СюжетыКультура

Палата общин №13

Легендарная комедия МХТ: дубль два!

Этот материал вышел в номере № 7 от 24 января 2014
Читать
Легендарная комедия МХТ: дубль два!
Изображение

Комедия «№13» Рэя Куни в постановке Владимира Машкова с Авангардом Леонтьевым, Евгением Мироновым, Игорем Золотовицким гремела в Камергерском свыше десяти лет: гэги и бру-га-га, депутат большинства и секретарша оппозиции в пятизвездочном отеле во время судьбоносных для нации парламентских дебатов, лондонское небо в клеточку (шотландскую, конечно, а не бутырскую), частный сыщик — жертва долга и три сложносочиненных адюльтера, мнимые трупы в шкафах, нахмуренные лбы московских эстетов, бешеные цены на билеты — все было! И все это было на момент премьеры изрядной экзотикой для народонаселения.

Потом «самый смешной спектакль Москвы» на два года сошел с афиш.

В январе 2014-го Машков поставил в МХТ новую версию — «№13D». Авангарда Леонтьева в главной роли сменил Игорь Верник. Строгую сестру-сиделку теперь играет Ирина Пегова. Леонид Тимцуник в роли бездыханного «тела мужского средних лет» (и хореографа спектакля) оказался незаменим.

Лондон у Рэя Куни не только зажигает, но и искрит. В величественном отеле «Вестминстер» с видом на Темзу и Биг-Бен (сценография Александра Боровского) пятиметровые двери номеров блистают белизной, как в Букингемском дворце, фурнитура сияет начищенной бронзой, хорошенькие и ужасно визгливые горничные-китаянки носят полный шотландский прикид (включая мини-килты по самое не могу), а Управляющий (Сергей Беляев) — сама респектабельность.

Но все розетки-выключатели щедро искрят бенгальским огнем старой проводки. Немыслимые люстры ар-деко висят на честном британском слове — и включаются, если топнуть ботинком о паркет. Дверцы шкафов разболтаны. А главное — огромное окно (оно по славной английской традиции не распахивается, а подымается вверх) — падает вниз, не держится на стертых шарнирах рамы. Многопудовый артефакт способен зашибить (и зашибает!) персонажей до полусмерти. Это не менее важно для сюжета, чем тяга лошадей к соломенным шляпкам в комедии Лабиша. Но в аварийно-эксклюзивном величии «Вестминстера» можно увидеть и портрет… Да что хотите: нужное подчеркнуть!

…И чего пересказывать сюжет? Все равно окончится хеппи-эндом. Столп Отечества, помощник премьер-министра, депутат правящей партии, холеный призовой идиот мистер Уилли (Игорь Верник), его секретарь Пигден, вполне стоящий шефа (Сергей Угрюмов), ослепительная секретарша оппозиции Джейн в кокетливом кружевном корсете, панически прикрывающая тылы клатчем (Паулина Андреева), цветущая бальзаковским изобилием плоти миссис Уилли (Кристина Бабушкина) в алом дезабилье, муж секретарши — необъятный байкер Ронни с интимными проблемами, частный сыщик в стабильном обмороке, строгая мама секретаря, сестра-сиделка и плюшевая собачка, юный коридорный Джек Пот, умело сдирающий мзду за каждую глупость VIP-клиентуры (Андрей Бурковский) — все два с половиной часа мечутся по сцене в неостановимой, почти мюзик-холльной по пластике, бравурной комедии положений, нагнетая нелепости, самозабвенно привирая, прыгая из шкафа в постель, из лифта в бассейн, из объятий чужой жены в инвалидную коляску…

Все это, напомним, вместо судьбоносных парламентских дебатов. Уже смешно.

За годы, прошедшие с премьеры первой версии, и наши депутаты, секретарши и коридорные обрели некоторый лоск (возможно, отчаянно модный спектакль «№13» многим служил пособием). Хотя проблему кворума в Думе не решило и это.

Так что — оно не только смешно-смешно, но и актуально.

Отчаянный фарс сыгран отчаянно и фарсово: прежняя версия «№13» была нежнее. Вообще-то англомания на Руси обычно есть форма психотерапии: как-то утешительно воздействуют они на нас — с ихними Диккенсами и ихними Хогвартсами, садами, таксами и проницательными старыми девами… Но МХТ им. Чехова нашел (среди множества других, глубоких и замечательных линий развития!) свою форму англомании для большой сцены, с крепким привкусом stand-up comedy: «Пиквикский клуб», «Примадонны», теперь и «№13D». И живут эти спектакли в репертуаре подолгу: широкий зритель голосует за них.

Почти каждому из актеров, занятых в премьере, зритель со стажем мог бы пробурчать: вы, сэр, и вы, миледи, играли прежде в иных комедиях тоньше — и мы смеялись совершенно иным смехом. Но труппа МХТ честно сжигает в «№13D» — c ее отчаянным темпом, острым хореографическим рисунком, гэгами, акробатическими номерами в инвалидной коляске и визгом полуголых дам в стенных шкафах — немереные объемы энергии. Так что, видимо, какой-то площадной витамин, необходимый самой природе лицедейства, в спектакле есть.

Финал премьеры-2014 решен в новейших технологиях: мультяшная чайка взмывает с крыши Биг-Бена, летит над Лондоном и Парижем, пикирует на Кремль, подшибив на башне двуглавого орла, свистит по ночному (и замечательно красиво снятому — без всяких оцифровок и подтасовок!) Камергерскому переулку.

И лихо, как Микки-Маус в мешок с мукой, плюхается на родной занавес.

…Глядь — а и занавес МХТ в «№13D» подменный: алый вырвиглаз, мелкоклетчатый — как штаны Коровьева. Аплодисменты переходят в овацию.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow