СюжетыКультура

Народ к веселью готов!

Жить стало лучше, жить стало веселее, об этом свидетельствует новогодняя киноафиша, заполоненная небывалым числом российских комедий

Этот материал вышел в номере № 3 от 15 января 2014
Читать
Жить стало лучше, жить стало веселее, об этом свидетельствует новогодняя киноафиша, заполоненная небывалым числом российских комедий
Изображение

В январе из всех искусств для наших соотечественников главным является кино. Сомлев от новогодних застолий, зритель массово устремился в кинотеатры. По предварительным данным, 10 самых популярных фильмов с 2 по 5 января собрали 1,877 млрд рублей, превысив прошлогодний результат на 30%. Праздничная афиша напоминает рыночную распродажу. Среди разнообразной бутафории трудно найти эксклюзив вроде фильмов Сокурова или Триера. Зато словно горячие пирожки улетают билеты на комедии всех сортов. А на смех, как и на вкус, товарищей нет.

Выиграть «новогоднюю битву» (или хотя бы попасть в новогодний репертуар) для продюсеров означает сорвать большой куш. Ведали бы зрители, какие слезы льются, интриги плетутся, жесткие клинчи конкурентов приключаются по ту сторону экрана.

Побеждают и отвоевывают территорию «кинопраздника» тяжеловесы. Вот бы кино снять про это закулисье. Не комедию, конечно, триллер. Ну тут мы не очень…

Зато зимние каникулы продемонстрировали, что народ рублем готов поддержать прежде всего комедию. И кинематографисты на запрос этот разнообразно отвечают. В новогоднем репертуаре целый букет (точнее, гербарий) предложений веселого досуга. Не успели отгреметь крики сумбурного, но разухабистого и меткого треша «Горько!», как верхние строчки афиши наперебой начали занимать и друг с другом толкаться до боли в глазах знакомые названия. Франшиза рулит.

Публика у нас точно ребенок. Предпочитает перелицованные старые сказки. Сиквелы — популярнейшие киноподарки к новогодним каникулам. Можно даже не сильно менять историю. За год она все равно подзабывается. Зато из-под мишуры новогодней сказки выглядывают выпавшие из гнезда телевизора знаменитые лица Урганта, Светлакова, Гарика Харламова, Нюши и по загадочным причинам ставшей звездой девушки Галушко, назвавшейся значительной фамилией Брежнева. Зритель, подобно «старателям таблоидов», готов погружаться в фантазийный «караван историй» с доморощенными звездами, щедро предлагаемый экраном.

Главный Дед Мороз, ожидаемо собирающий в свой волшебный мешок внушительную кассу, — Тимур Бекмамбетов. Его «Елки» уже превратились в атрибут новогоднего ритуала. «Елки-3» разбирали споро, ведь к паровозу «Светлаков с Ургантом» прицепили вагоны примерно с 70 артистами и двумя замечательными псами: четвероногие — сегодня самый ходовой товар. Войдя в тройку самых кассовых отечественных фильмов за всю историю российского кино, «Елки-3» оказались лидером сборов, и к вечеру 8 января альманах заработал более 1,1 млрд рублей. По всем прогнозам, елочный сиквел обойдет сборы новоявленной «Иронии судьбы» (1 млрд 223 млн рублей).

Капитализации бренда позавидуют газовщики. Да и производство поставлено на широкую ногу: новеллы в течение года снимают 8 режиссеров. Потом мастерской рукой шефа Бекмамбетова все это лепится в крепкий снежок, который снайперски запускается в зрителя. Сейчас споро идет работа сразу над двумя продолжениями елочного калейдоскопа. В одном нам расскажут, как Новый год страна встречала в 1914-м, в другом развитие получит самая успешная новелла нынешнего киноальманаха — лав-стори милейших собак. К плюсам фильма отнесем ненатужность и значительно уменьшившийся идеологический пыл авторов, которые больше не жмут руки президентам и политкорректно избегают пафоса.

В чемпионской десятке по сборам 5 российских лент: мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк-2», «Любовь в большом городе-3», «Друзья друзей», «Быстрее, чем кролики».

Если «Елки» — «мечта общего пользования», новогодняя открытка с видами страны для всей семьи, то «Любовь в большом городе (раз, два и вот теперь третья) — оккупировала главного среднестатистического кинозрителя, а именно юных дев, брошенных на произвол судьбы «Сумерками». Девушки дружно скинулись, пожертвовав очередной розовощекой городской истории более 305 млн рублей. Ведь в качестве бонуса рядом с главными героями Игорем, Артемом и Сауной появляются Филипп Киркоров, Святой Валентин и его верная лос-анджелесская подруга Шарон Стоун. Возможно, продюсеры рассчитывали на большее, но не очень расстроились: у них в запасе 8-серийный сериал, который весной покажет «Россия».

Зато успех «Ивана Царевича…» был предсказуем. Студия «Мельница», поднаторевшая на фабричной выделке «богатырей», набрала индустриальные темпы. В год выпускается по полнометражному фильму (аккурат к Новому году). Молодые сограждане, позабывшие завет отцов 31-го числа ходить в баню, идут к богатырям. И платят за это исправно. Уже к вечеру 7 января расторопные Иван с его верным товарищем Серым Волком заработали 529 млн рублей.

«Быстрее, чем кролики» вышли на экраны 1 января, как настоящее похмельное кино. Зрителям в темном зале несложно отождествить себя с героями, после бурной вечеринки проснувшимися в незнакомом месте, пытающимися осознать: как они здесь очутились и кто их окружает?

Неторопливое скетчеобразное галлюциногенное действо не может не напомнить эксперименты знаменитой британской комик-группы «Монти Пайтон», особенно их первую картину «…А теперь нечто совсем иное». Новая работа «Квартета И», безусловно, попытка вырваться из сиквельного плена — «О чем говорят мужчины». Но при всей обаятельности, абсурдности, качественном юморе и даже философической эксцентрике картины ее создатели так увлечены жонглированием словами и смыслами, что, кажется, порой забывают про зрителя.

Новогодний зритель — особо щедрый и терпимый. Даже «Друзья друзей», очередная невнятная, густо сиропная история с неостановимого конвейера Enjoy Movies, принесла в копилку ее творцов более 170 млн рублей. По сюжету: три классических музыканта соглашаются на халтуру на Новый год — поиграть на олигархическом приеме. Похоже, история не понаслышке знакома авторам, «сбацавшим» кинохалтурку специально для новогодней киноелочки. И, между прочим, не прогадали.

Можно счесть все эти призванные веселить фильмы своего рода заказным или «датовским кино», подверстанным к новогодним каникулам… времени повышенной праздности и неразборчивости.

Было бы смешно и нелепо иронизировать над желанием сограждан в пору безмерных каникул повеселиться, расслабиться, продлить «банкет». Да и намерения кинематографистов — максимально удовлетворить этот зрительский запрос — тоже понятны. Вот и пресловутая доля российского кино за счет «новогодней битвы» только растет (на отечественное кино с 1 по 7 января пришлось 1,574 млрд руб., или 52,9% всех сборов топ-10 фильмов). В общем, вроде по всем параметрам — чистый ликвид и радость.

Но вот что отчасти расстраивает этот безмятежный пейзаж. При всей материальной успешности общая картина нашей комической киножизни однообразна, бесцветна и невыразительна. Сценарии по большей части пишутся по некоему трафарету. Словно среди авторов соблюдается негласный договор: никакой сатиры, острых тем, жанров, вспышек фантазии. Процветает серая благопристойность. Помимо доминантной цели — заработать, творцами руководит желание удовлетворить-угодить-усластить-умилить. А ведь нередко именно в комедии в советскую эпоху случались прорывы в иные измерения: социальные, этические, интеллектуальные, религиозные. Даже не говорю о тройке первых комедиографов позднего СССР Гайдай—Данелия—Рязанов. Но ведь вот что интересно. При «кровавом советском режиме» авторы фильмов «Добро пожаловать…», «Начало», «Джентльмены удачи», «Покровские ворота», «Начальник Чукотки», «Родня» говорили со зрителем доверительно, умно, не боялись многомерности.

«Комическая фильма» во все эпохи была лакмусом, индикатором времени и его красок. Когда, к примеру, у нас были самые беззаботные, беспроблемные, лучезарные комедии? Правильно. В сталинскую эпоху. И в зените Большого террора народ лучшей страны до упаду хохотал над «Веселыми ребятами», «Цирком», «Вратарем», «Волгой-Волгой». И то, что сценариста «Веселых ребят» Николая Эрдмана арестовали прямо на съемках фильма, а оператора любимого фильма Сталина «Волга-Волга» Владимира Нильсена еще до завершения съемок обвинили в шпионаже и расстреляли, — нисколько не мешало смеяться над музыкальными приключениями пастуха Кости Потехина и парохода «Севрюга». Сегодня вновь востребована радужная, безмятежная комедия. Хороший ли это знак?..

P.S.Кстати, совсем уже безрыбной каникулярную афишу назвать было бы несправедливо. На фоне бесконечного ширпотреба высились и редкие образцы киноискусства. К примеру, «Великая красота» Паоло Соррентино, римский парафраз «Восьми с половиной». Да только кому эта «…красота» интересна. В России фильм, который только что увенчан «Золотым глобусом», посмотрели немногим более 133 тысяч человек.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow