СюжетыОбщество

«Он жил на цыпочках, чтобы быть лучшим»

Что могло послужить спусковым крючком в психике старшеклассника, убившего учителя и полицейского. Комментарии психологов

Этот материал вышел в номере № 12 от 5 февраля 2014
Читать
Что могло послужить спусковым крючком в психике старшеклассника, убившего учителя и полицейского. Комментарии психологов...

Расширенный суицид

Заведующий кафедрой криминальной психологии факультета юридической психологии МГППУ Сергей ЕНИКОЛОПОВ:

— Конечно, в нормальном душевном состоянии школьник не сможет расстрелять учителя. Здесь было явная травма, удар по самооценке, по базовому представлению о самом себе. И был страх возможной перемены представления о нем со стороны значимых людей. Подросток — отличник, не очень принятый в среде сверстников, для него школьная оценка по предмету — самый важный, если не самый значимый момент в жизни. Этот мальчик явно тянулся из последних сил все девять с половиной лет, что проучился в школе, он жил на цыпочках, чтобы быть лучшим. Четверка, которую, как я понял, даже еще и не поставил, а только пригрозил поставить учитель географии отличнику, — ситуация стрессогенная, в данном случае — непереносимая. То, что за этим последовало, можно рассматривать не только как убийство, но и как суицид, только расширенный. Можно предположить, что, решившись на убийство, школьник практически свел счеты с жизнью.

Так или иначе, важно понять, что наши дети могут просто не выдерживать родительского давления: «ты должен быть лучшим». Не так-то просто разглядеть детскую депрессию, нужны специальные методики для работы в школах психологов, нужно вовремя выявлять отклонения в психике детей.

Убить оценку

Возрастной и социальный психолог, автор серии публикаций о проблемах старшеклассников Тимур МУРСАЛИЕВ:

— Мы знаем из СМИ, что мальчик из 10-го класса пришел в школу к четвертому уроку. Прошел с оружием, вошел в класс, дверь оставил приоткрытой. Выстрелил в молодого учителя географии, уточнил, жив ли он? Ему никто не ответил, и тогда он выстрелил в учителя еще раз, сделал «контрольный выстрел». Охранник, как выяснилось, нажал на тревожную кнопку, быстро приехали полицейские. Один из них заглянул в полуоткрытую дверь и сразу же был убит. Второй — ранен… Это значит, что дверь стрелок держал под контролем. Что происходит дальше? Он держит в заложниках одноклассников, стреляет для острастки в потолок. Приезжает отец и всего за 40 минут убеждает его сдаться.

Бесстрастный убийца — мальчик-отличник. Если верна та информация, которую мы имеем, у него нет друзей, социальные контакты ограниченны, все подчинено одной цели — закончить школу с золотой медалью. Вряд ли в таком возрасте парень мог бы сам увлечься такой целью. Значит, очень сильно давила семья. В школах есть традиция — помогать своим ученикам, вытягивать их, не портить общую картину оценок. Но среди молодых учителей эта традиция не приветствуется, потому что они еще не до конца выгорели, любят свой предмет и требуют его учить по полной программе.

Мы знаем, что мальчик выстрелил в учителя с ходу. Если бы он ненавидел человека лично, если иметь в виду всю эту адскую шелуху с версиями о педофилии, которая уже появляется то здесь, то там, была бы ненависть, месть. Убийство — это, конечно же, месть безусловная, но в подростковом возрасте она бывает более развернутой. Если бы он хотел вернуть контроль над ситуацией, ощутить власть над обидчиком, — он бы пугал, угрожал, оскорблял, наслаждался, упивался его унижением. Он бы делал все что угодно, но только бы не стрелял сразу на поражение. Последнее возможно, если есть решение выстрелить, не важно, в кого. Не само убийство его цель, а достижение чего-то через убийство. Он учителя просто убирает, но выходит не из-под его контроля, он выходит из-под контроля отца или семьи в целом.

Смотрите, школьник убивает двоих взрослых, ранит третьего, держит в заложниках больше двух десятков ровесников. Стальные нервы! Но приходит его отец, и он сразу начинает с ним разговаривать. Если бы парень был в истерике, отец не смог бы его успокоить. Если бы была вина учителя, слова отца ничего бы не значили. А он его уговорил всего за 40 минут. Это значит, что отец для этого ребенка — высочайший авторитет.

Известно, что отец говорил сыну, что, мол, разберемся, что все будет хорошо. Сын слышал косвенное одобрение того, что натворил. Именно это и было подсознательной целью. За четверку по географии одобрения он никогда бы не дождался. Ожидание неодобрения, возможно, оказалось для него страшнее, чем смерть людей.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow