РасследованияПолитика

«Да Папуа, одним словом...»

Полицию не волнует ни гражданство, ни даже имена задержанных иностранцев. (О посещении членами ОНК Москвы Александром Куликовским и Еленой Масюк Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по г. Москве)

Этот материал вышел в номере № 4 от 17 января 2014
Читать
Полицию не волнует ни гражданство, ни даже имена задержанных иностранцев

Обшарпанные стены с обвалившейся штукатуркой исписаны адресами, признаниями в любви и ненависти. Из удобств — раковина и унитаз (напольная чаша), отделенные от камеры одеялом. Горячей воды нет, холодная — даже не струйка, а редкие капли. Притом что это женская камера человек на 15.

Вначале сопровождавшие нас многочисленные офицеры уверяли, что редкие водопроводные капли воды только в карантинной камере, а в остальных — вода течет во всю мощь. Верно, течет. С потолка, заливая камеры и выливаясь даже в коридор. А из крана все так же — по капле. И это опять же в женских камерах. От непрерывно сочащейся сверху воды стены и потолок покрыты грибком. В камере высокая влажность и тяжело дышать. Пол дощатый с большими дырами. Надо все время смотреть под ноги, чтобы не провалиться. Такое ощущение, что для женщин в изоляторе подбирают особо непригодные помещения. А почему одна из камер «карантинная»? Так накануне задержанным иностранцам подавали печенку с подливкой. Вот и отравилась четверть изолятора (всего здесь 200 человек), и это с учетом того, что многие даже не притрагиваются к местной пище, а едят то, что передают знакомые и родственники.

Из постельного белья выдают только наволочки и простыни — одноразовые медицинские. Это такие узкие голубые полоски, что используют в кабинетах для медобследований. Пододеяльники вообще не предусмотрены. Накрываются прямо одеялом, которое переходит от одного арестанта к другому. Полотенец нет, и это притом что многие находятся здесь с начала лета.

Из освещения — одна тусклая лампочка в углу огромной камеры. Ни кипятильника, ни чайника. Питьевой воды тоже нет. Кипяток можно сутками просить — не допросишься.

Нет туалетной бумаги, нет мыла, нет зубной пасты и щетки. О душе тут вообще не говорят.

В камерах, даже при желании, убраться нечем: ни веника, ни тряпки с ведром.

Находящиеся в изоляторе мужчины спрашивают: «Имеем ли мы право на бесплатное свидание с родственниками?» Уточняем: «Что значит бесплатное?» «Так сотрудники с родственников требуют за свидание по 1000 рублей», — поясняют задержанные.

В камерах много гражданок Вьетнама, просят побыстрее их выслать. Они были задержаны в Гольянове в дни массовых показательных облав на нелегалов в июле прошлого года. Из вьетнамского посольства приходили один раз и более судьбой своих граждан не интересуются. Впрочем, так же как и сотрудники посольства Нигерии не проявляют интерес к задержанным соотечественницам. А происходящее с нигерийскими женщинами — это отдельная история.

В двух соседних камерах мы обнаружили трех девушек с абсолютно одинаковыми именами и датами рождения — Эрунвунсе Кейт Осаймен, д.р. 25.12.1992. Все три «Эрунвунсе Кейт Осаймен» были оформлены под этим именем в ОВД «Выхино».

«Эрунвунсе Кейт Осаймен» №1 говорит, что реально ее зовут Джасти Агба (Agba Justice). Джасти была задержана на улице 22 сентября 2013 года. Две недели пробыла в ОВД «Выхино». Говорит, что ее били по спине, заставляя подписать документы под чужим именем. В суд не вывозили. 4 октября доставили в изолятор. Здесь пыталась поменять имя на настоящее, но безрезультатно.

«Эрунвунсе Кейт Осаймен» №2 рассказывает, что ее настоящее имя Мерси Удума Нрочлин (Mercy Uduma Nrochlin). Задержали 26 июня. В ОВД «Выхино» ее ни о чем не спрашивали, она ничего не подписывала, в суд не ездила. В начале июля привезли в изолятор.

«Эрунвунсе Кейт Осаймен» №3 говорит, что ее имя Антония Омонелия (Omonelia Anthonia). Была задержана 29 октября прошлого года. Три дня содержалась в ОВД «Выхино». Потом перевели в ОВД «Жулебино». Там держали неделю. В суд не возили.

Еще выясняется, что имя Эрунвунсе Кейт Осаймен не выдуманное, а реальное. И по словам одной из девушек, именно так ее и зовут — Эрунвунсе Кейт Осаймен. Но в изолятор она поступила под именем Камара Амината (Amenata Kamara) из Гвинеи. А она из Нигерии. Была задержана в автобусе сотрудниками полиции по району Выхино в конце июня. Четыре дня ее держали в полиции, где заставили подписать бумаги с неправильным именем, на суд не вывозили, 1 июля доставили в изолятор.

Кроме того, еще несколько девушек, задержанных сотрудниками ОВД «Выхино», уверяют, что они также были оформлены в полиции под другими именами:

Ихасе Фаит говорит, что ее реальное имя Иоха Эвелин Эки (Iyoha Evelin Eki);

Блессинт Омоджевуе рассказывает, что ее настоящее имя Осаро Франка (Osaro Franca);

Идемудиа Хелен Ачбонмванру утверждает, что ее зовут Эдафьяга Реджест (Edafiaga Regoic);

Джугмат Агбебо (Гана) говорит, что на самом деле она Aimauwosa Mency из Нигерии;

Крист Мери (Гана) называет себя Окумва Файст (Okumwa Faith) из Нигерии;

Фаладей Холуабаункей Боланди (Гана) (Falad Oluwabanke Bolanle) соглашается, что реальное имя соответствует написанному в списке камер, но она из Нигерии.

Итого десять (!) человек с возможно вымышленными именами и гражданством.

Девушки рассказывают, что паспорта у них были, но исчезли в отделении полиции. Еще, признаются гражданки Нигерии, к ним ко всем в ОВД «Выхино», а к некоторым и в изолятор, приходила одна и та же женщина, называла сумму «своего интереса» — от 25 тысяч рублей до 3500 долларов и обещала «устроить свободу». Дензнаки «спасительнице» передавали знакомые или родственники девушек. Деньги дама получала, но «устроить свободу» забывала. (У членов ОНК есть имя и координаты этой женщины.)

На сайте Кузьминского районного суда Москвы есть два определения суда по одной и той же статье 18.8 часть 1 (нарушение режима пребывания) в отношении «Эрунвунсе К.О.». Одно дело рассматривалось судьей Суздаль Е.А. 26.09.2013 (дело №50886/2013), а второе — судьей Соболь О.А. 24.09.2013 (дело №5-871/2013).

В постановлении судьи Соболь говорится: «Назначить ему (Эрунвунсе К.О.) наказание в виде штрафа в размере 6000 (шести тысяч) рублей в доход государства с контролируемым самостоятельным выездом из РФ». Превращенная решением суда в мужчину («назначить ему»), Эрунвунсе К.О. должна была самостоятельно, но под контролем, покинуть территорию РФ. Уехала Эрунвунсе К.О. из России или нет, неизвестно.

Но в изоляторе нам сказали, что все три «Эрунвунсе Кейт Осаймен» содержатся у них по постановлению суда от 26.09.2013, то есть по постановлению судьи Суздаль Е.А. В связи с этим возникает несколько вопросов.

Первый: мог ли один и тот же судья в один и тот же день вынести три разных определения в отношении трех женщин с абсолютно одинаковыми именами и датами рождения? Но в суде уверяют, что в этот день выносилось только одно определение в отношении «Эрунвунсе К.О.».

Тогда второй вопрос: если постановление суда было вынесено в отношении одной «Эрунвунсе Кейт Осаймен», могли ли потом по другим экземплярам этого же постановления направить в изолятор еще двух женщин? (Суд обычно выдает полиции три экземпляра постановления, которые вместе с делом передаются в изолятор, куда поступает задержанный, но в данном случае в изолятор был отдан только один экземпляр, а два других, возможно, «придержали» в отделе полиции.) Вопрос номер три: кого реально судили в Кузьминском районном суде 24 и 26 сентября 2013 года? Четвертый вопрос: каким образом суд устанавливал личности правонарушительниц? Пятый: на основании каких документов эти женщины признавались судом как «Эрунвунсе Кейт Осаймен»?

Повторюсь, с таким именем и с одинаковой датой рождения в изоляторе содержатся три женщины.

На сайте Кузьминского суда есть еще два решения по, возможно, находящимся в изоляторе девушкам. Осаро Франка (Osaro Franca) предположительно судили как «Блессинг Омоджевуе» 26 ноября 2013 года (судья Бекетова С.Ю., дело №5-1416/2013). Эдафьяга Реджест (Edafiaga Regoic) осудили как «Идемудиа Х.А.» 5 июля 2013 года (судья Соболь О.А., дело №5-550/2013). Примечательно, что время задержания обеих абсолютно совпадает с датами, обозначенными в постановлениях суда.

Задержанные и подлежащие депортации иностранные граждане месяцами, а иногда и годами находятся в изоляторе, который даже отдаленно нельзя назвать жилищем. Нет никакого контроля за тем, кого и под какими именами сюда доставляют. Как нет ответа, когда и в какую страну их когда-нибудь вышлют. Ну и что, что задержанные девушки утверждают, что они из Нигерии, а им в сопроводительных документах пишут — из Ганы или Гвинеи. Гана, Нигерия, Гвинея… Да без разницы. И ничего, что между этими государствами есть еще и Бенин, и Того, и Кот-д’Ивуар. «Да Папуа, одним словом», — сказал один из сопровождавших нас офицеров.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow