СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 4 от 17 января 2014
Читать
Культурные события следующей недели

Федоров/Озерский

Собственно, для тех, кто понимает, и заголовка хватит. Только место и время еще добавить: сегодня вечером в клубеZavtra. Но для счастливчиков, еще не открывших для себя мощь сольных выступлений Леонида Федорова, сердца группы «Аукцыон» и просто одного из лучших в России мелодистов, надо сказать два слова. На своих концертах Федоров не столько исполняет песни, канон которых сложился в основном в период большой альбомной паузы группы, между 1994-м и 2007-м, сколько шаманит над ними, часами удерживая любой зал заряженным неизменно с помощью одной лишь акустики – ну и пары-тройки гитарных «примочек». В сет-листы включаются, разумеется, и аукцыоновские номера, и вещи из последних сольников и коллабораций — музыка-то его, по-любому. А вот слова чаще всего Дмитрия Озерского, трубача и клавишника в группе и тактичного аккомпаниатора на концертах, подобных сегодняшнему. От главных авторов «Аукцыона» так или иначе будут ждать «Зимы не будет», «Таял», «Грусть-Печаль», «Падал», «Якоря», «Далеко», «Голова-нога», конечно, «Что-нибудь такое» и многих других отменных песен.

Ул. Сретенка 26/1. Начало в 21.00.

Марина мне сказала…

В «Гоголь-центре» — премьера, второй спектакль Жени Беркович, ученицы Кирилла Серебренникова, ранее поставившей в Малом зале театра «Русскую красавицу» по роману Виктора Ерофеева. «Марина» — первая постановка дебютной пьесы молодого драматурга Любы Стрижак, чьи тексты постоянно идут в репертуаре обновленного театра. Действие происходит ночью, в лесу, где множество людей ищут пропавшую без вести маленькую девочку — но это лишь фон для истории о любви, ненависти, нехватке человеческого тепла и равнодушии. В спектакле Беркович деревянные идолы соседствуют на сцене со старым линолеумом, плюшевыми игрушками и рисунками на дверях детсадовских шкафчиков. Фарс, страшная сказка и психологическая драма сплетаются воедино в театральной фантасмагории. Мертвые девочки ходят вокруг героев, как ни в чем не бывало, и граница между двумя мирами исчезает бесследно. Специально для спектакля композитор Сергей Невский сочинил сложную партитуру, в которой мелодии рождаются из дыхания артистов, их шепота и криков. Актеры обучались во время репетиций игре на самых разных инструментах, от флейты до бас-гитары, и исполняют всю музыку, звучащую в спектакле. В главной роли — Светлана Иванова-Сергеева, знакомая московским зрителям по спектаклям театра «Практика». 17, 18 и 19 января.

Ул. Казакова, 8. Начало спектаклей в 20.30.

«Драгоценности», поставленные Джорджем Баланчиным для его труппы New York City Ballet в 1967 году, вошли в историю как первый «полнометражный» бессюжетный балет. Его ждала счастливая судьба: он обошел многие сцены мира и неизменно пользовался громким успехом, обрастая легендами, как любое великое произведение искусства. Согласно одной из них Баланчин нередко любовался блеском драгоценных камней в витрине магазина знаменитого ювелирного дома Van Cleef & Arpels на Пятой авеню, а ювелир Клод Арпель и десятилетия спустя хранил впечатления от спектаклей Дягилевской антрепризы, виденных когда-то. Они встретились в доме скрипача Натана Мильштейна, и тогда-то прославленному хореографу пришла идея поставить балет, в котором танец мерцал бы и переливался, подобно свету, играющему на их гранях драгоценных камней. По другой легенде, каждый «камень» балета символизировал один из трех этапов жизненного и творческого пути балетмейстера: «Изумруды» на музыку Густава Форе отражали изысканность и элегантность Франции, присущие также и французской балетной школе, «Рубины» на музыку Стравинского отдавали дань острым синкопированным ритмам Америки с ее Бродвеем, а «Бриллианты» на музыку Чайковского стали ностальгическим воспоминанием о кристальной чистоте школы императорского петербургского балета. В прошлом году трехчастный шедевр Баланчина поставили в Большом. В наступившем году 19 января в рамках проекта «Театральный киносезон 2013-14» в кинотеатрах «Горизонт», «На Рублевке», «Сити», Европа» и «Чертаново» сети «Формула кино» пройдет трансляция «Драгоценностей» в исполнении ведущих солистов Большого Евгении Образцовой, Екатерины Крысановой и Ольги Смирновой. Стоит посмотреть. Ибо, как метко заметил балетный критик New York Times Клайв Барнс еще в далеком 1967-м, «Драгоценности» — это словно «и завтрак, и ланч, и обед у Тиффани».

Начало в 19.00.

В культурно-образовательном проекте «Эшколот» придумали, как проститься с выставкой «Ман Рэй. Портреты» в ГМИИ им. Пушкина. 19 января ретроспектива выдающегося, без ложного пафоса, художника и фотографа Ман Рэя, сильно повлиявшего на авангардное искусство всего XX века, от сюрреализма до абстрактной и коммерческой фотографии, закрывается. В этот день в центре «Мусейон» пройдет тематическая лекция «Ман Рэй. Личное измерение модернизма». Профессор искусствоведения университета Бен-Гуриона (Израиль) Хаим Финкельштейн проанализирует дадаиские произведения Эммануэля Радницкого (настоящее имя художника) с точки зрения его сложных отношений с опытом жизни в еврейской эмигрантской среде. Вход свободный, но традиционно нужно заранее зарегистрироваться на сайте проекта www.eshkolot.ru, на котором, кстати, будет вестись онлайн-трансляция лекции.

Колымажный пер., 6, стр. 2. Начало в 15.00.

Шум протеста

Василий Шумов, лидер группы «Центр» и мастер музыкального абсурда на злобу дня, придумал в 2009 году фестиваль «Содержание», собрав музыкантов с более-менее активной гражданской позицией. С тех пор под этой «маркой» более-менее регулярно то там, то здесь проходят «лайвы» разных жанров, в которых принимают участие музыканты разной степени известности, но почти всегда достаточно интересные. Вот и 19 января в концертном зале Jivoe TV в рамках «Содержания» случится арт-вечер «Электронные джемы». Участвуют: экспериментальный отдел московского «русский-рок»-проекта «Василий К. & Интеллигенты» в лице собственно Василия К. и Михаила Логинова; заслуженный электронщик всея расейского телевидения Владимир Рацкевич со своим мультимедийным проектом ZoomRa; московский пост-индустриальный ансамбль хаоса B00 B00; электро-индустриальщик Xaver, он же Алекс Кустофф; эмоциональный дуэт Green Ice Cream и другие. Конферировать будет лично Василий Шумов. Вход свободный.

Ул. Правды, 24, стр. 3. Начало в 16.00.

Дракон с нами

Актер и режиссер «Театра.doc» Талгат Баталов ставит на сцене Центра им. Мейерхольда новую пьесу Максима Курочкина. Последнее обещает, что спектакль «Травоядные»,премьера которого состоится 20 и 21 января, окажется любопытнее очередного вербатима, которыми славится» «Театр.doc», пусть это и сатира на происходящее сегодня в Москве и России и высказывание на тему: пока российский парень зарабатывает очки в Angry Birds, китайский парень делает айфон. В соседних квартирах… За полтора года пьеса разошлась на цитаты среди интересующихся новой драмой. «Это последовательно пессимистичная история о пустыне и ее малогабаритных обитателях. Пересечь лестничную площадку смогут не все», — говорит драматург. «Это сказка про Россию, которую не спасти», — считает постановщик. Играют комедию о московском умнике, восточной принцессе и не случившемся романе — сказку о золоте Азии и драконе в московской хрущёвке Алексей Маслодудов, Ольга Никитина, Михаил Ефимов, Павел Мамонов, Юрий Муравицкий, Иван Турист и другие.

Ул. Новослободская, 23. Начало спектаклей в 19.00.

Серебро-золото

Мирру Лохвицкую нынче знают, мягко говоря, мало. А между тем, ее с полным правом можно считать одной последней из вершин Золотого века русской поэзии — и одновременно первой — века Серебряного. Сплав «золота» и «серебра» отразился в совершенстве и разнообразии ее стиха, яркости и смелости в сочетании с пушкинской солнечностью, легкостью и свежестью. В конце XIX она была весьма популярна, первой среди поэтов женского полу получив Пушкинскую премию в 1897-м. Вторая премия ей была присуждена за шестой, посмертный сборник стихов в 1905-м. Однако после ранней смерти Лохвицкая почти на век была забыта. С концом советской власти началось ее возвращение, спасибо за которое следует сказать, прежде всего литературоведу Татьяне Александровой. 19 январяпроект «Возвращение. Серебряный век» и Российская государственная библиотека открывают 2014 год большим вечером «Царица русского стиха» в честь 145-летия этой русской поэтессы. Прозвучат стихи, песни и романсы на стихи Мирры Лохвицкой, а также Пушкина, Тэффи, Северянина, Бальмонта.

Ул. Воздвиженка, 3/5. Начало в 15.00.

Мечта создать куклу, которая могла бы оживать, двигаться и говорить, будоражила воображение людей на протяжении тысячелетий. Уже в античности стали создавать первые звуковые автоматоны, а развитие механики и особенно часового производства позволило проектировать почти совершенные механизмы. В ХVIII–ХIХ веках появляются механические куклы или многофигурные композиции, где каждая кукла исполняет свою роль. Механические куклы мастерских Жаке Дро, Вокансона, Маярде, Виши и других копировали пластику живых людей, удивляя и поражая зрителей невероятным сходством своих движений. В Музее декоративно-прикладного искусства проходит выставка, представляющая, пожалуй, лучшую в современной мировой коллекционной практике коллекцию музыкальных аппаратов и механических кукол из собрания Давида Якобашвили. В экспозицию «Танец дворцовых кукол» вошли исключительные по художественному и техническому решению виды механических музыкальных игровых «объектов» XIX–XX веков, на примере которых воссоздается вся занимательнейшая история культуры музыкальных механических аппаратов в целом и кукол в частности.

Ул. Делегатская, 3. До 26 января.

Вторая попытка

Больше десяти лет в Художественном театре шел — с неизменными аншлагами — спектакль Владимира Машкова «№ 13» с Евгением Мироновым, Авангардом Леонтьевым, Игорем Золотовицким и Леонид Тимцуником в главных ролях. Это была комедия положений в чистом виде — по пьесе Рэя Куни OutofOrder — из жизни английского политика, его помощника и секретарши, с трупом в шкафу и оконной фрамугой. Серьезная постановка смешной пьесы в исполнении блестящих актеров сделало «№ 13» яркой строчкой в репертуаре тогда еще свежеобновленного МХТ. Постепенно в спектакле, как и во всем театре, стал появляться антрепризный тон, занятые в нем артисты — сплошь звезды — оказывались все более заняты в других проектах, и два года назад название спектакля сошло с афиш МХТ. Теперь - возвращается. 21 и 22 января зрители смогут увидеть новую версию комедии — под титром «№ 13D». Главные роли теперь за Игорем Верником, Сергеем Угрюмовы, Станиславом Дужниковым, Кристиной Бабушкиной и — по-прежнему — Леонидом Тимцуником, чья роль мужского тела средних лет была одной из лучших в прежней версии спектакля.

Камергерский пер., 3. Начало в 19.00.

В сентябре прошлого года в Культурном фонде «Екатерина» начался выставочный проект «Реконструкция», воссоздававший ни много ни мало художественную жизнь Москвы с 1990 по примерно 1995 г., то есть в период расцвета столичного акционизма, громких групповых акций на пока еще некоммерческих площадках, открытия, закрытия и снова открытия галерей, всяких экспериментальных пространств, и, в целом, «легализации» современного искусства в смурной постсоветской действительности. Тогдашний пафос, по большому счету, сводился к констатации: «Мы есть!». Оказалось, то была только первая часть — проекта «Реконструкция», имеется в виду. И вот теперь пришло время для второй. «Реконструкция-2» — о поисках московского арт-сообщества 1996–2000-х годов, его успехах и провалах, находках и ошибках — открывается 23 января и покажет современное искусство через опыт галерей — бывших ( «Первая галерея», L-галерея, «1.0», «Школа») и устоявшихся («Риджина», «XL Галерея», «Крокин»). Интересны и сами волны радикализации и либерализации, взлетов и падений различных «школ», «течений» и «группировок» современного искусства, вроде концептуалистов и круга Осмоловского-Кулика-Бренера, галереи Гельмана, неоакадемической линии и пр.. Архивные материалы предоставлены Центром современного искусства «Гараж».

Ул. Кузнецкий мост, 21/5, п-д 8 (вход с Большой Лубянки).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow