СюжетыПолитика

Закон о диктатуре

Поперек украинской дороги в Европу встал тюремный конвой

Этот материал вышел в номере № 5 от 20 января 2014
Читать
Янукович уже оставил на законах свои автографы. Следом появилась информация: руководитель пресс-службы Дарья Чепак подала в отставку. Сегодня же обнародован указ об увольнении главы администрации президента Сергея Левочкина. Еще Янукович-главком уволил с должности командующего Сухопутными войсками ВС Украины генерал-полковника Геннадия Воробьева

В минувший четверг в Раде депутаты от власти и коммунисты проголосовали за ряд законопроектов, которые отправлены на подпись президенту. В пятницу вечером, как сообщила президентская пресс-служба, Виктор Янукович уже оставил на законах свои автографы. Следом появилась информация: руководитель пресс-службы Дарья Чепак подала в отставку. Сегодня же обнародован указ об увольнении главы администрации президента Сергея Левочкина. Еще Янукович-главком уволил с должности командующего Сухопутными войсками ВС Украины генерал-полковника Геннадия Воробьева.

А теперь конспективно – по содержанию некоторых из подписанных документов.

Закон №3879 , «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и процессуальные законы относительно дополнительных мероприятий по защите безопасности граждан». Разработан регионалами Вадимом Колесниченко и Владимиром Олейником. Закон №3893 , «О внесении изменений в Закон Украины «Об устранении негативных последствий и недопущении преследования и наказания лиц по поводу событий, имевших место во время проведения мирных собраний». Разработан регионалом Сергеем Киваловым. Закон №3587 — «Закон о внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины (относительно заочного уголовного производства)». Разработан регионалом Львом Миримским.

В Украине вводят уголовную и административную ответственность для участников несанкционированных акций протеста, существующие наказания становятся более суровыми.

Государство берет под контроль свободу слова и предупреждает церковь о недопустимости экстремистской деятельности с ее стороны. (Еще чего не хватало: молитвенные палатки на Майдане, молебны со сцены!)

Опыт России переносится на излишне демократическую украинскую почву: жизнь общественных организаций, финансируемых зарубежными фондами, теперь возможна лишь с клеймом «иностранный агент», с них намерены взимать налог на «прибыль». И так далее…

Эксперты гражданского движения «Честно», рискуя первыми попасть под раздачу, изобразили графически коренные изменения, снабдив их портретом Януковича и резюме: «Диктатура узаконена». Хотя нововведения скорее напоминают фронтальную проверку граждан страны на страх и терпение.

Движешься без соответствующего разрешения МВД в колонне, в которой больше пяти машин? Изымут водительские права, а затем и автомобиль — на два года. Блокируешь доступ к жилью, зданию или другой собственности лиц или организаций? Получишь срок от двух до шести. (Запретительную меру родил испуг от Автомайдана, который навещает поместья чиновников-миллионеров и олигархов, а также препятствует выезду кортежа президента из Межигорья).

Отныне государство вправе принять решение о запрете доступа к интернету — Пхеньян и Пекин, Киев на связи! За невыполнение требований об ограничении доступа к интернету — большой штраф. Информагентствам, рискующим без подтверждения о госрегистрации публиковать новости и репортажи — конфискация техники и очень большой штраф.

Журналистам, в первую очередь тем, кто занимается антикоррупционными расследованиями, предложено запомнить: за статью дают статью. Клевета, то есть «распространение заведомо недостоверных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица», карается тюремным заключением сроком до двух лет. Распространение «экстремистских материалов» (к примеру, листовки с изображением человека, похожего на Виктора Януковича, за решеткой или с красным круглым пятнышком посредине лба) — три года изоляции. А за собственно экстремизм (в Украине понятие определяется весьма широко и неконкретно, в него также включены призывы или оправдания незаконного вмешательства в работу органов власти, в том числе и подобного рода призывы в соцсетях!) можно «присесть» на продолжительный срок.

Групповое нарушение общественного порядка (предположим, спонтанный пикет под Генпрокуратурой с требованием найти и наказать тех, кто отдал «Беркуту» приказ о жестком разгоне студенческого протеста в ночь с 29 на 30 ноября) — два года в камере. «Массовые волнения» влекут за собой ответственность куда серьезней: от десяти до пятнадцати лет лишения свободы. По самым скромным подсчетам, за полтора минувших месяца в Украине, не только в Киеве, но и во всех без исключения регионах, на улицах и площадях массово волновалось и возмущалось действиями власти несколько миллионов человек. Настроения в обществе спокойней не становятся. Но волнует другое. Способна ли пенитенциарная служба страны разместить в своих специально отведенных помещениях столько народу? Хватит ли в бюджете-2014, принятом столь же стремительно, без обсуждения, денег на срочное строительство новых исправительных учреждений?

Санкционированный мирный митинг также способен закончиться для его участников штрафами либо арестом. Достаточно прикрыть голову каской или шлемом, лицо — платком, маской, респиратором или противогазом, явиться в форменной одежде (например, в дембельском армейском бушлате) или с файером. Монтаж сцены, установка палаток или просто использование звукоусиливающих устройств без разрешения милиции — те же пятнадцать суток. При этом угроза милиционеру «потянет» на семь лет, а невыполнение «законных требований» сотрудников СБУ может обойтись в две тысячи гривен штрафа. Впрочем, авторитет спецслужб не ущемлен, и фронт разведывательных работ у них расширится до горизонта. Ведь законодатели записали: нарушителей порядка мирных собраний будут устанавливать за двадцать четыре часа. И, кстати, хороший, перспективный месседж для силовиков по итогам уже проведенных мероприятий: «Беркут», разгонявший Майдан, от наказания освобождается.

Прокуратура и суды включают конвейер. Протокол об административном правонарушении не вручен лицу, подозреваемому в совершении проступка? И не надо, достаточно свидетелей правонарушения. Да и подтверждением вручения повестки может служить не персональная подпись гражданина, а «какие-либо иные данные». Настоящей же изюминкой стала возможность осудить человека заочно, в том числе и на долгие годы, без личного присутствия в зале суда. (Эксперты единодушны в определении: норма появилась для окончательного и бесповоротного решения судьбы Юлии Тимошенко).

Примечательно, что стая законопроектов пролетела сквозь сессионный зал Рады за считанные минуты. Мало того, что без обсуждения и второго чтения, так еще и с беспрецедентным нарушением регламентных процедур. Поскольку оппозиция блокировала президиум, трибуну и не без потасовки попыталась отнять у регионалов часть карточек для голосования, первый вице-спикер, коммунист Игорь Калетник объявил волеизъявление «в ручном режиме».

Никто толком не успевал считать голоса «за», да и необходимости не возникало: на табло то и дело загорались зеленым цветом нужные показатели: «249», «235»…

«Мы предоставим пофамильные списки всех, кто поддержал, не волнуйтесь!» — с улыбкой победителя бросил журналистам регионал-юрист Владимир Олейник. А спикер Владимир Рыбак оперативно закрыл сессию, отправив депутатов на каникулы до февраля, предложив несогласным опротестовать его действия через суд. Если получится.

Впрочем, иные представители фракции Партии регионов пересекали кулуары с мрачным видом. Они не то, чтобы руку поднять — пальцем шевельнуть не успели, а вот теперь изволь расписаться и за возможный собственный приговор с отсрочкой. Соответствующая норма закона предполагает: пленарное заседание Рады полномочно лишить депутата неприкосновенности и дать согласие на арест. Ежу понятно, что иначе оппозиционных коллег не утихомирить. Но ведь и приличные господа пострадают! Неслабый финал после максифинансовых затрат, сопутствовавших попаданию в партийные списки на выборах…

Оппозиция во время «рукоподнимания» заявила о потере парламентом легитимности и о государственном перевороте . И покинула зал. На прощание Владимир Кличко грозно повел боксерскими плечами: «Мы не действуем не по-европейски, не по закону!»

В эту минуту, думаю, многим стало понятно: оживленные маневры десятков автобусов с «Беркутом», наблюдавшиеся накануне в центре Киева, были совсем не знаком к ночному разгону Майдана. Власть просто не предполагала, не верила в свое счастье, что главную баррикаду — дневную, парламентскую — удастся разрушить настолько легко! Хотя Виктору Януковичу больше нет нужды делать задумчивое, просвещенное выражение лица, вспоминая о перспективах подписании Соглашения об Ассоциации с ЕС.

В Давос, на Всемирный экономический форум, он не летит, чтобы не выступать в роли мишени для критики, а принятые Радой законы идеально подходят для смены маршрута — в сторону России Путина. Миллиарды кредита и дешевый газ идут в пакете с диктатурой.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow