Сюжеты

Дорога к счастью

Поправки, предложенные Госдумой в Градостроительный кодекс, могут лишить народ права решать, где и когда их взору предстанут новые трубопроводы, ЛЭП и линии связи

Фото: «Новая газета»

Экономика

Семен ЛаскинНовая газета

 

Поправки, предложенные Госдумой в Градостроительный кодекс, могут лишить народ права решать, где и когда их взору предстанут новые трубопроводы, ЛЭП и линии связи

Вы думаете, ваш дачный участок принадлежит Вам? Вы полагаете Ваш огород - Ваша неприкосновенная собственность?  Вам кажется что парк, который Вы видите из окна, будет радовать Ваш взгляд до старости?  

Если поправки в Градостроительный кодекс, внесенные в Госдуму 31 декабря 2013 года будут приняты, то  все вышеуказанные утверждения станут более чем сомнительными. Над вашими домами проведут линии электропередач, даже не спросив вашего мнения, а по границе вашего участка неожиданно проложат платную дорогу из Пекина в Париж. Законопроект предполагает отказ от публичных слушаний при строительстве так называемых линейных объектов — железнодорожных и автодорог, трубопроводов, ЛЭП, линии связи и т. д.

Ну, зачем, в самом деле, обсуждать с народом, где для его блага проложат дорогу? Зачем ставить прогресс в зависимость от местечковых интересов несознательных граждан? Не лучше ли оставить «компетентным инстанциям» решать, где проложить нефте-Путе-что-нибудь-провод, а затем поставить население перед фактом? 

Общественная Палата РФ назначила на 4 февраля общественное обсуждение поправок в ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, которые лишают жителей права голоса. Некоторые члены палаты предполагают, что поправки нарушают даже конституционные права граждан. Вопрос этот вовсе не частный. От решений о прокладке дорог, ЛЭП, трубопроводов сегодня во многом зависит вектор развития страны на многие годы вперед. Это кровеносные жилы современной экономики, от конфигурации которых зависит, кому она служит: народу или горстке избранных, продающих ресурсы за рубеж. 

Вот наглядный пример: пограничный переход Покровка – Логухэ  в Богом забытом Могочинском районе  Забайкальского края. «Новая газета» 1 мая прошлого года уже писала о том, как китайская компания «Син Бан» (русский псевдоним - ЦПК «Полярная») фальсифицировала результаты общественных слушаний о создании целлюлозного завода в поселке Амазар. Слушания показали несостоятельность проекта, но не повлияли на получение им благословлений во всех государственных инстанциях. Китайской стороне, чтобы максимизировать прибыль, также необходимо создание нового транспортного коридора из РФ в КНР, благо по прямой от Амазара до китайского Мохэ всего сотня километров.  

В прошлом веке губернатор Гениатулин уже добился открытия здесь перехода для «нужд лесной промышленности». Пункт перехода являлся сезонным, работал только зимой, и предназначался для вывоза древесины, добытой ООО «Сосна» (дочкой печально известной «Забайкальской инвестиционной компании»). Тогда в новую брешь из Китая  в Россию  хлынули полчища лесорубов, а в обратном направлении лавиной поплыл круглый лес. В качестве «фигового листка», прикрывающего грабеж, в 2002 году заключили соглашение с провинцией Хейлунцзян о создании в Амазаре целлюлозного производства. Пока исправно работал переход, этот проект оставался на бумаге. Переход на Покровке практически бесконтрольно эксплуатировался лесопромышленными компаниями и был со скандалом закрыт к 2008 году, т.к. слишком очевидно способствовал разграблению лесных ресурсов без всякой пользы для экономики. А к 2012 году общий экспорт леса в Китай из Забайкалья по всем переходам катастрофически сократился в связи с исчерпанием легкодоступной лесосырьевой базы. Жители и организации лесного края с трудом сами себя обеспечивают строительной древесиной. На космоснимках забайкальские леса выглядят как лоскутное одеяло вследствие пожаров и рубок. К югу от Амура и Аргуни такая же тайга в Китае гораздо меньше пострадала от пожаров, а рубки там сейчас строго запрещены, зато вдоль границы с Россией вытянулись целых четыре природных заповедника. 

Фото: olegkorsun. Синяя линия - границы Забайкальского края, черное - степи, зеленое - лес, красным показаны участки, испытавшие обезлесивание за последние 10 лет. В нижнем правом углу - Китай. 

Но остались еще и в Забайкалье отдаленные районы, такие как Красночикойский на западе и Могочинский на востоке, где лесорубам есть, чем поживится. В этих углах лесные аренды китайских и ассоциированных с ними российских компаний за последние 5 лет только расширились и укрепились, и теперь им принадлежит 40% близлежащих лесных территорий края прямо вдоль границы в трех районах на востоке края. В Могочинском районе в такой аренде более 800 тысяч гектаров. Жители Амазара, отапливающие дома дровами, не могут получить деляны для выпиловки дров — вокруг поселка просто-напросто не осталось свободных участков. 

Все это время китайской стороной и их российскими партнерами активно продвигается проект «развития таможенного перехода» - сиречь настоящей дороги - ответвления с федеральной трассы «Амур», с мостом через реку Амур и даже с железнодорожной веткой в Китай. В обосновании этой схемы прямо сказано, что дорога окупится, только если помимо целлюлозы ежегодно будет экспортироваться еще 1 миллион кубометров лесоматериалов и древесины. На  слушаниях по целлюлозному комбинату местные жители  высказали множество опасений, связанных со следствиями  создания комбината и нового тракта в Китай. Главное из них  -  полная утрата конкурентоспособности для любого независимого от китайской стороны российского бизнеса в приграничных районах. Людей  также беспокоит, что строительство моста через Амур и автодороги Покровка – Амазар, создание крупного китайского анклава в поселке Амазар и размещение тысяч китайских лесорубов в тайге на территории нескольких районов края приведет к резкому ухудшению условий их жизни. Старожилы Амазара попросту станут гостями на своей земле.

Летом 2013-го местный могочинский народ был окрылен слухом о том, что на требование ЦПК «Полярная» о содействии открытию перехода ВРИО губернатора Забайкалья  публично предложил китайским представителям хотя бы  обеспечить доход российским железным дорогам, а не мостить новую дорогу. Но радость длилась недолго. В январе в читинскую прессу просочилось  письмо уже полноправного губернатора Забайкальского края Константина Ильковского на имя руководителя Федеральной таможенной службы РФ Андрея Бельянинова: «Во избежание срыва работ по реализации проекта Амазарского ЦБК правительство Забайкальского края обратилась в правительство РФ с ходатайством о временном открытии пункта пропуска «Покровка-Логухэ» в сезоне 2014 года. В 2014 году ООО «ЦПК Полярная» планирует осуществить ввоз из Китая в Россию до 25 тысяч тонн грузов, включающих материалы для строительства целлюлозного завода и крупногабаритное оборудование, предназначенное для производства целлюлозы. Часть грузов (около 2 тысяч тонн) представлена негабаритным оборудованием, транспортировка которого возможна только специальными автомашинами, которые из-за своих габаритов не могут пересечь границу ни в одном из действующих автомобильных пунктов пропуска Забайкальского края», - говорится в документе. По словам забайкальского министра международного сотрудничества Баира Галсанова, чтобы ускорить дело Константин Ильковский также направил подобные письма с просьбой поддержать ходатайство Забайкальского края в Росграницу, Пограничную служба ФСБ России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Минрегион России и Минпромторг России...

Причины срочного открытия перехода в письме указаны самые странные. На границе с Забайкальем находится крупнейший в Китае  автомобильный и железнодорожный переход Манчжурия-Забайкальск, через который до сей поры ежегодно доставлялись миллионы тонн самых разных грузов. Кроме этого между двумя нашими странами существует еще 20 пограничных переходов на любой вкус, включая возможность доставлять грузы по реке Амур. Чтобы усомниться, что именно переход Логухэ - Покровка, да еще и разделенный рекой, абсолютно необходим для доставки негабаритных высокотехнологичных грузов, достаточно посмотреть на хибару таможенного поста, сиротливо стоящую на берегу Амура или раз проехаться по этой дороге. Местные амазарские водители, прежде чем ехать в Покровку, всегда спрашивают знакомых в погранотряде или ближайших охотничьих заимках, проезжая ли сегодня дорога... Но, в России,  где нет ничего более постоянного, чем временное, для спешки с «временным» открытием перехода наверняка  есть иные веские причины.

Фото: olegkorsun. Пограничный переход Покровка - Логухэ - лучшее место для провоза негабаритного технологического оборудования?

Новые хозяева приграничных лесов (и русские, и китайские) спят и видят, когда же откроется эта прямая дорога, чтобы начать вывозить в Китай необработанную древесину. За несколько лет почти никто из арендаторов не вложил ни копейки в развитие её переработки на российской территории. На ЦПК «Полярная» построена одна маломощная показушная роботизированная линия для обработки древесины, но и та толком не эксплуатируется. На территории ЦПК гниют не менее 10 000 кубометров  заготовленной ранее древесины. Сам же целлюлозный комбинат неизвестно когда вступит в строй, и вообще не факт, что его строительство не является лишь прикрытием для начала лесного грабежа. Именно так обстоит дело в Приморье, раньше вступившем на этот скользкий путь. Приморские и амазарский проекты роднит принадлежность к «приоритетным проектам сотрудничества в области лесного хозяйства», которым от правительства РФ положены многие льготы и послабления. Вот цитата из отчета о проверке, проведенной Рослесхозом: «По инвестиционному проекту ОАО «Приморсклеспром» заводы по производству пиломатериалов в п. Светлая и п. Ольга и завод по производству клееного бруса в с. Чугуевка построены, вместе с тем, продукция на них не производится, обязательства по созданию рабочих мест не выполняются, при этом большая часть (85%) заготовленной в 2011 году древесины была направлена на экспорт в необработанном виде...».

Уничтожать леса было гораздо сложнее, пока был закрыт таможенный переход. Как только он откроется, то тут же рискует превратиться в ящик Пандоры. Забайкалье лишится последних участков настоящей тайги, а местное население - традиционного природопользования, а также уверенности в завтрашнем дне. Пока дорога не построена и брешь не пробита, целлюлозный завод при экспорте продукции по железной дороге еще может быть рентабелен, а вывоз древесины окружным путем по российским дорогам - нет. Таким образом, возрождая таможню на Покровке, правительство РФ откроет канал для вывоза древесины из региона со страшным обезлесиванием в самую лесную провинцию Китая.

Поправки, предложенные в Градостроительный кодекс, делают  все население страны немыми заложниками  проектов линейной инфраструктуры, подобных амазарскому.

Ряд экспертов уже высказал опасения, что при отсутствии слушаний и реального учета мнения жителей резко увеличится  количество прямых столкновений между местными и строительными компаниями подобных тому, что было в Химкинском и Цаговском лесах. 

Амазарский опыт полностью подтверждает эти опасения. Поселковая администрация, активно поддерживающая все китайские начинания, летом 2013 года тихой сапой выдала очередное незаконное разрешение на добычу гравия и песка, чтобы латать "китайскую" дорогу  Амазар-Покровка. Но на этот раз место под карьер было определено на склоне красивой сопки, возвышающейся над поселком. Простые жители на этот раз не стерпели, вышли наперерез китайским тракторам и несколько часов стояли живым щитом, пока работники ЦПК «Полярная» не убрались восвояси. Теперь, если поправки примут, видимо, придется тиражировать подобный опыт в масштабах всего российского государства.

 

Амазар – Покровка – Пекин 

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera