КолонкаПолитика

Майкл Макфол уходит. Его ненавидели не потому, что он – враг России, а потому, что друг

Этот материал вышел в номере № 14 от 10 февраля 2014
Читать

Посол США в России Майкл Макфол покидает свой пост, не доработав традиционных трех лет. МИД России настолько счастлив, что опубликовал в своем twitter совершенно хамскую реплику (искренне надеюсь, что это было сделано без ведома Лаврова и его заместителей, а то уж совсем стыдно). Жду радостных криков Пушкова и Леонтьева. Победа!

Макфола травили всерьез и последовательно. Намекали относительно нежелательности его пребывания на посту его американскому начальству, спускали на него нашистов и НТВ. Делали и вещи куда более омерзительные, о которых он сам расскажет, когда сможет и захочет. Почему?

Любому нормальному человеку понятно, что разговоры об оранжевых революциях, которые он, якобы координирует, или о деньгах, раздававшихся российской оппозиции – бред, нужный для прикрытия действий против посла. Так чем же он им не угодил?

Дело в том, что такого американского посла в России еще не было. Он представлял здесь не столько госдепартамент, сколько лично президента, с которым его связывают не только формальные отношения. И не просто президента США, но президента американской мечты – «Господь создал людей равными…» Для многих людей в команде Обамы, а уж для Майкла – точно, слова о свободе, демократии, человеческом достоинстве – не пустой звук. Нашим трудно работать с такими людьми, они для них недостаточно циничны.

А еще он представлял не только президента, но и саму Америку, народ Соединенных Штатов. И был послом не только при Правительстве РФ, он был первым послом при российском обществе. И эта его вторая ипостась была для него не менее важна, чем первая. Ученый, один из лучших американских экспертов по России, волею судеб оказавшийся послом, он считал своей миссией борьбу с антиамериканскими предрассудками в России и антироссийскими в Америке. Не знаю, как за это относились к нему американские ястребы, но наши – ненавидели.

Они ненавидели его не потому, что он – враг России, а потому, что друг. Но он друг той России, которая должна и может быть равноправным членом семьи демократических государств, которая вместе с США участвует в игре с ненулевой суммой. Мне известны несколько ситуаций, значимых для нашей страны, которые были благополучно разрешены именно благодаря Майклу. При этом он, разумеется, считал, что это выгодно и его стране. Думаю, таких случаев было много, я просто не знаю всего – несмотря на наши двадцатипятилетние дружеские отношения он, в бытность послом, а ранее – помощником президента, никогда не говорил мне ничего такого, чего не должен был бы говорить как государственный служащий.

Майкл Макфол не просто очень хорошо знает, но и любит Россию. Наверное, поэтому он так хорошо понимает нашу страну. Много раз, публично и непублично, он у себя в Америке доказывал, что примитивный черно-белый образ России – у них ведь есть свои идиоты на позициях, не менее высоких, чем у наших идиотов – столь же неадекватен, как примитивный образ США, тиражируемый нашим телевидением. Думаю, этим тоже он не угодил нашим – они ведь хотят, чтобы американцы ненавидели нас так же, как они ненавидят американцев. Так проще.

Макфол заявил, что возвращается в Стэнфорд. Не знаю, надолго ли? Неужели Обама смирится с потерей такого человека? Может быть, наши ястребы рано радуются.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow