СюжетыКультура

Афиша

Культурные события следующей недели

Этот материал вышел в номере № 10 от 31 января 2014
Читать

С 24 января в ФОТОДОКе открыта выставка известного журналиста и фотографа, лауреата World Press Photo и премии Союза Журналистов РоссииВиктории Ивлевой «Мир и Война. Из прежней жизни понаехавших». Особый интерес Виктории Ивлевой в журналистике - обычная жизнь простых людей в бывших республиках Советского Союза. Она освещала большинство межнациональных конфликтов, начиная с войны в Карабахе, работала с Международным Комитетом Красного Креста в Таджикистане и в лагерях беженцев в Афганистане.

Результатом путешествия по странам бывшего Советского Союза в 2006-2007 годах стала серия репортажей в «Новой газете» «СССР – продукт после распада». На нынешней выставке представлены черно-белые снимки малоизвестной у нас гражданской войны в Таджикистане (1991—1993) и фотографии мирной жизни народов страны с советского времени до наших дней.

Виктория Ивлева считает, что «самая страшная болезнь, охватившая Россию за последнее время, – это социальная ксенофобия. Мне бы хотелось напомнить еще раз тем, кто судит о качестве человека по цвету волос, кожи, разрезу глаз и фасону одежды, что все мы совершенно равны на этой планете, и все мы в этом мире в какой-то мере понаехавшие, поэтому нет никакого повода относиться друг к другу с пренебрежением и ненавистью».

Именная летопись журналистики

Издательский дом «Журналист» выпустил уникальную книгу – «Журналисты России.XX-XXI. Справочно-энциклопедические издание». В 1000-страничном томе собрано более восьми тысяч биографий отечественных журналистов. На страницах книги соседствуют журналисты разных взглядов и направлений – «красные» и «белые», «либералы» и «консерваторы», «государственники» и «оппозиционеры». Среди них и патриархи прессы (Амфитеатров, Гиляровский, Дорошевич), и журналисты советских/российских СМИ – от «золотых перьев» районного масштаба до нынешних властителей дум вроде Дмитрия Быкова, Александра Проханова, двух Киселевых (Дмитрия и Евгения) и др. Подробно представлены коллективы ведущих СМИ — «Известий», «Комсомольской правды», «Литературной газеты», ИТАР-ТАСС, «Новой газеты», центральных каналов ТВ… Не забыты и журналисты, репрессированные в годы сталинизма, и их коллеги, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны. Пока тираж вышедшего первого тома составляет всего 1000 экземпляров, но ИД «Журналист» намерен продолжить проект.

На пороге музея

Художник-авангардист большой живописной одаренности и абсолютного, говорят, эстетического вкуса, Анатолий Зверев начал «карьеру» в конце 1950-х с того, что был отчислен из художественного училища «за формализм», фактически — за богемно-анархическое поведение, и получил, крася в Сокольниках заборы, Золотую медаль Международного молодежного фестиваля по настоянию небезызвестного мексиканца Сикейроса. В 1960-е и далее уже были квартирные выставки на родине и нормальные, в стенах галерей, за границей, приобретение его работ «Метрополитен-музеем», слава бродяги и модного портретиста, пьяницы и избранного. Тактильно ощущая живопись, Зверев нередко писал не кисточками, а пальцами, а иногда просто выдавливая на холст краски из тюбиков, и жизнь проступала из хаоса, и каждый мазок, словами Роберта Фалька, был наслаждением. В скором времени в столице откроется Музей Анатолия Зверева — «Музей АЗ». Это событие предваряется выставкой в «Малом Манеже», бесхитростно, но уместно названной «На пороге нового музея». В экспозиции представлено около 300 работ 1957–1960 годов, в том числе — открытия и находки, до недавнего времени неизвестные даже специалистам.

Георгиевский пер., 3/3. До 8 марта.

Хоть и относимые к «легендам русского рока» питерского разлива, «Странные игры»никогда этот самый «русский рок» не играли. Группа была нетипичной для андеграунда Северной столицы: коллектив индивидуальностей и полная демократия вместо конструкции «харизматичный лидер — все остальные». Можно сказать, что распад группы, собранной братьями Сологубами и гитаристом Александром Давыдовым на излете брежневской эпохи, был неизбежен изначально («Странные игры» выпустили всего два альбома в середине 1980-х). Музыка тоже была «неместная»: вместо общедоступного гитарного чёса — разухабистое ска, точное по стилю, с влиянием Madness и The Police, с включением Бетховена и «7:40», пресловутой «Феличиты» и, как тогда выражались, «Диппапл». И все это — на лирику французских поэтов XX века вместо самопальных текстов сомнительного качества. И даже распад этого «органичного ребенка петербургского хаоса» был созидательным: из него вышли «Игры» и «АВИА». В последующие годы группа собиралась лишь несколько раз для живых выступлений. Сегодня вечером в клубе «Манифест» состоится реюнион «Странных игр» — с концертами и переизданиями, как положено. Как надолго, сложно сказать. Несмотря на потери в личном составе (первым, еще в 1984-м, ушел Давыдов, Григорий Сологуб умер в 2009-м), Виктор Сологуб, Алексей Рахов, Николай Гусев, Александр Кондрашкин и другие намерены серьезно зажечь.

Ул. Мясницкая, 24 стр. 1. Начало в 20.00.

Проект «Эшколот» проводит в клубеLady Jane мини-цикл из двух лекций про изображение «того-что-не-поддается-изображению». Доктор искусствоведения Илья Родов 3 февраля поведет речь о том, как строгие конструкции из металла и камня воплощали изменчивые субстанции огня и света в синагогах Германии и Польши в Средние века и Новое время. 5 февраля в фокусе его внимание окажется то, как в восточноевропейских синагогах представляли имя Бога, согласно еврейской традиции, непроизносимое и священное, подобно тому как обличие Бога скрыто от человека, недоступно его разуму и не может быть воплощено ни в каком изображении. И тем не менее, начиная с XIX века, имя Бога часто изображалось в восточноевропейских синагогах. Буквы, не предназначенные для чтения, — Тетраграмматон — обозначали образ, недоступный для ви́дения. Вход на лекции «Изображение и воображение» свободный — при условии онлайн-регистрации на сайте проекта: www.eshkolot.ru, где, к слову, по уже установившейся хорошей традиции будет вестись прямая трансляция мероприятия.

Театральный пр-д, 3, стр. 3. Начало лекций в 20.00.

Из Сухума в Москву

Двенадцать лет оперная дива Хибла Герзмава проводила собственный фестиваль в родной Абхазии, приглашая музыкантов с мировой известностью и открывая новые имена. Фестиваль стал не просто праздником классической и джазовой музыки, но определенным образом вписался в национальный культурный контекст: специально для него труппа Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, ведущей солисткой которого Герзмава является, обогатила оперетту Штрауса «Летучая мышь» некоторыми фразами на абхазском языке, а фестиваль 2009 года был посвящен юбилею Фазиля Искандера. 6 февраля откроется XIII музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…» — впервые в Москве, на родной для певицы сцене Музыкального театра — концертом «Опера. Джаз. Блюз». Программу джазовых импровизаций и не только представит сама Герзмава и пианист Сергей Макеев с Джазовым оркестром театра.

Ул. Большая Дмитровка, 17. Начало в 19.00.

Двухсерийное наслаждение для меломанов в Большом зале Московской консерватории. Сегодня вечеромсам Кшиштоф Пендерецкий будет дирижировать Большим симфоническим оркестром им. Чайковского. В программе седьмая симфония Бетховена, из которой широкой публике больше всего знакома вторая часть Allegretto, и собственное сочинение великого польского композитора — концерт для скрипки и альта с оркестром. И если со вторым все очевидно, то о первом стоит заметить, что Пендерецкий в качестве интерпретатора очень тактичен и проницателен: никаких ревизионистских штучек, только сильный, целеустремленный Бетховен. Маэстро в этом году 80, но его трактовки венского классика по-прежнему энергичны, атмосферны и красноречивы. Во «второй серии» 6 февралявыступит известный европейский камерный оркестр «Виртуозы Италии» с программой высокого барокко из сочинений композиторов римской и венецианской школ: Корелли, Джеминиани, Альбинони, Тартини и, конечно же, Вивальди с его бессмертными «Временами года», где солирует первая скрипка оркестра Альберто Мартини. Превосходная музыка, превосходный ансамбль, с блеском постигающий барочный, классический и современный репертуар, при этом всегда мудро сохраняющий стиль и содержательность исполнения.

Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало концертов в 19.00.

Еврейское гетто в Литве. Семнадцатилетний Исаак Липман играет шахматную партию с немецким офицером, комендантом Адольфом Шогером. Ставка в игре — жизнь. Исаака и всего гетто. У мальчика есть пять братьев и сестер, есть отец Авраам Липман. Это разные характеры, разные взгляды на мир, на свое место в нем, на гетто, на способы выживания в несвободе и в предчувствии конца. Ничья в игре — надежда на хрупкое спасительное равновесие. Одновременно — это понятное, очень живое желание человека избежать самого страшного. Исаак боится выигрыша и одновременно стремится к нему, сознательно идя на смерть. Спектакль «Ничья длится мгновение» в Молодежном театре (РАМТ) 6 февраля — постановка почти неизвестного в России романа литовского писателя Ицхокаса Мераса, у которого идея предельности, крайней концентрированности человеческого существования в гетто подкреплена и усилена шахматной партией, которая организует не только сюжет романа, но становится исходной точкой спектакля. Режиссер Миндаугас Карбаускис продолжает свою линию: показывает человека в ситуации, которая меняет привычное течение жизни, заставляет сделать поступок, выбрать — восстать или смириться.

Театральная пл., 2. Начало в 19.00.

Фотографические координаты Литвы 1960-х уникальны. Находясь в широтах советской идеологии, она была достаточно удалена от центра, чтобы впитать общеевропейские фотографические тенденции, делать успешные попытки диалога с мировым фотосообществом. У многих авторов был доступ к западным изданиям и возможность отправлять свои работы на международные конкурсы и выставки. Работы литовских авторов отличались свободным подходом к выбору художественных приемов (резкие ракурсы, крупные планы, жесткая графичность, широкая оптика) и, в то же время, ярко выраженными национальной эстетикой и тематикой. Это удивительным образом сочеталось с самобытностью стиля каждого автора. Центр фотографии имени братьев Люмьер 5 февраля запускает третью часть проекта «Классика литовской фотографии» — «Гений места». Первая случилась пять лет назад и была ретроспективой Александраса Мацияускаса, вторая, «Западная фотография в СССР», в 2010-м являла более масштабную экспозицию, посвященному феномену литовской фотошколы. И вот теперь — более двухсот работ пятнадцати знаковых литовских фотографов второй половины XX века, каждый из которых, оставаясь в рамках своего стиля или жанра, был проводником и визуально воплощал genius loci, был хранителем особого духа, присущего только литовской земле и литовской культуре.

Болотная наб., 3, стр. 1.До 23 марта.

Примерно так может звучать мораль кинобасни Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит», которая выходит в российский прокат 6 февраля. Взлет и падение брокера, написанная им самим, — в основу сценария положена автобиография фондового махинатора конца 1980-х Джордана Белфорта — расцвеченная деньгами, сексом и наркотиками, но по сути плоская и никчемная жизнь. То, что начинается как «праздник жадности с равными долями кокаина, тестостерона и прочих продуктов организма», заканчивается банальным тюремным сроком и, по выходу из заключения, унылым чесом в качестве оратора-вдохновителя для безмозглых. Каких-то режиссерских открытий Скорсезе не демонстрирует: «Волк…» снят бойко и гротескно, особенно в первой половине, со множеством мелких ироничных находок вроде арии Холодного духа из «Короля Артура» Генри Перселла в качестве аккомпанемента удолбанному вусмерть маклеру или исполненного глупейшего позитива забубенное итало-диско от Умберто Тоцци в сцене с крушением яхты Белфорта, а заодно и спасательного самолета. Но в целом этот киноязык мы уже видели не раз — в тех же «Славных парнях» или «Казино» самого Скорсезе как минимум. Послевкусие от фильма остается довольно вялое, особенно от второй половины, но его можно посмотреть хотя бы потому, что в нем есть все, что так безумно стремится запретить «взбесившийся принтер». В общем, «Оскара» «Волк…», разрабатывающий заезженную тему «из грязи в князи», вряд ли заслуживает. В отличие от Леонардо ди Каприо в главной роли.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow