СюжетыКультура

Карбаускис теперь знает, где прикурить

Скандал вокруг худрука «Маяковки» не исчерпан

Этот материал вышел в номере № 12 от 5 февраля 2014
Читать
Скандал вокруг худрука «Маяковки» не исчерпан

Днем во вторник художественный руководитель Театра имени Маяковского, гражданин Литвы Миндаугас Карбаускис, собирался с силами, чтобы совершить попытку попасть в Москву еще раз. Но скандал с внезапной депортацией режиссера и его суточные хождения по мукам в аэропорту «Внуково» остаются полем загадок.

Почему именно этот человек выбран для демонстрации торжества российской законности?. Почему весь сюжет развернулся и исчерпался — будем надеяться — так стремительно? Что стоит за этой выборочной суровостью государства к иностранному гражданину, кроме очевидной, мягко говоря, рассеянности героя? Мы попросили прокомментировать случившееся председателя комитета «Гражданское содействие» Светлану ГАННУШКИНУ:

— За прошлый год было принято две поправки в 26-ю статью ФЗ 114 «О порядке въезда и выезда из РФ». Первая: иностранные граждане, которые на месяц превысили срок пребывания в России, не будут пускаться на ее территорию в течение 3 лет. И вторая: если человек в течение трех лет привлекался к административной ответственности, въезд в Россию ему будет запрещен до тех пор, пока с последнего решения суда не пройдет 3 года. При этом у него могут быть в России дети, это может быть женщина с больным раком ребенком, которого она везет на консультацию, беременная женщина с мужем: поехали отдыхать в Египет, а на обратном пути мужа не впускают. Я реальные случаи рассказываю. Из-за одного этого пункта за прошлый год во въезде в Россию отказали 456 тысячам человек. Но самое интересное, что человека не оповещают об этом. Человек нарушил, повинился, заплатил штраф и забыл. Он не знает, что уже автоматически занесен в базу.

Здесь тройное нарушение закона. Во-первых, государство не имеет права применять к человеку меры, о которых он не знает. Есть право на информацию. Во-вторых, человек дважды наказывается за одно и то же. И в-третьих, он лишается права на обжалование. С кем ему судиться, с базой? А если бы существовал чиновник, который бы выдавал уведомление, и эти люди с ним подали бы в суд, они бы его выиграли! Есть еще закон об охране семьи, о материнства и детстве, 8-я ст. Европейской конвенции о защите семейной и частной жизни… Они все сильнее этого закона и каких-то двух правонарушений.

И этой системой, как я выяснила, еще и гордятся. Когда я разговаривала об этих поправках с одним из депутатов Госдумы, он ответил: «Зато мы убрали коррупционную компоненту: ведь базе нельзя дать взятку». Но люди будут искать способ в базу не попасть: им будет выгодно не честно оплатить штраф, а дать вместо него взятку полицейскому. Это попытка автоматизировать именно то, в чем точно должен участвовать человек.

По итогам событий вокруг Карбаускиса сразу возникло несколько конспирологических версий: происки врагов, провокация накануне Олимпиады…

Но, может быть, самое поразительное в этой истории не то, что Миндаугас Карбаускис, по его словам, теперь точно знает, где можно курить в аэропорту, в котором курить нельзя. А то, что фейсбук-сообщество, ринувшееся на спасение таланта, неожиданно коллективно прошло тест Рассела на расизм. И провалилось.

Готовность противопоставлять Карбаускиса и торговца шаурмой, альтернатива известного режиссера «какому-то таджику» — и есть та самая общественная почва, на которой стоит наше сильное правовое государство.

Отдел культуры

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow