таких проблем с чистой водой, и еще в человечестве теплилась вера в прогресс и науку. Наверное, думали, что смогут нефть пить и ее же есть. Никита Сергеевич старался для ракет и космоса, ему напели, что чистейшая байкальская вода позволит выпускать прочнее прочной кордную целлюлозу. Наверное, предполагали, что, загадив здесь все, улетим на Марс.

Но потом-то, в наши дни, когда основной продукцией БЦБК стала сульфатная вискозная целлюлоза, бумага из отходов сортирования целлюлозы, скипидар-сырец — все то, что можно с успехом производить в любом другом месте, а не на берегу Байкала, именно Путин вдруг взялся отстаивать БЦБК. Именно Путин на заседании Российского географического общества доказывал необходимость перезапуска комбината, сославшись на то, что он в 2008 году сбросил 27,4 тыс. тонн, а водоканал Иркутска — 106 тыс. тонн. В реальности сбросы БЦБК в тысячу раз больше, а река Ангара, вбирающая иркутские стоки, вообще-то не впадает в Байкал, а вытекает из него.

Именно Путин на конференции «Единой России» заявил, что БЦБК остановить нельзя, поскольку в его продукции нуждается российский ВПК, в частности, производство ракет. Вообще-то почти вся основная продукция БЦБК шла на экспорт в Китай. В России у комбината готовы были брать лишь оберточную бумагу. Какие ракеты?

Путинское постановление № 1 от 2010 года, грубо нарушившее Конвенцию об охране объектов всемирного наследия, стало предметом обсуждения на 34-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО летом 2010 года в Бразилии. В решении сессии зафиксировано, что принято к сведению «намерение стороны — участницы конвенции установить 30-месячный период БЦБК для решения проблемы ликвидации отходов и принять принципиальное решение по поводу деятельности комбината». Т.е. РФ пообещала решить проблему за 30 месяцев. Сроки давно истекли. Закрытие БЦБК — это лишь отправная точка, а не решение проблемы. БЦБК ежедневно сбрасывал в Байкал 120 тыс. кубометров сточных вод, содержащих значительные концентрации взвешенных веществ, нитратов, фосфатов, фенолов, сульфатов, тяжелых металлов и т.д. По таким особо опасным веществам, как хлорорганические соединения, которые БЦБК сливал в Байкал, мониторинг в РФ не ведется, поэтому о реальном загрязнении и его отдаленных последствиях можно лишь гадать. Объемы атмосферных выбросов превышали 30 тыс. тонн в год. Шлам — лигнин сжигали в печах, удобряя диоксинами окрестности.

Хлорорганика, собранная за почти полвека, — главная опасность. И грандиозность задачи по ликвидации и рекультивации этих отходов переоценить трудно. БЦБК стал камнем преткновения между государством и обществом с начала 60-х годов прошлого века. Собственно, гражданское общество в России в те времена во многом и формировала борьба с БЦБК и планами поворота северных рек. Сложно сказать, повлияла ли общественность на решение правительства закрыть БЦБК. Однако ясно: если б этих протестов не происходило, мы бы не могли себя считать взрослыми, ответственными людьми.

России дано величайшее богатство: Байкал — это колодец планеты, в нем — пятая часть мировых запасов пресной воды. И обязанность сберечь его для будущего возложена именно на нас.

Красноярск

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow