РасследованияПолитика

Дело не шьется, не клеится

Фигуранта «макового дела» оставляют под арестом сверхурочно

Этот материал вышел в номере № 145 от 25 декабря 2013
Читать
Фигуранта «макового дела» оставляют под арестом сверхурочно

Роман Шилов, один из фигурантов скандального «макового дела», похоже, останется за решеткой и по истечении максимального срока содержания под стражей на стадии предварительного следствия. У Романа предусмотренные УПК 18 месяцев ареста истекают 6 января, однако следователь Дзюбан уже ходатайствовал о том, чтобы Шилова оставили в тюрьме и после.

Роман Шилов был арестован летом 2012 года по обвинению в сбыте наркотических средств в особо крупном размере. Суть предполагаемого преступления состояла в том, что фирма, на которую работал Роман, импортировала в Россию кондитерский мак для нужд пищевой промышленности. (Ровно такой же мак по сей день вы найдете в бакалейных лавках; им же посыпают бублики.) Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков признала его «наркотическим средством», ссылаясь на наркотическую сущность самого растения «мак». Кроме Романа был арестован и его отец, Сергей Шилов, крупный импортер бакалейной продукции, и работники «розничных» фирм. Под стражу взяли также Ольгу Зеленину, сотрудницу Пензенского НИИ сельского хозяйства. В этот институт незадолго до ареста обращался Сергей Шилов с вопросом о том, правомерно ли его мак был причислен к наркотическим средствам. Отвечать на письмо пришлось Зелениной, и ответ ее был совсем не в поддержку экспертов наркополиции.

Из-за ареста научного работника разразился скандал: профессиональное сообщество выступило с резким осуждением таких действий следователя. И Ольгу Зеленину суд отпустил, а вскоре — и других фигурантов этого дела. Всех, кроме Романа. Формальная причина, по которой его полтора года держали в тюрьме, — наличие второго гражданства (Австралия). На деле, как предполагают участники процесса, Романа Шилова используют в качестве инструмента давления на его отца — с тем, чтобы не мешал «лепить» уголовное дело, которое расследуется столько времени и с таким трудом.

— УПК допускает единственное основание, по которому срок ареста по истечении 18 месяцев может быть продлен, — говорит адвокат Романа Шилова Валерий Шухардин. — Это может быть сделано лишь для ознакомления с материалами дела.

Однако у Романа и не было такой возможности. На момент вынесения постановления о прекращении следствия (2 декабря) материалы дела не были сшиты в тома. По сути, подследственным, в нарушение УПК, предъявили разрозненные бумаги, характеризующие, по мнению следователя, совершенное ими преступление.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow