СюжетыСпорт

Командная алхимия

О медалях думать рано, об игре — самое время

Этот материал вышел в номере № 9 от 29 января 2014
Читать
О медалях думать рано, об игре — самое время

фото РИА Новости

Сегодня часть олимпийской сборной России соберется в Казани, чтобы с приданными ей в помощь спарринг-партнерами начать подготовку непосредственно к Играм. Этот «домашний» вариант главной команды уже в Сочи проведет два контрольных матча со сборными Швейцарии и Латвии, и только 10 февраля после прилета заокеанского десанта олимпийская сборная соберется целиком.

На все про все у главного тренера Зинэтулы Билялетдинова и его штаба будет три дня. Плюс десять дней, если турнир вплоть до финала сложится таким образом, каким его жаждет увидеть страна. Президент Федерации хоккея России, трехкратный олимпийский чемпион Владислав Третьяк задачу обозначил сурово: золотые медали.

Соперники, рассуждая о шансах, почтительно соглашаются с отведенной сборной России ролью фаворита, но про себя думают совсем иначе — как, впрочем, и некоторые букмекерские конторы, отдающие предпочтение канадцам, американцам и шведам. Есть еще финны, чехи и словаки, и ни от одной из этих сборных обязательного золота никто не требует.

Нам бы тоже не забивать голову всякой чепухой и о наградах пока не думать. Надо думать об игре. О командной химии и командном духе, без которых медалей не видать и которых нам так не хватало практически на всех зимних Олимпиадах с участием сборной России. Мы и в финале-то были всего однажды — в Нагано-1998, олимпийских провалов у нас больше, чем достижений, так что шапками всех закидывать не с руки.

Тем более что приходящие с ледовых арен и из штаба сборной вести вызывают разноречивые и даже противоречивые чувства. Если все сложится, как надо, грош цена нашим сомнениям и нытью. Только не надо подводить их под злопыхательство, отсутствие патриотизма и неверие. Вера вообще — чувство слепое, оставим ее юным и небитым, а мы-то всякое повидали и на чем только не обжигались.

Так вот, в концепцию формирования сборной, с которой можно было соглашаться или не соглашаться, но которую приходилось принять, еще задолго до первого матча вмешалась реальность. Да так, что казавшаяся стройной и логичной схема чуть не полетела ко всем чертям.

Схема

Против утверждения, что состав сборной должен быть сбалансированным, что кто-то может феерить, а кто-то должен и рояль таскать, возразить нечего. Я долго ждал, когда Зинэтула Билялетдинов, наконец, исчерпывающе выскажется по поводу отсутствия в его идеальной команде такого умного бомбардира, как Сергей Мозякин (о его блестящем партнере по «Магнитке» Данисе Зарипове речь в последнее время уже не шла), и он сказал то, что ожидалось: бомбардиров хватает, нужны «чернорабочие», умеющие и звезд соперника сдерживать, и в меньшинстве играть.

По поводу переполнения сборной бомбардирами со снайперским уклоном я бы поспорил: из стабильно забивающих на сегодняшний день в олимпийском составе оказался один Александр Овечкин, манера которого изучена ведущими защитниками конкурентов от и до. Евгений Малкин в его нынешнем вполне приличном состоянии больше распасовщик, Павел Дацюк, о котором речь впереди, никогда снайпером и не был, суперлидер домашнего разлива Александр Радулов заброшенными шайбами отмечается редко, а звездный Илья Ковальчук уже забыл, когда забивал не в пустые ворота и не в Матче звезд. Из призванных в олимпийскую сборную местных в тридцать лучших бомбардиров и снайперов Континентальной хоккейной лиги входят по два (!) человека, располагающиеся далеко не на первых местах (Ковальчук и Радулов, Тихонов и тот же Ковальчук). «Креативщиков» действительно хватает, а забивать-то кто будет?

Ну хорошо, будем считать, что былые навыки лидеры по ходу турнира вспомнят. Хуже оказалось с предполагаемым четвертым «оборонительным» звеном, под которое призывались московские динамовцы Сергей Соин и Денис Кокарев. Я, честно говоря, не помню, чтобы подобная «линия сдерживания» приносила сборной какие-то дивиденды и не давала развернуться ведущему звену серьезного соперника, но тут дело даже в другом — и Соин, и Кокарев с разницей в несколько дней получили травмы с неясной перспективой быстрого выздоровления.

Когда место Соина занял двукратный чемпион мира и многолетний партнер Овечкина еще по «Вашингтону» Александр Семин, форма которого совсем недавно не устраивала штаб сборной, я было подумал, что концепция меняется и что Билялетдинов готов отойти от схемы и рискнуть. Семин как раз бомбардир, пусть и нестабильный, к форвардам оборонительного плана его никак не отнесешь. Ну и в связи с форс-мажорными обстоятельствами Кокарева подобным же образом «от противного» мог заменить человек-гол Мозякин (гремевшее в прошлом локаутном сезоне магнитогорское суперзвено Мозякин—Малкин—Кулемин восстанавить легко), лучший бомбардир питерского СКА Артемий Панарин, на худой конец универсал Александр Бурмистров.

Думали долго, взяли казанца Александра Свитова. Габаритного, тяжелого, неповоротливого, который может потолкаться, но из-под которого вывернется любой юркий форвард, не то что Сидни Кросби. То, как объезжали «стоячего» Свитова в прошлом году на чемпионате мира в Хельсинки американцы, я слишком хорошо помню. Так и получилось в связи с заменами — ни два, ни полтора. Баланс вроде бы частично соблюден, но кому нужно четвертое звено, которое и не забивает, и в обороне особой пользы не приносит, которое при неблагоприятных обстоятельствах, возможно, просто придется снимать с игры?

Кстати, ни канадцы как главные приверженцы подобной системы, ни другие главные конкуренты, рабами ролевой схемы, судя по представленным составам, не стали. А если вспомнить отечественные традиции, которые замечательному защитнику Билялетдинову известны не понаслышке — форвардов, чьим главным достоинством является разрушение, в сборной в прежние времена вообще не водилось. Наши нападающие могли разрушать, заставляя соперников обороняться.

Может, это взгляд слегка устаревший и слишком романтический. Но почему-то мне кажется, что копировать всегда хуже, чем развивать и приумножать свое. Тем более что люди-то для этого приумножения, слава богу, пока еще есть.

Капитан

Уникальность Павла Дацюка очевидна. Он выдерживает любые сравнения с великими форвардами прошлого, умеет все, на площадке — истинный творец, вне ее — харизматичен, ироничен, авторитетен. Но есть две вещи, которые обойти никак нельзя. Первая касается нынешнего состояния здоровья 35-летнего нападающего «Детройта», вторая — назначения его капитаном олимпийской сборной.

На фоне того, что Дацюк уже месяц не выходит на площадку из-за травмы паха, «штабные» разговоры о том, что в олимпийский состав могут войти исключительно здоровые хоккеисты, кажутся лукавством. Или же жесткие требования касаются только «местных» и совсем не относятся к игрокам Национальной хоккейной лиги. Павел неоднократно подтверждал, что к Олимпиаде будет здоров, но успеет ли он до отлета в Сочи хоть немного «вкатиться»? Защитник Алексей Емелин или пропускает матчи, или играет на уколах. Только что восстановились Александр Овечкин и Владимир Тарасенко, долго не играл Евгений Малкин, травмирован защитник «Коламбуса» Федор Тютин, и этими именами список проблемных энхаэловцев, звездных и не очень, далеко не исчерпывается.

Понятно, что Дацюк команде в Сочи необходим в любом состоянии и не прилететь может только в самом крайнем случае. С капитанством сложнее — Павел неоднократно отказывался от капитанской нашивки не из-за каприза, а, очевидно, имея основания трезво оценивать свои возможности. При всей харизматичности он не из тех лидеров, которые способны поднять партнеров на «последний решительный», как искуснейший мастер он может зажечь своим примером, но иногда этого мало. Капитан в идеале — человек с особой энергетикой, такими были все, или почти все, капитаны победных сборных СССР и России.

Таким мог быть в нынешней сборной Илья Ковальчук, но сегодняшняя форма питерского армейца и героя двух чемпионатов мира позволяет рассматривать его разве как кандидата в знаменосцы на торжественной церемонии открытия, а совсем не в качестве лидера «золотой» сборной. Исходя из принципа «в сборной должны играть сильнейшие» Ковальчук вообще мог не пройти в состав — сумма предыдущих заслуг вроде как не должна ничего определять, но это, как и в случае со здоровьем будущих участников, — больше декларация, нежели руководство к действию. Да и трудно представить, что началось бы, если бы Билялетдинов отцепил кого-то из «неприкасаемых»…

А вот «шкурить» их Зинэтуле Хайдаровичу придется. Мне кажется, прошлогоднего жестокого финского урока ему хватило. Он вообще, в отличие от дуэта предшественников, особой воли звездам не дает и на их полную самостоятельность не рассчитывает (все разговоры о том, что приедут мастера и сами во всем разберутся, могут легко привести к позору, аналогичному Ванкуверу-2010). Но и зажимать в тиски схем креативную бригаду тоже опасно.

По жердочке придется проходить, по тоненькой и шаткой. Никто не вспомнит про тех, кого могли взять, но не взяли, только в одном-единственном случае.

Но я же сам сказал, что про этот случай думать пока не стоит. Рано еще думать.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow