СюжетыОбщество

Референдум поставлен под вопрос

Первый за последние 20 лет референдум в Москве, скорее всего, не состоится: попытка его организовать обернулась скандалом

Этот материал вышел в номере № 5 от 20 января 2014
Читать
Первый за последние 20 лет референдум в Москве, скорее всего, не состоится: попытка его организовать обернулась скандалом

Ожесточенные споры вокруг платных парковок породили идею провести референдум, организовать который вызвалось московское отделение «Справедливой России». Весь месяц эсеры собирали подписи в поддержку своей инициативы, но в субботу, последний день сбора, объявили: референдум, судя по всему, отменяется. Они признают: более 24 тысяч подписей оказались фальшивыми.

Проводить проверки еще в конце прошлой недели собралась московская прокуратура. «В связи с сообщением средств массовой информации о подделке подписей за инициированный партией «Справедливая Россия» референдум о платных парковках, с привлечением к этому студентов столичных вузов, прокуратурой города Москвы организована проверка. <…> По результатам, при наличии оснований, будут приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования, вплоть до инициирования уголовного преследования виновных лиц», — сообщается на официальном сайте.

По сложившейся традиции, скандал начался с сюжета, показанного в программе «Чрезвычайное происшествие» на НТВ: по версии журналистов канала, в одном из московских офисов около 20 студентов две недели заполняли подписные листы. На видео действительно более десяти молодых людей, которые начинают собирать свои вещи и покидать кабинет при виде журналистов с камерами; видеоряд продолжается снятыми крупным планом подписными листами, оставленными на столах, рядом с ними лежат списки имен москвичей с указанными адресами и паспортными данными. «Откуда в распоряжении организаторов референдума оказались личные данные десятков тысяч москвичей, неизвестно», — сообщает телеканал. Одна из девушек признается на камеру: за подделку листов им платили, тариф — 4 рубля за лист.

Теперь справедливороссы намерены инициировать расследование, чтобы привлечь к ответственности нечестных сборщиков. В ближайшее время они направят свое обращение в прокуратуру.

На этот референдум рассчитывали многие автовладельцы. Напомним, платной парковка в пределах Бульварного кольца стала с 1 июня 2013 года: 50 рублей в час. Штраф за неуплату — 2500 рублей. Противники идеи возмущались: что теперь делать тем, кто работает в центре? И подсчитывали, что поездки на работу на автомобиле станут теперь серьезной статьей расхода — в среднем минус 8—10 тысяч из ежемесячного бюджета.

С 25 декабря зона расширилась — теперь платить придется всем автомобилистам, оставляющим машину внутри Садового кольца. Возросла и цена: внутри Садового стоимость — 60 рублей в час, внутри Бульварного — 80 рублей в час.

Главная продекларированная задача столичных властей — разгрузить центр, который ежедневно простаивает в многокилометровых пробках. А нежелание расставаться с несколькими сотнями рублей каждый день должно было, по задумке, частично решить эту проблему. С тем, что делать что-то надо, согласны все. У экспертов вопрос скорее не к самой идее, а к ее исполнению.

— Мы не против платной парковки как таковой, — говорит Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России. — Но давайте разделять парковку и стоянку. Если бы власти оборудовали паркинги в центре города, как это делается в Европе, одно дело. Но когда автовладелец оставляет машину вдоль дороги — это стоянка. Почему он должен за стоянку вдоль дороги платить, это что — налог или плата за некую услугу? И это никак не разгружает город: припаркованные машины как занимали часть улицы, так и занимают дальше.

Стать рупором рассерженных горожан решила «Справедливая Россия». Что вполне разумно: на носу предвыборная кампания, у партии рейтинги в столице невысоки, а тема актуальна и для многих болезненна. Тем более что московские власти поначалу не чинили особых препятствий — наоборот, согласились на проведение референдума.

Правда, правила игры назначили непростые — собрать 143 531 подпись (2% московских избирателей) за месяц, в который попали все новогодние праздники и каникулы. Инициативную группу референдума зарегистрировали 19 декабря — в минувшую субботу как раз завершился отведенный на сбор подписей месяц.

Муниципальный депутат-эсер Илья Свиридов, глава общественного штаба референдума, рассказал «Новой», что подписи собирались двумя способами: волонтерами (которых координировал штаб) и платными сборщиками, найденными через рекрутинговые компании (ими руководило московское отделение «Справедливой России»).

На референдум планировали вынести четыре вопроса: поддерживаете ли вы расширение зоны платной парковки до пределов Садового кольца? Считаете ли вы необходимым введение платных парковок за пределами Садового кольца? Считаете ли вы необходимым предоставить жителям — резидентам зоны платной парковки право бесплатной парковки по месту жительства? Поддерживаете ли передачу органам местного самоуправления полномочий по администрированию зоны платной парковки?

Вопросы, кстати, у многих вызвали неодобрение.

— Такой референдум не смог бы отменить платные парковки, речь идет только о зоне их распространения, — говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Вывод: все, кто проголосует, автоматически поддержат платные парковки как минимум в пределах Бульварного кольца.

Проблемы начались с самого начала. 30 декабря в Мосгоризбиркоме преподнесли сюрприз: сообщили, что Мосгордума приняла поправки к закону о референдумах, и теперь изменилась форма подписного листа. В результате 20 тысяч подписей были собраны по форме старого образца.

В штабе говорят: власти постоянно чинили препятствия, усложняя сбор подписей. Так, 12 января на улицах появились информационные кубы, которые то ли в память об избирательной кампании Навального (который первым прибег к такой форме агитации), то ли по какой еще причине вызывали сильное недовольство сотрудников правоохранительных органов, а сотрудники управы Замоскворечья потребовали даже разобрать куб и вызвали рабочих для демонтажа — но в последний момент сменили гнев на милость и куб оставили. Впрочем, один из кубов, установленный напротив Мосгордумы, все-таки исчез в ночь на 15 января: его дальнейшая судьба неизвестна.

Волонтерам ставили палки в колеса всеми возможными способами. Так, их отказались пускать в метро для сбора подписей — чтоб не мешали потоку людей и не нарушали некие требования безопасности. У агитаторов регулярно проверяли документы, несколько раз людей задерживали, чтобы выяснить, на каком основании они собирают подписи, — в результате волонтеры по несколько часов проводили в отделении.

Поэтому, говорит Александр Агеев, глава московского отделения «Справедливой России», к такому развитию событий были готовы: сюжет НТВ он называет «провокацией». По его словам, еще в начале января эсеры получили от «доброжелателей» предупреждение о том, что готовится нечто подобное.

— Проверять все подписи самим было физически невозможно, — объясняет Свиридов. — Поэтому старались выявлять подозрительные листы: например, заполненные одним и тем же почерком. Тогда данные, внесенные в списки, сверяли с базой ФМС — и часто находили расхождения.

В четверг вечером организаторы штаба отдали подписные листы на проверку «содружеству экспертов МГЮА имени О.Е. Кутафина», которые выяснили, что из 140 тысяч подписей 24 тысячи поддельные. Поэтому руководство «Справедливой России» решило в принципе не сдавать их в Мосгоризбирком – все равно забракуют.

Была ли то провокация со стороны или недосмотр инициаторов референдума – вместо политического трамплина тема платных парковок во время предвыборной кампании станет для эсеров больной мозолью. Сорвавшийся референдум вряд ли поможет им завоевать симпатии москвичей. Жалко в этой ситуации прежде всего автовладельцев: выходит, им теперь не удастся донести свою позицию до столичных властей.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow