СюжетыОбщество

«Глобальный Магнитский»

Американские сенаторы Джон Маккейн и Бен Кардин внесли в сенат проект «Закона об ответственности за нарушения прав человека во всем мире»

Этот материал вышел в номере № 5 от 20 января 2014
Читать
Американские сенаторы Джон Маккейн и Бен Кардин внесли в сенат проект «Закона об ответственности за нарушения прав человека во всем мире». Речь идет о внесудебных убийствах, пытках или «других нарушениях закона, совершенных в отношении гражданских активистов». Сенаторы предлагают распространить действие подписанного Обамой в декабре 2012 года «закона Магнитского» о санкциях в отношении российских официальных лиц на весь мир.
Изображение

Речь идет о внесудебных убийствах, пытках или «других нарушениях закона, совершенных в отношении гражданских активистов». Сенаторы предлагают распространить действие подписанного Обамой в декабре 2012 года «закона Магнитского» о санкциях в отношении российских официальных лиц на весь мир.

Законопроект S 1933 предусматривает отказ во въездной визе или аннулирование действующей американской визы, арест финансовых активов и запрет на приобретение недвижимости в США для зарубежных чиновников, виновных в нарушении прав человека. Одними из первых фигурантов нового списка могли бы стать украинские официальные лица, ответственные за силовые акции в отношении участников протестов на киевском Майдане, а также в других украинских городах. Сторонник принятия санкций сенатор Маккейн считает, что «закон Магнитского» — в данном случае идеальная модель, чтобы применить ее против украинских чиновников. Принятия санкций добиваются от Белого дома украинские оппозиционеры, направившие на слушания в сенатский международный комитет бывшего министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка. Список оппозиции сенаторы приобщили к официальным документам слушаний. Впрочем, санкции в отношении украинских официальных лиц, о которых сейчас много говорят американские политики, могут быть приняты до утверждения законопроекта. Катализатором может стать любой новый случай применения силы в отношении евромайдановцев.

«Соединенные Штаты должны продолжать играть ведущую роль в глобальной борьбе с коррупцией и нарушениями прав человека, где бы они ни происходили, — заявил на своей странице в интернете сенатор Бен Кардин, один из авторов «акта Магнитского». — Этот законопроект дает нам средства для борьбы с будущими нарушениями по всему миру, в то же время защищая нашу стратегическую финансовую инфраструктуру от тех, кто пытается использовать ее для отмывания и укрывания доходов, полученных незаконным путем. Те, кто виновен в грубых нарушениях прав человека в разных странах мира — от Зимбабве до Украины, от Гондураса до Папуа-Новой Гвинеи, — должны понимать, что их действия будут иметь последствия».

Новая законодательная инициатива сенаторов Кардина и Маккейна не что иное, как повторение сенатского варианта «акта Магнитского», одобренного международным и финансовым комитетами сената летом 2012 года. Тогда «сенатский вариант» с принятием санкций не только против российских чиновников, виновных в смерти Сергея Магнитского, а против нарушителей прав человека во всем мире, даже называли «менее обидным» для России. В результате сложной политической борьбы, в которой переплелись отмена поправки Джексона—Вэника и вступление России в ВТО, «закон Магнитского» был принят в версии палаты представителей — только в отношении российских чиновников. Таким его подписал Обама, одновременно с «отменой Джексона—Вэника».

Впрочем, инициаторы и авторы «акта Магнитского» в обеих палатах конгресса чрезвычайно недовольны тем, как он выполняется администрацией Обамы. В апреле 2013 года минфин США опубликовал «список Магнитского», состоящий из 18 фамилий. Для сравнения: автор принятой конгрессом версии «акта Магнитского» конгрессмен-демократ Джеймс Макговерн передал в Белый дом список из 280 фамилий. Прошел год с момента действия закона, а «список Магнитского» больше не расширялся. Администрация Обамы (Государственный департамент и министерство финансов) не представила конгрессу своих предложений по расширению списка. Не обнародован и так называемый «закрытый список», в который, по данным газеты «Нью-Йорк таймс», входит президент Чечни Рамзан Кадыров. Но поскольку он (список) по-прежнему закрыт, проверить, кто в него реально входит, невозможно. Авторы законопроекта S 1933, который можно назвать «глобальным законом Магнитским», Кардин и Маккейн считают, что все имена должны быть открыты общественности. В этом смысл закона — через открытые списки тех, против кого Америка применяет свои санкции, остановить новых нарушителей прав человека, исполняющих чьи-то приказы сверху, и тех, кто эти приказы отдает.

Почему буксует «закон Магнит­ского»? Самое популярное объяснение на Капитолийском холме — администрация Обамы, следуя курсом «реальной политики», не хочет идти на ухудшение отношений с Москвой в свете переговоров по Сирии и Ирану, которые Белый дом называет своими «внешнеполитическими прорывами».

«Почему администрация не расширяет «список Магнитского» по прошествии года, то есть нарушает действие закона?» — этот вопрос на сенатских слушаниях, посвященных кризису в Украине, законодатели адресовали помощнику госсекретаря по делам Европы и Евразии Виктории Нуланд. Из ответа дипломата следует, что Госдепартамент и минюст в середине декабря прошлого года представили конгрессу отчет, как выполняется «акт Магнитского», а точное время принятия списков с новыми именами в законе «не оговорено». «Над этим в ближайшие недели продолжится работа», — заверила сенаторов Нуланд, «главная по России» в ведомстве Джона Керри. Такой ответ не устроил многих законодателей.

«Конгресс принял «закон Магнитского» в 2012 году, чтобы продемонстрировать, что Соединенные Штаты решительно поддерживают тех, кто борется за гражданские права и обеспечение законности в России, — заявил сенатор Маккейн в связи с новой инициативой. — Одобренный обеими партиями законопроект расширяет масштабы этой деятельности, обеспечивая ответственность тех, кто грубо нарушает права человека в разных странах мира. Выступая в защиту законности и устанавливая ответственность за нарушения основных прав человека, наша страна руководствуется традиционными ценностями».

Инициатива Кардина и Маккейна легко уязвима, потому что в ответ Америке «вспомнят всё»: от линчевания негров до прослушки Ангелы Меркель, от Гуантанамо до иракской тюрьмы Абу-Грейб. Найдется масса желающих напомнить, как плохо обстоят дела с правами человека в США, и о неизбежном «симметричном ответе». Впрочем, авторы закона Кардин и Маккейн согласны с тем, что борьбу за права человека всегда нужно начинать с себя.

Вашингтон

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow