СюжетыОбщество

#ОккупайКупель

В крещенскую ночь в Москве открыли около 50 мест для купаний. Корреспондент «Новой» провел вечер у единственных купелей в центральном округе — на Площади Революции

В крещенскую ночь в Москве открыли около 50 мест для купаний. Корреспондент «Новой» провел вечер у единственных купелей в центральном округе — на Площади Революции
Изображение

Небольшой участок левее Исторического музея, за рядами с сувенирами, огорожен металлическими решетками, как огораживают санкционированные митинги. Решетки сегодня замаскировали — облокотив на них живые срубленные ели. Но главного атрибута санкционированных мероприятий — полицейских — избежать не удалось.

«Дед, ты только от меня не отходи далеко, а то столько полиции сегодня, еще арестуют!» — переживает школьник в круглых очках, который пришел с дедушкой поглазеть на купания.

— А вещи с собой взять можно? — доверительно интересуется мужчина у сотрудника с рацией. — По карманам там не шарят?

— Плавки берите, полотенце, что еще нужно? За всех я ручаться не могу, — улыбается полицейский. Он стоит на посту у головы мужской очереди. Объясняет, что женщины заходят с другой стороны, за елкой. Опознать купальщиков, шагающих по Красной площади, можно по целлофановым пакетам с шлепанцами и плавками. Цветастые длинные рубахи можно купить в палатке рядом.

Ровно в девять вечера обряд освещения воды начинает иерей Алексей из Богоявленского собора. Перед ним три купели — две деревянные, дубовые, и одна из ледяных плит. Та, что ледовая, подсвечивается голубым, из льда выпилен и крест. По деревянным ступеням поднимается священник, нечаянно намочил ноги и полы рясы, обращается, кажется, к снимающим обряд журналистам: «В следующий раз сами полезете!» Стоящие в очереди кричат: «Батюшка, окропите водичкой и нас!»

Под водосвятный молебен стелют деревянный настил к купелям от парных, где можно переодеться. Но первопроходцы все равно бегут по холодному камню площади. «Не грохнулся еще никто?» — интересуются волонтеры у дежурящих эмчеэсовцев и тут же кричат: «Где еще желающие? Две купели пустуют!»

Почему-то всем хотелось окунуться именно в ледяную. «Это что, VIP-купель какая-то?», — переспрашивают друг друга мужчины. Но с «люкс-купелью» сплошные проблемы: через полчаса от расплескавшейся воды начинают замерзать ступени. Спасателям приходится кувалдой сбивать наледь. Потом (как назло) одна ступень ломается, но быстро находится шуруповерт для починки.

Изображение

Всходит женщина в слитном купальнике на уже починенный помост. Волонтеры шутят над товарищем: «Бери ее за руку, чтобы не упала, а потом мы заставим тебя на ней жениться».

Около одиннадцати вечера мужская очередь начала скандировать «Открывай!». «Мужики уже бастуют!», — подошли полицейские к организаторам. Запускать начали по десять человек, но перед вторым рядом ограждений образовалась пробка. «Да какой запах, капитан? Я три часа стою в очереди, даже если бы и пил, все бы выветрилось!» — добродушно объясняет высокий круглолицый мужчина. Это Володя, он из Луганска, в Москве по работе. Отстояв трехчасовую очередь, он нашел себе корешей — Саню из Нижнего Новгорода и американца Криса. «Познакомились, выпили коньячку, осенили себя крестным знамением и вот теперь закидываемся чаем. Я вообще сначала не хотел купаться — официоз такой тут, камеры, но потом понял — здесь веселуха!».Саша приносит американцу «Russian tea for free», который выдают искупавшимся, и чокается с ним пластиковыми стаканчиками — «За знакомство!». Крис в России с октября, приехал преподавать английский. О традиции купаться в крещенскую ночь узнал от верующих родителей ученика.

В воду ныряет 77-летний Юрий Васильевич — с густой седой бородой. Закален с военно-морского училища, «с голым торсом выводили на зарядку, обтирались снежком». Окунается уже 54 года, знает глав московских клубов моржей.

Размах эмоций при окунании варьируется от «Ох, клево!» до медвежьего рыка — парень, усами и бородой напомнивший Николая II, встал на края купели, взревел — и нырнул. Были эмоции «Бодрячком, от души» и «Новое возрождение ощутил».

Сначала играла живая музыка, танцевали под гармонь. Ближе к полуночи из колонок заиграл ремикс российского гимна, потом и вовсе певица Максим — зато вызвала оживление среди женщин в очереди. Они пританцовывали и подпевали «Солнышко лучисто, небеса так чисты, освещают нам дорогу с высока. Ждёт ли нас удача, велика задача, мы с тобой всё сможем, помоги нам, Боже»…

Вода выплескивается, заливает куртки журналистов, тут же застывая ледяной коркой. Периодически подливают из девятнадцатилитровых бутылей. Делает это дед Хамид из Узбекистана. В перерывах он «следит за чистотой» и попивает чай с печеньем. Hаботает на Крещении уже третий год. «Видите, сколько народу, ну куда я уйду? Когда начальство отпустит, поедем домой. Но с утра — снова сюда».

Фото автора

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow