СюжетыОбщество

Столица пожелтела

Кнутом и пряником Москва переманивает таксистов в легальное поле

Этот материал вышел в номере № 4 от 17 января 2014
Читать
Кнутом и пряником Москва переманивает таксистов в легальное поле

На московских улицах стало заметно больше желтых машин-такси. Еще не Нью-Йорк, но все-таки… Департамент транспорта Москвы вот уже два года ведет войну с бомбилами, в которой пока не победил, но активно наступает. По крайней мере, по официальной статистике, к концу декабря «выжили» лишь 20 тысяч нелегальных перевозчиков — в два раза меньше, чем в 2011 году.

С таксистами разговаривают законодательными актами: легальным дают привилегии, нелегальных прессуют. Так, еще с 1 сентября такси желтого цвета имеют право ездить по выделенным для общественного транспорта полосам. Точнее, ездить по выделенке может любой таксист с официальной лицензией, но камере-то лицензию не предъявить: она фиксирует только специальные номера, которые выдают «пожелтевшим» такси. Правда, если пришел штраф за выделенку, его легко можно оспорить, предъявив лицензию. Так что пока таксисты не спешат менять номер и перекрашивать машины. Это сложная процедура — приходится заново оформлять документы в ГИБДД, менять государственные номерные знаки и снова получать лицензию в департаменте транспорта.

Руководитель департамента транспорта Максим Лискутов обещает, что к концу 2014 года по столице будет ездить 55 тысяч легальных такси. Сейчас эта цифра, по его информации, приближается к 50 тысячам.

Самые эффективные меры воздействия, естественно, — бить по кошельку нелегалов. Пока высокие штрафы за извоз без лицензии законодательно не закреплены — они только обсуждаются. В 2012 году Мосгордума рассматривала вопрос о повышении штрафов за нелегальный извоз с 5 тысяч до 30 тысяч рублей, но так и не приняла поправку. А зря, считают эксперты.

— Три года назад, когда писался закон о такси, я выступал за штраф в 30 000 тысяч рублей, а не в 5000, — рассказал «Новой» исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. — Сумма в 5000 тысяч — ежедневный заработок нелегального таксиста, это значит — один день в месяц работать на штраф, а двадцать девять — на себя. Но штраф — это все-таки серьезное экономическое наказание, и нужно, чтобы он работал.

Зато для попавшихся на нелегальном извозе дважды наказание более суровое — «арест транспортного средства», то есть попросту конфискация машины. Таким образом, с февраля по ноябрь 2013 года сотрудники полиции отправили на штраф-стоянку более 4 тысяч автомобилей. С октября 2012 года выявлением правонарушений в сфере пассажирских перевозок занимаются специализированные мобильные группы.

С нелегалами борются не только на уровне городских властей, но и в профессиональном сообществе.

— Мы собираем информацию о том, что в каком-то конкретном месте, на «точке», есть люди, которые занимаются нелегальным извозом, — рассказывает председатель Межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербин. — Эти сведения передаются в органы ГБДД, УВД и департамент транспорта Москвы, а через некоторое время мы узнаем, была ли проведена проверка.

Правда, активисты профсоюза недовольны, что не могут самостоятельно контролировать количество отловленных нелегальных таксистов: все цифры поставляет только департамент транспорта.

— Недавно департамент сообщил, что нелегалам выписали 250 протоколов. Но кто знает, за что этот протокол — по делу или за неправильные знаки, — говорит Щербин.

Пока все эти меры все равно недостаточно эффективны. Как известно, спрос рождает предложение, а спрос на бомбил остается. За десять минут езды мало кто готов выложить 300–400 рублей, а найти в легальном секторе тариф ниже почти невозможно. По мнению независимого автоэксперта Сергея Асланяна, «легальное такси» сразу стало означать «дорогое».

— На коротком маршруте от метро до работы, — утверждает Сергей, — удорожание составило пять раз.

Департамент транспорта демонстрирует готовность заботиться о бюджете пассажиров. В качестве эксперимента в День города желтые такси подвозили всех желающих от станции метро до основных точек проведения праздничных мероприятий.

— Таким образом, мы хотели показать, что поездки на короткие расстояния на легальном такси — это удобно и выгодно, — говорят в департаменте.

Сейчас чиновники заняты разработкой единого тарифа на услуги такси. Но эксперты смотрят на это скептически.

— Я пока не вижу законодательных основ для того, чтобы у органов власти была возможность установить единый тариф на таксомоторные услуги, — утверждает Юрий Свешников. — У нас есть только постановление Правительства РФ №239 о мерах по упорядочению государственного регулирования тарифов (в том числе и на общественный транспорт), и больше никаких законов на этот счет. В законе о естественных монополиях прописано, что государство имеет право устанавливать тарифы исключительно на услуги таких монополий. Рынок такси является сверхконкурентным и под действие этого закона не подпадает.

Более того, говорит Свешников, при введении тарифного регулирования всегда возникает вопрос компенсации выпадающих доходов. Например, расходы для ВАЗ-2106 и для «Форд Мондео» существенно разные, а тариф одинаковый. То есть выигрывают компании, предоставляющие менее качественную услугу.

Кстати, интересное наблюдение сделал Алексей Лапин — таксист-блогер, известный в профессиональной среде под ником Носорог. Он обратил внимание на «возраст» некоторых автомобилей, недавно получивших те самые желтые номера: «Как считаете, может ли ВАЗ-2106 года выпуска этак 1998-го быть сегодня очень безопасным и эксплуатироваться в такси города Москвы?»

— Единого тарифа не будет, — соглашается Сергей Асланян. — Даже когда на каждую машину принудительно поставят ГЛОНАСС и обяжут каждого водителя сообщать диспетчеру, что он взял пассажира и везет его по маршруту, прописываемому через спутник, все равно с клиента возьмут не по счетчику. Единый тариф означает сокращение личного дохода водителя. И если его уже загнали в жесткие рамки правил, то еще и диктовать ему доход не получится.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow